будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Культура
Борисова Марина

Концерт ко Дню Победы

Когда Большой театр объявил свои планы на сезон, где возвышалось название «Война и мир» с Мстиславом  Ростроповичем, сразу возникло предчувствие, что ничем хорошим дело не кончится. Блокбастер Сергея Прокофьева – штука каверзная, в чем-то посильнее «Фауста» Гете и покруче, чем тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера. Для его воплощения надобны наилучшие исполнительские силы, какими должна двигать невероятно могучая художественная воля. В качестве такой силы выступал маэстро Ростропович, известный пламенный борец за утверждение русской музыкальной классики ХХ века. Тем более, на первой сцене России. Тем более, в статусе важного общественного события - премьера посвящается 60-летию победы в Великой Отечественной.

Но Ростропович сошел с дистанции незадолго до финиша (его заменил Александр Ведерников): бросив своих молодых собратьев по борьбе (режиссер Иван Поповски, сценограф Александр Боровский-Бродский), он оставил их лицом к лицу с этим неподъемным произведением, которое сегодня  представить на сцене в аутентичном виде практически невозможно (ну не изображать же батальные сцены впрямую), а переводить в область условного театра, вроде «Орестеи» Петера Штайна, еще сложнее в силу особенностей произведения, населенного живыми людьми в памятных исторических обстоятельствах. Встреча композитора Прокофьева в зените творческой зрелости и дебютирующего в Большом режиссера, итогом которой стала декабрьская премьера на Новой сцене Большого, оказалась исторической, прямо-таки поворотной в жизни этого сочинения.

Дело в том, что последнее время прокофьевский монумент периодически появляется  в России. В 1991-м на сцене Мариинского театра его возвел Грэм Вик – тот самый Вик, который выпустил странную «Волшебную флейту» в Большом в начале этого сезона. «Война и мир» Вика -- театральная удача и символ падения железного занавеса в оперном пространстве России – сегодня вспоминается одним из лучших спектаклей за последние 15 лет: выразительная условность оформления (Тимоти О’Брайен) удивительным образом сочеталась с постижением феномена под именем «русские люди». Потом в Мариинском возникла новая версия  (2001), где архитектурное решение Георгия Цыпина (сценограф) облагораживало китчевый мазок режиссера Андрея Кончаловского. В финале минувшего сезона эта версия была показана на Пасхальном фестивале в Москве, но адаптация к сцене Театра Советской армии сделала спектакль неузнаваемым, превратив его в вампуку дорежиссерской эры, которую стоило терпеть лишь ради приличного музыкального исполнения.

Премьера «Войны и мира» на Новой сцене подвела черту: теперь все названные версии – даже при очевидной тенденции на понижение театрального уровня – воспринимаются как прекрасное прошлое. Потому что «Война и мир» в Большом вообще не спектакль, а юбилейный концерт длиной 4 часа. Наверное, он хорошо смотрелся бы в каком-нибудь зажиточном ДК крупного областного центра доперестроечной эпохи, когда в искусстве празднования юбилеев почиталась незатейливая красивость и незамысловатая поэтичность в стиле утренника в начальной школе, где надо одушевленно представить историю страны подручными силами. Спектакль Большого напоминает  те самые живые сцены, через которые прошли мы в своем советском или постсоветском отрочестве: группируясь по 12-ти картинам, 55 персонажей Прокофьева (а это почти два школьных класса) образуют на авансцене то ровную, то неровную шеренгу и, обращаясь в зал, приподнято декламируют текст.

Временами с ними случается нечто, и тогда они ведут себя, как на сеансе гипноза. Так происходит, к примеру, в ключевой сцене вальса, когда Наташа танцует с Андреем на своем первом балу. В его средней часть герои оказываются на пьедестале и, глядя в упор друг на друга, совершают медленные плавные движения руками, пока остальные танцующие замерли в затемнении, как вкопанные. Уж не знаю, что передают герои этими странным жестами, но со стороны кажется, что сомнамбулы из 19-го века  играют в ладушки. Таких удивительных эпизодов в спектакле немало, и есть подозрение, что происходящее на сцене претендует называться «поэтическим театром» – в том смысле, что действие намекает на некий лирический подтекст и его нельзя понимать впрямую.

Не менее выразителен дуэт Наташи и Сони в первой картине («Отрадное»), что слушает стоящий под их балконом князь Андрей. Девушки поют с синхроном – плавными разводами рук, напоминая детей в возрасте до 3-х лет, стихийно реагирующих на танцевальную музыку. Вершина кинетического театра на патриотическую тему – вальсирующая кровать с умирающим Князем Андреем («Изба в Мытищах»). Тут, когда бред героя прорывает вошедшая Наташа, которая не реальное лицо, а всего лишь воспоминание героя (она все в том же бальном платье, несмотря на тяготы войны), снова звучит знаменитый вальс, и ложе героя начинает кружиться по полу – сам он в силу обстоятельств двигаться уже не может. Этих примеров довольно, чтобы понять, на каком уровне происходил диалог постановщика с произведением и происходил ли он вообще.

Пожалуй, такому прямодушию не требуются и прочие составляющие зрелого оперного спектакля – актерская игра и декорации. Первое не нужно, потому что здесь нет характеров, отношений и историй, а есть только сценки, похожие на иллюстрации в старых школьных хрестоматиях по литературе: вот морально неустойчивое общество Элен, парные позы обозначают разврат, вот человек без совести и чести  - Курагин в окружении группы цыганок, вот единство народа и вождя - выступлению Кутузова на совете в Филях внимает крестьянская девочка. Второе, напоминая безликую мебель времен позднего застоя, носит служебный  характер, не претендуя на создание образа: аккуратно выложенная стенка в два цвета (белый низ – темный верх), разъезжающаяся на сегменты-кубики.

Если вспомнить, что сегодня на дворе 2005-й год, а не 1953-й (год смерти Прокофьева, так и не сумевшего подчинить свою музу госдоктрине) и не 1985-й (когда Михаил Горбачев, сам того не подозревая, освободил творца от этой обязанности), и что новая художественная политика Большого говорит о целеустремленном движении первой сцены государства, желающей войти в мировой контекст, то хочется задать бестактный вопрос: как такое возможно? Почему правила, годные для драмкружка или концерта самодеятельных коллективов, вдруг оказываются основой большого спектакля?

См. также на смежные темы:

  • Артем Варгафтик. Публика в кольце.
  • Марина Борисова. Европейское качество российской температуры
Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).