будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 10, 2025
Культура
Сэндоу Алекс

Кто такой Пушкин?

«А Пушкин – наше всё: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного...» (Аполлон Григорьев, 1859); «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, – сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое...» (Ф.М. Достоевский, 1880); «Пушкин – самый объемлющий и в то же время самый гармонический дух, который выдвинут был русской культурой...» (П.Б. Струве, 1937); «Пушкин был живым средоточием русского духа...», «а призвание его состояло в том, чтобы принять душу русского человека во всей ее глубине, во всем ее объеме и оформить, прекрасно оформить ее, а вместе с нею – и Россию...» (Иван Ильин, 1937); «Пушкин таинственно стал alter ego России...» (А.В. Карташев, 1937).

Таков Пушкин в отношении к России.

В отношении к мирозданию он – эхо, на всё откликающееся и отзывающееся: «Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою», «что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на всё откликающееся в мире...» (Гоголь, 1847); «великая натура Пушкина, на всё отозвавшаяся...» (А.Григорьев, 1859); «он отозвался типическими образами, бессмертными звуками...» (И.С. Тургенев, 1880); «не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин...» (Достоевский, 1880).

Отчасти Пушкин сам постарался для того, чтобы в нем видели эхо мира, по крайней мере, мира русского – в финале одного своего юношеского стихотворения он писал:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

(Стихотворение является мини-одой в честь супруги Александра I и впервые  напечатано в 1819 году под заглавием: «Ответ на вызов написать стихи в честь ея императорского величества государыни императрицы Елизаветы Алексеевны»).

В более позднем стихотворении («Эхо», 1831) Пушкин определял поэтическую всеотзывчивость уже в общих контурах, что, впрочем, не мешает видеть сквозь эти контуры судьбу самого Пушкина:

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!

Первым, кто представил Пушкина в образе «нашего всего», еще при его жизни (в 1835 году), был Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». «В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство».

рис.Cергея Елкина
рис.Cергея Елкина

Вообще-то слова Гоголя являются проекцией на Пушкина его понятий о главном принципе собственного творчества – принципе сопряжения всего в одном – вот, например, некоторые его комментарии к разным своим сочинениям: «Всеобщая история должна собрать в одно – все народы мира»; «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России» «и за одним разом посмеяться над всем»; «какой огромный, какой оригинальный сюжет! <это о замысле поэмы «Мертвые души»>. Вся Русь явится в нем!»

Такие понятия Гоголя – это не только факт его самобытного творчества, но еще следствие некоторых устойчивых ментальных  стереотипов, причем не только русских. Представление о том, что нечто одно способно воплощать в себе нечто всё – свойство человеческого мышления в разные исторические времена.

В первобытные эпохи так думали о племенных и родовых вождях – в них, с точки зрения сородичей и соплеменников, концентрировалась вся сила рода-племени и сила природы. От магических способностей вождя зависели военные победы, хорошая погода, урожаи, удачная охота. Эти представления основаны на архаической логике отождествления части и целого: вождь является такой же неотъемлемой частью племени, как, например, голова является частью тела.

У разных народов есть мифы о том, как мир был создан из частей тела великана (из одного сделано всё), или о том, как первый человек был сотворен из частей  мира (из всего сделано одно – см., например, в средневековом «Сказании, как сотворил Бог Адама»: взял бог от земли – тело, от камней – кости, от моря – кровь, от солнца – глаза, от ветра – дыхание и т.д.). Та же логика образовала представления о сыне Божием – спасителе человечества (один спасает всех). На этой логике основан и культ героев всех народов и времен, в том числе совсем недавних:

Сталин – это народ,
Что к победам идет
По вершинам подоблачных склонов.
Сталин – наши дела,
Сталин – крылья орла,
Сталин – воля и ум миллионов.

Песня про Сталина написана через сто лет после того, как в России укоренилось представление о том, что всё народное способен воплотить в себе один гений.  

