будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Культура
Левкин Андрей

Культура, города и классовое чувство

Культура, города и классовое чувство
kulgor
Фото: Наталья Четверикова
25 сентября "Полит.ру" провел в клубе ZaVtra дискуссию о роли культурных проектов в территориальном развитии. Стенограмма и видеозапись на сайте появятся чуть позже, а здесь – небольшое, но субъективное высказывание по этому поводу. В частности - о том, все ли фигуранты таких проектов обычно упоминаются? 

В дискуссии участвовали:

- Алиса Прудникова -  директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства, комиссар 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, искусствовед, куратор, критик.
- Наталья Федянина
 - куратор проектов ООО «Медиакомпания «Северный город», Норильск.
– Елена Зеленцова - директор культурного центра ЗИЛ, кандидат культурологии, доцент кафедры управления проектами Московской высшей школы социально-экономических наук (МВШСЭН), руководитель специализации "Креативные индустрии".

До дискуссии

Тема была выставлена в такой рамке: "За последнее десятилетие культурная жизнь в российских городах стала богаче и разнообразнее. Трюизмом стало утверждение о том, что именно культура предопределяет векторы развития городов. Все чаще методологи и организаторы культурных практик создают инновационные модели. Однако активное тиражирование подобных проектов никак не способствует системным изменениям в сфере культуры. Все новое чаще всего воспринимается как "заимствование", а традиционная культурная политика – как костная и устаревшая".

То есть, одна развилка уже видна. Нет, не инновационность или косность, но  – тиражируемость и системные изменения. Далее в анонсе были такие вопросы к дискуссии:
- В какой мере функционирующие культурные институты действительно являются факторами городского развития, и что необходимо сделать для их кардинальной модернизации?
- Какие у нас есть механизмы для культурной модернизации?
- Нуждается ли в преобразовании в том числе и предмет культурной деятельности?
- Как оценивать эффективность культурных проектов? Культура - дотация или инвестиция?

Эти вопросы предполагают разнообразие субъектностей. Первый вопрос, скорее, к чиновникам – имея в виду не столько культурные институции, сколько их модернизацию, она явно централизованная. А городское развитие и культурная  модернизация? Во втором случае главные, пожалуй, сами культработники, кто кроме них понимает в модернизации? Да, а что имеется в виду под культурой вообще?

Сама тема культурной деятельности, которая нуждается (или нет) в преобразовании - имеется ли в виду развивающаяся культура как таковая или же это о прикладной стороне дела, имея в виду окультуривание городской среды? Совсем грубо: речь о том, как город может способствовать производству актуальной культуры или имеется в виду продвижение имеющейся (допустим – улучшая ее качество) к потребителям?

Дискуссия

Вела мероприятие Елена Зеленцова, которая сразу увеличила число вопросов. По ее словам, внятных критериев культурных проектов нет. Есть предположение, что если на культуру давать больше денег, то и в городе все станет лучше, однако механический рост расходов на культуру ничего не дает. Мало того, новые (инновационные) культурные проекты иногда вызывают недоумение – а надо ли вкладывать средства в дизайн городской среды именно со стороны культуры или это забота хозяйственных служб? Вообще, как следует оценивать успешность проекта и в чем его провальность, если он таковым представляется?

Другая тема, что ли ресурсов – на какие точки роста следует опираться. Тут, скорее, имелось в виду вот что: есть, например, тема социальной полезности – имеется в виду, что такие проекты должны быть привлекательными для "молодых активных горожан". Ну, коль скоро строится новое общество? Или, все же, нельзя все сводить к чему-то что еще только, возможно, возникнет?

После этого слово было передано Алисе Прудниковой с конкретным вопросом: какими должны быть современные культурные проекты, чтобы они способствовали городскому развитию? Прудникова согласилась предъявить "Уральский кейс" и тут же выставила еще одну развилку. А именно: есть тема создания досуга и общей культурной среды города. Но в Екатеринбурге эта среда всегда присутствовала – "уральский рок" и т.п.

Другая тема – уровень городских амбиций. В городе проводится своя биеннале, а сейчас Екатеринбург стал кандидатом Экспо-2020, что подчеркивает уровень амбиций: "чем мы интересны миру?" (видимо, всё же "чем мы можем быть интересны миру"). Почему – ее словами - берлинская повестка должна соотноситься с екатеринбургской (это про биеннале)? В этом варианте основной вопрос в том, как позиционировать свою территорию во внешнем мире.

В сумме у нее получается, что главное - сочетание небольших локальных местных выставок культурных институций с логикой большого проекта. Надо полагать, отсюда следует, что без большого проекта никак. У нее же разумно по поводу биеннале (в это, в общем, не так, чтобы ровно тема город и культура), задача которой для нее состоит в формировании новых смыслов. Тут, понятно, нюанс – что за новые смыслы имеются в виду? Относящиеся к искусству (коль скоро это биеннале, причем выше шла речь о соотносимости его повестки с берлинской)?

