будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура

Константин Сутягин: "Книжка, чтобы продавать"

22 февраля нынешнего года "Прагматика культуры" опубликовала рецензию Игоря Шевелева "Художникам указали, кто почем"  на справочник цен на русское искусство "DAR". Справочник представляет современных российских художников и цены на их работы. На днях мы получили отклик художника Константина Сутягина, Он полагает, что такие книги выпускаются совсем не для того, чтобы облегчить жизнь покупателям. Ниже приводим его текст.

Арт-рынок структурируется. У нас вот, например, на ближайшем рынке в результате структуризации продавцов стало раза в два меньше, а цены выросли вчетверо. При этом продают все одно и то же, а нормальной сметаны не купишь.

К сожалению, в последнее время не потребление рождает спрос, а наоборот. Если появляется какой-то продукт, то нужен он всегда, на самом деле не столько  покупателю, сколько продавцу.

Вспомним, что это уже не первая попытка как-то описать современный арт рынок, как-то его подчинить, научиться им управлять.

Несколько лет назад Марат Гельман составил список из 100 художников, которых только и нужно покупать российским коллекционерам (все остальное - отстой, забыть). Понятно, что из этих 100 лично автор списка выставлял не одного, и не двух. Дело скоро заглохло.

Потом вышел рейтинг Сергея Заграевского, уже составлявший несколько тысяч имен, расставленных в определенной иерархии. Место каждого художника определял художественный совет этого издания, состоящий из галеристов и искусствоведов. Разумеется, и здесь все носило личный характер (кто с кем знаком, кто кого продает, кто с кем дружит). Нормально, а как иначе? Что такое у нас объективность, как не сумма разных точек зрения? Была во всех этих первых рейтингах очень симпатичная вещь: все они замахивались на то, чтобы конкретно утверждать: кто из художников лучше, а кто - хуже. Задача романтическая и решалась тоже романтически: "уж вы мне поверьте!"

И вот сегодня появился новый рейтинг, который решает те же задачи, только уже на строго финансовой основе. Здесь уже казалось бы, никакой романтики.

Однако, если с ценами работ, продаваемых на серьезных западных аукционах, все ясно,  отследить их несложно - там ежегодно выпускаются толстые справочники (Майер и др.) с перечнем абсолютно всех художников, мелькавших на аукционах, с указанием цен продажи - то что можно сказать о ситуации, когда, ничем не подтверждая, цены озвучивают сами авторы?
Если первые рейтинги были интересны, как выражение одной или десяти субъективных точек зрения, то последний не менее интересен, как отражение личных амбиций и пожеланий каждого художника в отдельности. Тут романтики еще больше.

Однако за каждой романтикой, как правило стоят вполне трезвые вещи.

В самом деле, трудно себе представить, чтобы кто-нибудь сегодня бескорыстно потратился только для того, чтобы облегчить жизнь покупателю. Каждый преследует свои собственные цели - позиционирование на рынке. Иногда это делается совсем простодушно (М.Гельман), иногда чуть более замаскированно (С. Заграевский привлекает десяток уважаемых экспертов и несколько тысяч художников для создания атмосферы вокруг определенной группы авторов, ради которых этот рейтинг и составлялся).

Нетрудно предположить, что и в случае с этим справочником есть некая группа художников, чья реальная ценность находится под сомнением (или, во всяком случае, не всем очевидна). И для этого вокруг нее создается атмосфера из классиков, русского авангарда, народных, заслуженных и просто художников, выступащих в качестве необходимых, порой, даже почетных статистов. Почему нет? Ситуация обыкновенная. Нетрудно при желании и вычислить эту группу.

Например, вряд ли кого всерьез интересуют максимальные цены (а именно это и указывается в справочнике) на русский авангард, на классиков и других художников, стабильно присутствующих на западном рынке. Интересна динамика (растет или падает) и цена текущего момента - а эту информацию всегда можно посмотреть в европейских справочниках. Так же и цены, скажем, на художников выставляющихся в художественных салонах и прозрачных галереях не так интересны для покупателя. Я, может быть кого-то удивлю, но в нормальных европейских и московских галереях цены пишутся на этикетках, рядом с названием работы, и нет никакой нужды пускаться на хитрое расследование. Таким образом, если интересно, то, немножко поработав со справочником,  несложно вычислить ту группу, ради которой он создавался, чьи цены не совсем прозрачны и очевидны.

Так что для продавцов, для художников (и для меня в том числе) эта книжка очень полезная и хорошая. Ссылаясь на нее можно неплохо продавать. Спасибо.

Если же говорить о покупателе, то самый, на мой взгляд, толковый справочник вышел в Московском союзе художников, где все авторы по-честному расставлены в алфавитном порядке. Немножко простовато, по-мосховски: дается фотография работы, биография, собрания в музеях, а рядом указан телефон, по которому можно связаться с самим художником. Чего проще?

Кстати, о телефонах: так же вот, приходишь в магазин покупать мобильник, пытаешься понять, какой здесь самый лучший.  

- Как, дескать, на ваш взгляд? - спрашиваешь продавца. А он тебе говорит:

- Вот этот телефон самый лучший! (Случай Гельмана, и - в более расширенном виде - Заграевского).

Очень удобно, вся ответственность лежит на продавце.

Или же продавец начинает пудрить тебе мозги, рассказывая что-то про пиксели-мегапиксели, драйверы-шмайверы, так что ты уже вообще перестаешь что-либо понимать, а смотришь только на цену телефона и его внешний вид. Собственно, так и нужно покупать произведения искусства, и справочник ДАР предоставляет такую возможность покупателю-читателю наилучшим образом. Все по-честному.

См. также:  

Игорь Шевелев. Художникам указали, кто почем.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).