будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура

Красота по-американски

Красота по-американски
2004_0819DOLLSHOUSE0005

В рамках фестиваля, организованного Центром Стаса Намина при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, будут показаны картины "Странные дни" Кэтрин Бигелоу, "Личная скорость: три портрета" Ребекки Миллер, "Я стреляла в Энди Уорхола" Мери Харон,  и "Поколение игры Doom" Грегга Араки. Все это американское кино. Не голливудское, а именно американское, родное. Потому что Голливуд имеет такое же отношение ко всей остальной киноиндустрии США, как Ватикан - к Италии. 

Открыл фестиваль культовый режиссер Тодд Солондц, который привез в Москву два своих фильма: "Добро пожаловать в кукольный дом" и "Перевертыши". Приняв приглашение не только в кукольный, но и в Центральный дом предпринимателя, в котором проходит фестиваль, корреспондент "Прагматики культуры" Леонид Клейн посмотрел фильм Тодда Солонца и составил свое независимое мнение о независимом американском кино.  

Контент  фильма "Добро пожаловать в кукольный дом" вполне описывается двумя произведениями русского искусства: стихотворением Заболоцкого "Некрасивая девочка" и фильмом Ролана Быкова "Чучело". У двенадцатилетней Дон Уинер, главной героини фильма, две проблемы: она некрасива и ее никто не любит. Или это одна проблема. Или одна вытекает из другой. Неважно. Важно то, что ученики ее третируют, обзывая сосиской и лесбиянкой, младшая сестра, милашка и танцовщица, ее ненавидит; брат к ней абсолютно равнодушен, а родители вымещают на своей нелюбимой дочери свои комплексы. Но внешние данные не выбирают, и девочка, "так же, как все",  хочет любви. Объектом подростковой страсти становится старший  друг ее брата - красавец, музыкант и мачо, с которым  - тут параллели с образцами русского искусства прекращаются - Ден хочет переспать. Но безуспешно. А наряду с этим ее одноклассник, хулиган и даже, возможно, торговец наркотиками, хочет ее изнасиловать. Тоже, кстати, безуспешно. Такая история.

Грустная? В этом вся проблема. В фильме есть сцена, во время которой отверженная Ден получает очередную порцию унижения: все домашние в полном составе смотрят видеокассету со съемками какого-то семейного торжества. Камера ловит главную героиню, которая, конечно же, выглядит, как всегда, глупо и смешно. Ночью девочка в пижаме и с молотком в руке выходит в сад и разбивает кассету.  После чего заходит в свою комнату и склоняется над кроватью с безмятежно спящей младшей сестрой. Ден замахивается... У Тарантино молоток бы обязательно опустился, чтобы залить весь экран клюквенным соком; в каком-нибудь сентиментальном кино нам показали бы, как девочка с отвращением выбрасывает страшное оружие, отступается от своих мерзких замыслов и со слезами раскаивается. У Тодда Солондца не происходит ни того, ни другого. Ден не убивает сестру, она просто со злостью произносит: "Тебе повезло" - и идет спать.

"Мне верить хочется, что сердце не игрушка, сломать его едва ли можно вдруг" - это у Заболоцкого, а фильм "Приглашение в кукольный дом" -  совсем другая тема. Детское сердце, конечно, не игрушка, но то ли оно уже давно сломано, то ли... Тодд Солондц, характеризуя героиню своего фильма "Перевертыши", сказал: "Она остается собой вне зависимости от того, набрала она тридцать кило или сбросила, или даже если она поменяла пол". Ничего изменить нельзя - таков главный мировоззренческий итог фильма. Чем заканчивается картина? Если любопытно, сходите и посмотрите, но ни кульминации, ни развязки, ни катарсиса вы там не увидите. Нет в фильме и ни одной сексуальной сцены, что по нынешним временам выглядит не просто старомодно (что, кстати, чистая правда: фильм был снят 1995 году), но прямо-таки вызывающе. А что же есть и в чем состоит компонент "независимости" подобного рода картин? Независимое кино - это фильмы, снятые за пределами Голливуда. Они обходятся без дорогостоящих спецэффектов, без пошлых сюжетных ходов, к которым так привык масскульт,  без огромных кассовых сборов. Но ни одно кино, даже самое независимое, не может быть скучным. Особенно на такую тему. А Тодду Солондцу удалось снять скучный фильм, и в какой-то момент зритель перестает задумываться над тем, сочувствует ли он несчастной девочке или цинично наблюдает за ее злоключениями. Зритель хочет, чтобы это все поскорее кончилось.  Потому что с американским режиссером шутки плохи. Например, в 1999 году во время 21-го Московского кинофестиваля Солондц перед показом своего фильма "Счастье" вышел на сцену и предупредил публику, что картина будет длиться два с половиной часа вместо заявленных полутора. В этот раз, правда, все обошлось, и режиссер никого не пугал. Вначале он тоже вышел на сцену и сказал: "Если во время просмотра вы будете смеяться, то это хорошо, а если не будете, то это тоже хорошо". По-моему, прекрасная формула независимости искусства.

Лучше не скажешь.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).