22 февраля нынешнего года "Прагматика культуры" опубликовала рецензию Игоря Шевелева "Художникам указали, кто почем" на справочник цен на русское искусство "DAR". Справочник представляет современных российских художников и цены на их работы. На днях мы получили отклик художника Константина Сутягина, Он полагает, что такие книги выпускаются совсем не для того, чтобы облегчить жизнь покупателям. Ниже приводим его текст.
Арт-рынок структурируется. У нас вот, например, на ближайшем рынке в результате структуризации продавцов стало раза в два меньше, а цены выросли вчетверо. При этом продают все одно и то же, а нормальной сметаны не купишь.
К сожалению, в последнее время не потребление рождает спрос, а наоборот. Если появляется какой-то продукт, то нужен он всегда, на самом деле не столько покупателю, сколько продавцу.
Вспомним, что это уже не первая попытка как-то описать современный арт рынок, как-то его подчинить, научиться им управлять.
Несколько лет назад Марат Гельман составил список из 100 художников, которых только и нужно покупать российским коллекционерам (все остальное - отстой, забыть). Понятно, что из этих 100 лично автор списка выставлял не одного, и не двух. Дело скоро заглохло.
Потом вышел рейтинг Сергея Заграевского, уже составлявший несколько тысяч имен, расставленных в определенной иерархии. Место каждого художника определял художественный совет этого издания, состоящий из галеристов и искусствоведов. Разумеется, и здесь все носило личный характер (кто с кем знаком, кто кого продает, кто с кем дружит). Нормально, а как иначе? Что такое у нас объективность, как не сумма разных точек зрения? Была во всех этих первых рейтингах очень симпатичная вещь: все они замахивались на то, чтобы конкретно утверждать: кто из художников лучше, а кто - хуже. Задача романтическая и решалась тоже романтически: "уж вы мне поверьте!"
И вот сегодня появился новый рейтинг, который решает те же задачи, только уже на строго финансовой основе. Здесь уже казалось бы, никакой романтики.
Однако, если с ценами работ, продаваемых на серьезных западных аукционах, все ясно, отследить их несложно - там ежегодно выпускаются толстые справочники (Майер и др.) с перечнем абсолютно всех художников, мелькавших на аукционах, с указанием цен продажи - то что можно сказать о ситуации, когда, ничем не подтверждая, цены озвучивают сами авторы?
Если первые рейтинги были интересны, как выражение одной или десяти субъективных точек зрения, то последний не менее интересен, как отражение личных амбиций и пожеланий каждого художника в отдельности. Тут романтики еще больше.
Однако за каждой романтикой, как правило стоят вполне трезвые вещи.
В самом деле, трудно себе представить, чтобы кто-нибудь сегодня бескорыстно потратился только для того, чтобы облегчить жизнь покупателю. Каждый преследует свои собственные цели - позиционирование на рынке. Иногда это делается совсем простодушно (М.Гельман), иногда чуть более замаскированно (С. Заграевский привлекает десяток уважаемых экспертов и несколько тысяч художников для создания атмосферы вокруг определенной группы авторов, ради которых этот рейтинг и составлялся).
Нетрудно предположить, что и в случае с этим справочником есть некая группа художников, чья реальная ценность находится под сомнением (или, во всяком случае, не всем очевидна). И для этого вокруг нее создается атмосфера из классиков, русского авангарда, народных, заслуженных и просто художников, выступащих в качестве необходимых, порой, даже почетных статистов. Почему нет? Ситуация обыкновенная. Нетрудно при желании и вычислить эту группу.
Например, вряд ли кого всерьез интересуют максимальные цены (а именно это и указывается в справочнике) на русский авангард, на классиков и других художников, стабильно присутствующих на западном рынке. Интересна динамика (растет или падает) и цена текущего момента - а эту информацию всегда можно посмотреть в европейских справочниках. Так же и цены, скажем, на художников выставляющихся в художественных салонах и прозрачных галереях не так интересны для покупателя. Я, может быть кого-то удивлю, но в нормальных европейских и московских галереях цены пишутся на этикетках, рядом с названием работы, и нет никакой нужды пускаться на хитрое расследование. Таким образом, если интересно, то, немножко поработав со справочником, несложно вычислить ту группу, ради которой он создавался, чьи цены не совсем прозрачны и очевидны.
Так что для продавцов, для художников (и для меня в том числе) эта книжка очень полезная и хорошая. Ссылаясь на нее можно неплохо продавать. Спасибо.
Если же говорить о покупателе, то самый, на мой взгляд, толковый справочник вышел в Московском союзе художников, где все авторы по-честному расставлены в алфавитном порядке. Немножко простовато, по-мосховски: дается фотография работы, биография, собрания в музеях, а рядом указан телефон, по которому можно связаться с самим художником. Чего проще?
Кстати, о телефонах: так же вот, приходишь в магазин покупать мобильник, пытаешься понять, какой здесь самый лучший.
- Как, дескать, на ваш взгляд? - спрашиваешь продавца. А он тебе говорит:
- Вот этот телефон самый лучший! (Случай Гельмана, и - в более расширенном виде - Заграевского).
Очень удобно, вся ответственность лежит на продавце.
Или же продавец начинает пудрить тебе мозги, рассказывая что-то про пиксели-мегапиксели, драйверы-шмайверы, так что ты уже вообще перестаешь что-либо понимать, а смотришь только на цену телефона и его внешний вид. Собственно, так и нужно покупать произведения искусства, и справочник ДАР предоставляет такую возможность покупателю-читателю наилучшим образом. Все по-честному.
См. также: