будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура
Измайлов Василий Новак Анастасия Влади Ирина

Куда ведет Голос

Куда ведет Голос
rudneva
Анна Руднева. Источник: «Полит.ру»

27 января в телевизионном шоу «Голос» победила представительница команды Александра Градского – Александра Воробьева. У певицы были и другие учителя, одним из них в студенческие годы являлась заслуженный работник культуры РФ, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных и заведующая вокальным отделением и профориентацией Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства Анна Руднева. Она рассказала «Полит.ру» о трудностях, с которыми сегодня сталкиваются молодые исполнители, о современных тенденциях эстрадно-джазового пения, а также объяснила причину популярности вокальных телешоу.

Анастасия Новак: С какими проблемами сейчас сталкиваются выпускники музыкальных учебных заведений, выходя на рынок труда?

Анна Руднева: Проблема всегда одна и та же – трудоустройство. Все они, как правило, начинают работать, еще будучи студентами: в ресторанах, в караоке-барах, поют ночами, чтобы заработать себе на жизнь. Мы, педагоги, не очень это приветствуем. Известно, что голос, как и весь организм человека, ночью спит. Выступления в ночное время суток отрицательно влияют на здоровье голоса: могут возникнуть проблемы с голосовыми связками (несмыкание, сип и т.д.).

Некоторые студенты пытаются создать свой проект, разрабатывают свой репертуар, занимаются с инструментальной группой, и, пока они учатся, выстраивают свою программу. У таких ребят жизнь более-менее налаживается – они становятся востребованными. Есть и те, кто становятся преподавателями.

Василий Измайлов: Сегодня в вокальные образовательные учреждения приходят люди, которые лучше понимают, чего они хотят, что им нужно, которые жестче ориентированы на какое-то конкретное ремесло, мотивацию, или на какую-то конкретную аудиторию?

А. Руднева: Все очень по-разному. От года к году у нас разный контингент. Кроме того, у нас учатся люди разного возраста. В музыкальных училищах сейчас прохождение общеобразовательного цикла с 9-го класса обязательно и ведется параллельно с курсом специальных дисциплин. Разумеется, оно обязательно только для тех, у кого нет среднего образования, мы делим поступающих на группы по возрасту и уровню начальной музыкальной подготовки. Но не секрет, что возраст поступающих помолодел, особенно в эстрадном жанре. Если раньше профессионально учиться петь можно было только с 18 лет, то сейчас – с 15 лет. Конечно, мы смотрим, каково здоровье поступающего, насколько у него уже сформировался голос, насколько прошел мутационный период. И конечно, мы никогда не берем мальчиков или девочек с мутацией голоса (если говорить о 15-летних). Мы предлагаем им подождать и прийти через год – два.

В. И.: В современную эпоху категории прекрасного трансформируются. Оказывает ли это влияние на вас, как преподавателей, на ваших учеников и в целом на «российскую вокальную школу»?

А. Руднева: Конечно, это должно оказывать влияние. Сегодня другое время, и нельзя требовать от нашей молодежи, чтобы они думали, чувствовали и воспринимали музыку так же, как и мы. Любой педагог должен держать «руку на пульсе» времени, независимо от своих личных пристрастий. В общении с молодежью необходимы открытый диалог, компромисс и сила убеждения. Нельзя, безусловно, отрываться от традиций национальной культуры и огромного наследия мировой классики. Помимо музыкального образования у студента должны формироваться художественный вкус и культура. И здесь, конечно, очень важна роль начального, среднего и высшего музыкального образования. И в данном случае велика роль преподавателя. В процессе пения задействованы и психика человека, и его эмоциональная сфера, не говоря о психологии и физиологии. У педагога и ученика на уроке должен быть соответствующий настрой и взаимопонимание.

Ирина Влади: А если человек прошел какую-то свою школу непрофессионального вокального образования, набил свои шишки, приличное время работал только в своем профиле, состоялся, по его мнению, как певец. Возможно ли переделать его вокальную технику и надо ли ее переделывать?

А. Руднева: Если во время исполнения вокалист чувствует усталость голоса и дискомфорт, то это уже сигнал для него. Как вы знаете, первая любовь – она самая запоминающаяся. Мышцы, безусловно, запоминают технику и потом не так просто переучить свой организм. Но это возможно, если есть система в работе. Если человек, который хочет переучиться, не будет параллельно бегать на работу и петь по-старому, его техника изменится. Ну и, конечно, каждый ученик должен найти своего учителя.

И. В.: Сколько нужно по стандартной схеме занятий уроков вокала в неделю, не считая классического образования: сольфеджио, сценической речи и прочего?

А. Руднева: Классическая схема – 2-3 раза в неделю.

И. В.: Все ли преподаватели строят свои уроки по классическому образцу: дыхательная гимнастика, распевка и далее? Или есть какие-то другие варианты?

А. Руднева: Существует классическая форма урока, но есть и очень много вариантов. Это вопрос творческий, индивидуальный и даже интимный. Половина урока может пройти чисто на психотерапевтическом уровне, если у вокалиста не то настроение, он не то съел сегодня, у него проблемы на «любовном фронте» – на голосе отражается все.

И. В.: Вы занимались с будущими певцами из других стран. Есть ли какая-то разница в голосовом аппарате?

А. Руднева: Да, даже между русскими есть разница, но есть и типично национальные черты, связанные с фонетикой языка и индивидуальными особенностями строения артикуляционного аппарата и внутриглоточного пространства. Работа голосового аппарата очень сложна по своему механизму и всегда требует особого внимания со стороны педагога.

А. Н.: А от чего зависит успех или неуспех вокалиста на сцене? Только ли от его личных способностей, особенностей и от каких-то тенденций в обучении?

А. Руднева: Успех, конечно, зависит от многих причин и заранее предсказать его невозможно. Я, возможно, в этом смысле мистик, но считаю, что мы приходим в этот мир с различными задачами. Сейчас модно говорить про энергетику, про харизму. Но как это ни называй, певец, который может отдать себя залу и получить «волну обратно» – успешен по-настоящему. Вообще, все проекты, которые дают возможность молодым певцам выйти на широкую аудиторию, заявить о себе и услышать аплодисменты, важны и нужны. Это и благополучное стечение обстоятельств, и настрой, и целеустремленность самого артиста, и преданность своей профессии.

А. Н.: Участие в различных конкурсах и шоу влияет на дальнейшую карьеру профессионального вокалиста? Многие ли идут туда и по какой причине?

А. Руднева Конечно влияют, в особенности, телевизионные. Потому что телевидение – это привлечение огромной аудитории к себе и своему проекту.

И. В.: Сколько ваших учеников уже прошло через «Голос»? И многие ли перешли черту после слепых прослушиваний?

 
Александра Воробьева

А. Руднева: Насколько я знаю, ходили немногие. Но некоторые, возможно, просто не говорили об этом – все-таки деликатный вопрос. В первом сезоне «Голоса» участвовал Александр Поздняков. В третьем сезоне в финал прошли две мои ученицы – Мариам Мерабова и Александра Воробьева. И, как всем известно, Воробьева стала победительницей этого проекта.

А. Н.: Несмотря на разность голосов вокалистов, может быть, возможно выделить некую «формулу успеха»? Как в «Голосе» достичь высоких показателей, высоких оценок?

А. Руднева: Звездой надо родиться. Есть явные звезды, а есть звезды на небосклоне, которые нужно открыть. Похоже, что все-таки, «формула успеха» это – талант, трудолюбие, улыбка фортуны, судьба и шанс.

А. Н.: Участвуя в шоу «Голос» ученики берут дополнительные занятия у своих преподавателей?

А. Руднева: Как правило, они просто не успевают, заняты на шоу с утра до ночи. Да и все то, что они делают на «Голосе», они делают благодаря тому, что уже умеют.

В. И.: Бывает ли у вас ощущение, когда вы слушаете какую-то запись, что вот – «это оно!». Например, когда я первый раз услышал Шаляпина, это меня просто «раздавило». Эта инфернальная глубина ощущалась, даже несмотря на то, что запись была низкого качества.