Слово гений в том значении, в каком оно используется сейчас («выдающаяся творческая личность»), стало употребляться в русском языке с конца XVIII века (до этого оно фигурировало только в двух, еще античных значениях: дух-покровитель и дух творчества). А к 30-40-м годам XIX века во всей образованной Европе (и в  России тоже) укоренились представления о том, что великие поэты, философы, художники и вообще выдающиеся личности других творческих профессий – это:

во-первых, медиумы, способные быть зеркалом или эхом вселенной (Новалис: в гении «преломляется вселенная», он «есть голос вселенной»; Тютчев: «Все во мне, и я во всем»);

во-вторых – выразители национального духа, национальных духовных субстанций: «Искусство древней Греции, весь дух ее отразился в творениях Платона и Аристотеля» (Д.В. Веневитинов, 1826); «истинный поэт» – это «проводник народного самопознания» (И.В. Киреевский, 1829), гений «за весь народ свой выражает в слове его душу» (С.П. Шевырев, 1835).  

Последние слова – плод усвоения идей немецкой философии и эстетики, современной нашим мыслителям. Там, в Германии, был и образец поэта, преломившего своим творчеством вселенную и выразившего национальный дух, — Гете.

Что думали о нем тогда в России, избранными цитатами  выражается так (далее курсив мой – А.С.):

Всезрящей мыслию над миром он носился,
И в мире всё постигнул он...
(В.А. Жуковский. К портрету Гете, 1819)

На всё отозвался он сердцем своим...

(Е.А. Боратынский. На смерть Гете, 1832)

«Гете был дух, во всём живший и всё в себе ощущавший своим поэтическим ясновидением», «всеобъемлющий ум» (В.Г. Белинский). Гете «объясняет своею идеею всё человечество» (А.С. Грибоедов). Гете открывает «в человеке нашего времени – полный отзыв всего человечества» (И.В. Киреевский).

Гете, подобно Протею (Протей – мифологическое божество, умевшее менять внешний вид), способен менять свой облик, полностью растворяясь в том, о чем пишет и свободно проникая во все эпохи истории человечества: «С дивною легкостию Гете переносится из века в век, из одной части света в другую. В ”Фаусте” и ”Геце” он ударом волшебного жезла воскрешает XV век и Германию императоров Сигизмунда и Максимилияна»; «в ”Ифигении” он грек; древний тевтон в ”Вальпургиевой ночи”; поклонник Брамы и Маоде в ”Баядере”; в ”Диване”, сколько возможно европейцу, никогда не бывавшему в Азии, – персиянин» (В.К. Кюхельбекер).

Гете всеобъемлюще выразил национальный дух Германии:

Ты понял глубоко народность отчизны...

(Трилунный. Гете, 1834)

«”Фауст” Гете, создание одного человека, который сам был полнейшим выражением Германии и который в своем создании представил символ духа своего отечества» (Белинский, 1835).

Итак, в Германии в качестве их всего уже состоялся германский гений Гете.

А что у нас?

«Есть литература французская, немецкая, аглинская, но есть ли русская? Читай аглинских поэтов — ты увидишь дух агличан; то же и с французскими и немецкими, по произведениям их можно судить о характере их наций, но что можешь ты узнать о русском народе, читая Ломоносова, Сумарокова, Державина, Хераскова, Карамзина?» (А.И. Тургенев, 1802). Что узнать? – Ничего. Ибо «мы всосали с молоком безнародность и удивление только к чужому» (А.А. Бестужев, 1825).

Как вспоминал о том времени А.С. Хомяков, «в глубине души и мысли просвещенного сословия таилась болезнь сомнения в самой России. Россию беспрестанно и невольно сравнивали с остальною Европою, и с каждым днем глубже и горше становилось убеждение в превосходстве других народов».

А значит, для демонстрации национального достоинства требовался какой-то  сверхвеский аргумент.

Прежний аргумент, ковавшийся на протяжении XVIII века, –  военное могущество империи, созданной Петром I и достроенной Екатериной II – для демонстрации национального достоинства уже не годился, ибо теперь нужны были доказательства своей состоятельности за счет не вооруженных сил, а духовных.

Согласно философской логике тех времен узнать о том, что национальный дух уже возрос до «самостоятельного момента в ряду обнаружений разума в мире» (Гегель) можно лишь тогда, когда у нации есть гений, являющийся эхом своего народа. Значит, нужен был кто-то всеотзывчивый, универсальный, воплощающий в себе одном – всё, всё, всё. Такой, как Гете.

Интересно, что бы мы придумали, если бы не было Пушкина?

Но Пушкин был. И, действительно, писал тогда стихи лучше всех. Поэтому не  было и вариантов. 