Скорее, имеются в виду смыслы большого проекта - далее речь о том, что нужна постоянная работа с аудиторией. А там главный вопрос: культурные институции формируют спрос или они следуют вкусу аудитории и делают под нее проекты? Ну, это уже и вовсе серьезная развилка.

Сообщив, что у нее есть иллюзия, будто она сама формирует спрос, Прудникова уточнила, что иллюзией это является потому, что вопрос массовости всегда спорный. Количество посетителей в сравнении с полутора миллионами жителей города мало. Эффективность биеннале она оценивает по тому, к чему оно подтолкнуло. А именно – "в Екатеринбурге родились две вещи – инициатива арт-кластера, куда могут прийти молодые креативные силы" и, не вполне понятная на слух, тема "проектов, полемизирующих с проектом биеннале".

Здесь ведущая уточнила, что  с точки зрения общей темы (город и культура) важнее другое – выяснить что нужнее. Консолидация местных творческих сил и создание новых творческих площадок или "создание новых творческих смыслов для этой территории"? Что нужнее горожанам - внутреннее влияние  или внешний аспект?

Прудникова повторила, что – у биеннале даже слоган "индустрия  смыслов", "но мы сталкиваемся с уровнем внешней поверхности. На культурно-менеджерском уровне понимаем, что важнее внутреннее, а на поверхности требуется внешнее позиционирование".

Далее Наталья Федянина (куратор проектов ООО «Медиакомпания «Северный город», Норильск) рассказывала свой кэйс. Там все не так, чтобы проще, но компактнее. А именно – да, конкретно внести в специфический город культуру. Специфика простая: "Мы занимаемся поддержкой гуманитарного благополучия территории и работаем в интересах местного сообщества. На связь людей между собой, на то, чтобы бороться с депрессиями и тому подобным, а с этим можно работать только культурными средствами".

Основная проблема там – климат, синдром временщика, когда люди проживают чуть ли не всю жизнь с расчетом на то, что заработают денег и потом уедут: "Мы решили, что это неправильно и для людей надо создавать новые смыслы". 

Как следствие – ориентация на создание массовых мероприятий, городские праздники, всякое такое. Определенность подхода налицо. Ведущая уточнила, что с массовостью сложно: "Вот наши городские праздники по сценариям 20-летней давности и все довольны. Как оценивать? Количественно? Но это не главное. Как оценивать успех и за счет каких творческих ресурсов генерируется? Я не апологет  вбросов, но за этим стоят попытки вырастить среду. Бросаешь зернышко а там начинается брожение. Новосибирские выставки в 90-х воспитали плеяду художников и художественную среду…"

Вот тут было сказано слово "художники", и это повернуло все в другую сторону. Для меня, разумеется. У меня даже возникло классовое чувство. Собственно, почему бы нет: дискуссия будет представлена на сайте в полном объеме, пересказывать ее своими словами нелепо, а личное классовое чувство может оказаться уместным.

После дискуссии

Повод к моему классовому чувству субъективен, но и в самом-то деле - где в схеме город-культура художники? Или даже так: кто они там? Да, в дискуссии участвовали кураторы и организаторы культурных процессов, но ведь и у них художники как-то упоминаться должны. Да, речь зашла об арт-кластерах, но это ведь тоже в рамке большого проекта – то есть, они там не сами собой, а для чего-то конкретного. Формируя - под управлением кураторов – новые смыслы. Понятно, для решение внешних задач.

Разумеется, все зависит от задачи: в Норильске культура должна гуманизировать город, Екатеринбург производит смыслы (в организованном порядке) для перемещения города в более глобальный контексте. Ну да. я огрубляю, но это уже мое классовое чувство.

Разумеется, меня не будет ни в каком угодно списке левых, но классовое чувство у меня есть. Да, я понимаю, что менеджеры оперируют словом "культура" в рамках своего бизнеса. Но интересно положение, в котором находятся те, кто все это производит конкретно. Художники – условно, чтобы не распространять тему за пределы данной истории. Он тут вообще кто, причем и для чего? Или в таком ракурсе речь заведомо о чем-то декоративно-прикладном, типа раскраски заборов? Но слова "биеннале", "новые смыслы", "арт-кластер" упоминаются, то есть – художники, в прицнипе. в схеме присутствуют. Да, я понимаю, что финансируются именно большие проекты, словами Прудниковой - "внешняя поверхность". Здесь не про установление социальной справедливости, а просто кто они в таких схемах? Что и есть лично мой классовый интерес, а что это уже не совсем не в тему – как же не в тему, когда всегда же интересно про своих.

В предъявленных вариантах немного получается так, что художников там, на месте, как бы нет, по ходу жизни они как институция (неформальная) возникли. Действия менеджеров при этом являются тем, чем и являются – они решают имиджевые или социально-гуманитарные проблемы соответствующей территории. Художники по факту типа создаются под возникающий заказ (ну либо они где-то есть, но в замороженном виде, а возник  проект - их размораживают). Ну там искусство перфоманса и акционизма для проведения очередного дня города или праздника "Здравствуй, полярная ночь!"