А. Руднева: Большинство людей сегодня слушают сжатую информацию в формате MP3 – там они не могут услышать всю красоту тембра оркестра или голоса, даже хотя бы ту, которую мы слушали на виниловых пластинках. Более того, формат MP3 портит музыкальный слух.

Я могу разделять ощущения, как любой профессионал. Не случайно в «Голосе» есть «слепые прослушивания» – они помогают оценить уровень вокалиста. В момент, когда наставники отворачиваются, все оттенки голоса, души, настроения улавливаются гораздо отчетливее, нежели когда они смотрят на певца. Так и на любого педагога, когда он отворачивается или закрывает глаза должно произвести впечатление то, что передает вокалист.

«Голос» не случайно во всем мире имеет такой высокий рейтинг. На этом шоу у любого человека с хорошим или интересным голосом есть возможность показать себя. Там появляются даже взрослые опытные вокалисты, которые известны только в своих закрытых кругах.

В. И.: Меня интересует качество вокала и глубина разнообразия. Я абсолютно немузыкальный человек, но я кого-то слушаю в «Голосе» время от времени, и у меня возникает ощущение, что это очень хороший продукт.

А. Руднева: Да, в этом шоу вы слышите абсолютно разных певцов, разные направления, и даже если они поют cover-версии, многие из них поют по-своему, что очень важно. А еще благодаря этому проекту стало ясно, что у российских зрителей есть огромный интерес к песням на русском языке.

В. И.: А русский вокал, русская музыка – эстрадно-джазовая – какого уровня в мировом контексте? Это самостоятельное поле, которое не может быть сравнено ни с каким другим в мире, это рынок «второго сорта» или же это что-то третье?

А. Руднева: Начнем с того, что у нас профессиональное музыкальное образование в эстрадно-джазовом направлении существует очень недолго. Всего 40 лет – общее эстрадно-джазовое образование. Поэтому наш шоу-бизнес гораздо моложе, чем где-либо. На Западе музыкальная индустрия существует давно. И там, конечно, быстрее умеют найти, раскрыть талант, быстрее налаживается его «раскрутка».

Но Россия вообще отличается от всех. В том числе и наше преподавание, и наш подход ко многим вещам, и те моменты, которые мы хотим привнести в свой метод преподавания. Например, отношение к поэтическому тексту песни, к донесению смысла до слушателя. В эстрадно-джазовой музыке, безусловно, существует приоритет англоязычного репертуара. Хотя, в связи с тем, что мир сейчас подошел к глобализации, во всех видах искусств, в том числе и в музыке, присутствует это смешение, микс всех направлений, стилей и жанров.

А. Н.: Смешение жанров – это хорошо или плохо?

А. Руднева: В мире это есть - ведь не зря существует, и уже давно, направление world-fusion, где смешаны все культуры, стили и жанры.

А.Н.: Существует ли разница в проведении таких мероприятий как «Голос», «Битва Хоров», «X-Фактор» и специализированных конкурсов? Где более жесткий отбор, критерии кастинга, к чему конкурсанты больше готовятся?

А. Руднева: Критерии отбора на любые конкурсы примерно одинаковые. На всех конкурсах хотят видеть и слышать: индивидуальность, оригинальность, хороший голос, темперамент, харизму и артистизм. Важен и вопрос психологической подготовки, ведь возможен не только успех, но и поражение. Главное, чтобы конкурс сам по себе был позитивным и привлекал публику. Телевизионные конкурсы более популярны, но умалять значение специализированных при этом не стоит.

А. Н.: Как повлияет на музыкальную сферу в дальнейшем такое большое количество вокальных шоу?

А. Руднева: Появится спрос на более качественный продукт. Благодаря современным конкурсам, вокалисты стали исполнять более сложную программу и делать это стали более подготовлено – во всех смыслах. У молодых исполнителей появился стимул учиться профессионально вокалу. Певцы стали свободнее, публика – просвещенней. Главное, чтобы медиа вовремя поддерживали и освещали эти мероприятия.

Интервью брали Анастасия Новак, Василий Измайлов, Ирина Влади

Измайлов Василий Новак Анастасия Влади Ирина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).