Пушкин – универсальный гений. «Он слишком многосторонен, слишком объективен» (Киреевский, 1828). «Одаренный высоким поэтическим чувством и удивительною способностию принимать и отражать все возможные ощущения, он перепробовал все тоны, все лады, все аккорды нашего века» (Белинский, 1834).

Пушкин – Протей более, чем Гете. Он способен бесконечно менять свой облик и полностью растворяться в том, о чем пишет: «Сам Гете, этот Протей из поэтов, стремившийся обнять всё как в мире природы, так и в мире наук, показал уже сим наукообразным стремленьем своим личность свою». «Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков удержали свою личность. У одного Пушкина ее нет. Поди улови его характер как человека! Наместо его предстанет тот же чудный образ, на все откликающийся. И как верен его отклик, как чутко его ухо! Слышишь запах, цвет земли, времени, народа. В Испании он испанец, с греком – грек, на Кавказе – вольный горец» (помнил ли Гоголь, когда писал эти строки, о том, что говорил про Гете Кюхельбекер, – см. цитату двенадцать абзацев тому назад – науке неизвестно).

Всемирному протеизму Пушкина соответствует протеизм национальный: «Заглянет к мужику в избу – он русский весь с головы до ног: все черты нашей природы в нем отозвались» (Гоголь); у него «особенно заметна способность забываться в окружающих предметах и текущей минуте. Та же способность есть основание русского характера: она служит началом всех добродетелей и недостатков русского народа; из нее происходит смелость, беспечность, неукротимость минутных желаний, великодушие, неумеренность, запальчивость, понятливость, добродушие и проч. и проч.» (Киреевский, 1828).

Итак, благодаря Пушкину отныне можно утверждать, что в своем соревновании с Западом Россия наконец взошла на такую ступень духовного развития, где она  заняла подобающее место среди других народов. Лишь на таком основании можно сделать следующее умозаключение:

«Некоторые приписывают реформе Петра Великого то вредное следствие, что она поставила народ в странное положение: не привив ему истинного европеизма, только отторгла его от родной сферы и сбила с здравого и крепкого природного смыслу. Да, всё это правда, но вопрос не в том, что Петр сделал нас полуевропейцами и полурусскими, а следовательно, и не европейцами и не русскими: вопрос в том, навсегда ли должны мы остаться в этом бесхарактерном состоянии? вопрос заключается в слове ”будем ли”, – и мы смело и свободно можем отвечать на него, что не только будем, но уже и становимся европейскими русскими и русскими европейцами, мы уже не хотим быть ни французами, ни англичанами, ни немцами, но хотим быть русскими в европейском духе. Это сознание проникает во все сферы нашей деятельности и резко высказалось в литературе с появлением Пушкина – таланта великого, самостоятельного, вполне национального» (Белинский, 1841).

Признание Пушкина в качестве национального поэта – исторический акт самоидентификации образованного русского общества: отъединенное от своего народа европейской образованностью, а от Европы – принадлежностью к России, оно нашло действенное средство, чтобы считаться, с одной стороны, полноценной частью нации, а с другой – равноправным элементом европейской культуры. Это  средство – Пушкин.

Весть о Пушкине – великом национальном поэте – в конце концов дошла и до наших правительств.  Пушкинские юбилеи празднуются каждый год. Дошла она и до нашего народа. Сегодня каждый гражданин Российской Федерации знает, что Пушкин – наше всё. И это очень  хорошо. Потому что сейчас мифы о гениальных поэтах, выражающих национальное всё,  лучше для нации, чем мифы о гениальных вождях.

См.также:

  • Лев Усыскин. Кино как двигатель прогресса
  • Лев Усыскин. Китайская грамота, или О пользе изучения языков
  • Лев Усыскин. Небольшое происшествие в устье Невы
  • Лев Усыскин. Трижды крещеная Литва
  • Алекс Сэндоу. Всадники России: подтексты забытых значений
  • Лев Усыскин. Страна торжествующего чадолюбия
  • Алекс Сэндоу. 10000 знаков о том, как рассказывают историю
  • Алекс Сэндоу. 10000 знаков о том, что такое история
  • Лев Усыскин. Березовский генералиссимус
  • Сэндоу Алекс
    читайте также
    Культура
    Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
    Май 6, 2022
    Культура
    «Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
    Апрель 26, 2022
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).