Тут может быть возражение: в данном случае предъявлен опыт периферии, Норильска и Екатеринбурга. Возражение – Екатеринбург ни разу не периферия, да и в Норильске, полагаю, не все так просто. Но когда речь идет о культуре и городах, то всегда возникает мельтешение смыслов. Что такое город, еще кое-как понятно, а вот кульура в нем - уже не очень. В относительно компактных вариантах все заметнее, отсюда и данные эмоции.

Но вот Москва. Город и культура, ура Капкову с его переустройством этой темы. Еще чуть-чуть и все сольются в консенсусе, что последствия этих инициативы и есть городская культура как таковая, а также - искусство, которое в Москве уже синхронно с мировыми арт-повестками. В Парке культуры уже и "Гараж", так что и эта составляющая на месте. Практически вопрос исчерпан: культура это - вот это. Тематика милая, почти домашняя, а еще уютно и красиво. Ну, красота - этот же и есть ровно то, что художники должны обществу, не так ли? В смысле - то, за что им общество (в данном случае - город) согласно платить. Столичность тут, не столичность, а художники здесь те же подсобные рабочие, что и в прочих местах, где с их помощью производятся  проекты ради окультуривания городской среды на предмет создания общего культурного контекста через массовые мероприятия. Я не о том, что это плохо, вопрос о том, в самом ли деле это их, художников, место.

Еще одно поколение такого положения дел и художник будет строго знать, что он – обслуживающий персонал. Или как в русских народных сказках – помощный персонаж. Идет важный Иван Царевич по лесу, а ему навстречу художник. Решил было Иван этого зайку грохнуть, чтоб удаль свою проверить и статус всему лесу выказать, а художник взмолился человеческим голосом - не гнобь меня, куратор, я тебе еще пригожусь.... Ладно, отработаешь - соглашается куратор, прикидывая, что, наверное, к такому-то проекту этого зайку-то можно будет приспособить. И так далее.

Совсем после дискуссии, идя по улице

Это уже вовсе далеко от темы дискуссии. Вот идешь по Сретенке и думаешь, что главное для культуры в городе – это чтобы было, где встречаться без повода. Куда можно прийти, чтобы кого-то из своих увидеть, специально не уславливаясь. А это ровно на тему "культура и город". Все просто: какие среды и сообщества смогут организоваться в городе так, такая в городе в сумме и культура. Куда идти, короче? Это о Москве, конечно.

Вопрос: сколько независимых книжных с вменяемой литературой закрылись в последний год? Сколько закрылось примерно таких же клубов? А дело и в том, чтобы такие места жили долго, были всегда. Недорогие. Почему они закрываются - известно, цена аренды. Москва – слишком дорогой город, чтобы там жить кому ни попадя, да еще и создавая свои горизонтальные связи. Все в Парк культуры, короче. 

Да, такие места есть, "Жан-Жак" там и т.п. Я именно об этом: там другая среда, они могут себе это позволить. Вывод: именно их пристрастия и будут считаться культурой. А насколько эти более платежеспособные люди имеют отношение к производству новых смыслов, когда они их лишь перерабатывают? Ах, какое отношение имеют, такие смыслы и произведут, все ок.

Но остальные? Разумеется, можно собираться на чтениях и т.п., общаться, это никуда не денется, нормально, а и как еще в таких обстоятельствах? Такой вариант существует всегда, но тут же о системе.

Для системы – речь именно о городской культуре - нужны точки, куда приходишь когда угодно, а там всегда кто-то из своих. Что ли Капков выделит для тусовок место с облегченной арендой на, типа, Артплее? И кто же будет ходить в назначенное место? Вообще, это бы чрезвычайно было похоже на горком комсомола, организующий городской рок-клуб.

Так что, когда речь заходит о городе и культуре – смотрим рамку: о чем это? О культуре, централизованно поставляемой платежеспособной прослойке, о бесплатной культуре для широких масс горожан? Все это нормально, это организационное понимание слова "культура". Закономерно, что в этом варианте сами творческие граждане только на подхвате. Это не их история, но все же любопытно, где в этой истории может быть место и для них. Потому что тут есть нюанс.

Они-то выживут и без заботы о них, среда выживет. Но речь о городе и культуре. По логике, вся городская культурная цепочка должна быть целостной. Там должны быть и участки актуальной культуры, не потребительской. Если для этого в городе места нет, то основания темы исчезнут. Не будет связи слоев, в схеме отсутствует производящий. Порядок вещей очевидно нарушен или не создан. Тема "город и культура" окажется пузырем.

Безусловно, массовая городская культура такая шутка, что она может быть и пузырем, автономным фэйком. Но тогда разговор можно сделать еще более прагматичным, конкретно рассматривая способы производства именно эффективного фэйка.

    Левкин Андрей
    читайте также
    Культура
    Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
    Май 6, 2022
    Культура
    «Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
    Апрель 26, 2022
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).