будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Культура

Кураторы в собственном соку

Кураторы в собственном соку
YoungBiennale1-Main
Нина Слейко. из серии "Так счастливы вместе" (вместе с Конни Блом). Источник: photolib/2012/07/20/YoungBiennale1-Main.jpg

Если хочется узнать, каким будет молодое искусство, основной проект 3-ей молодежной биеннале, выставку "Под солнцем из мишуры" (до 10 августа) можно спокойно проигнорировать. Тенденция является там, где ее не ждали – в спецпроектах биеннале. В этих выставках художники говорят от первого лица. Они сами становятся кураторами выставок, отказываясь от того, что раньше считалось необходимым – придавать весомость событию, приглашая в качестве куратора известного искусствоведа и прикрываясь его текстом. Подобная автономия случалась в последние годы, и на этой биеннале стала очевидной.

Свою роль тут наверняка сыграл рост общественной активности с декабря 2011 года,  нежелание выбирать лидера, опыт прямого контакта друг с другом и самоорганизации – это широкий контекст. Более близкий – изменения в художественном мире. Было объявлено публично, что арт-рынок у нас не сложился, но и до того многие это еще как замечали.  В первую половину 2000-х были надежды на его появление, а в рыночных условиях пробиваться наверх лучше поодиночке. Когда стало ясно, что не складывается, художники стали объединяться в группы, наличие которых – необходимое условие для появления таких выставок, в которых художники могут выбирать из своей среды куратора.  

Фрагмент инсталляции Эвы Котатковой "Учебная модель"

И конечно, есть давняя борьба художника с куратором, который по своей воле меняет смысл произведения, вписывая его в чуждый контекст и подчиняя своей идее. Иногда художнику выгоднее подчиниться, а сейчас, наверное, лучше брать кураторскую работу на себя, не позволяя собой манипулировать. На открытии основного проекта появился Владимир Мединский – и не припомнишь, чтобы раньше подобным мероприятиям оказывали такую честь. С чего бы это – скорее всего, современное искусство будет встроено в общую систему государственной молодежной политики, и представлено как развлечение для более продвинутых и креативных. И надо полагать, многим молодым художникам быть просто прикольными и развлекательными не понравится – и придется действовать самим, без системы.

Куратором основного проекта пригласили немку Катрин Беккер, директора видеофорума в Neuer Berliner Kunstverein. На выставке много европейского формализма и обилие видеоработ, это ее вкус и бэкграунд. Если постараться честно просмотреть все видео, то на выставку придется потратить около 4 часов. При этом только одно видео стоит того, чтобы увидеть его от начала до конца – «Призрак Дракулы» Катрин Зоннтаг, исследование о том, как литературно-кинематографический миф о Дракуле  повлиял на развитие туризма Румынии, с выводами о связи торговли и воображения. За кадром звучит прямая речь работника туристической отрасли, рассказывающего об экспериментах над туристами. При соотношении в туре 20% вымысла и 80% правды туристы подозревают, что им показали не все, при обратном соотношении – они полностью довольны. При том нельзя пугать их постоянно – в туре, целиком посвященном Дракуле, туристы радовались первые два дня, на третий перестали, на четвертый отказывались выходить из номера с наступлением темноты, на пятый – просили срочно отправить их домой. Множество сведений сопровождены лихо смонтированными фрагментами из «вампирских» фильмов, собственными съемками, и под занавес – раритет, рекламный ролик 70-х годов вакуумного пылесоса «Вампайр».

Пылесос "Вампайр". Фото: Катрин Зоннтаг. Коллекционное издание фильмов Мурнау "Носферату" режиссера Мурнау и "Тень вампира" режиссера Мурнау, фрагменты которых Зоннтаг использовала в своем видео. Фото: http://nighthecamehome.blogspot.com/2011/08/nosferatu-shadow-of-vampire.html

Понятно, почему Беккер выбрала этот фильм: он в немецкой традиции, наследует тому, что делает знаменитый современный художник и теоретик кино Харун Фароки. Он часто в своих фильмах часто с помощью подборок сцен из мирового кинематографа исследует ту или иную социальную проблему, а в одном из фильмов остроумно показывает внутреннее состояние участников бизнес-переговоров, монтируя его с рекламным роликом, в котором описан принцип действия нового станка, инвестиции в производство которого бизнесмены обсуждают.

На принадлежность к этой традиции претендует и видеоинсталляция «Толпа», в которой немецкий автор Францис Хюнгер обращается к творчеству Дзиги Вертова. Но не стоит надеяться увидеть на экранах то, что обещано на этикетке: обсуждение пьесы о Вертове, размышления о том, «как массовые сцены могут быть перенесены и преобразованы в театре», или борьбу «между собственным коммунистическим энтузиазмом режиссера и давлением на его работу со стороны тоталитарного режима». Эта работа изображает исследование, но им не является.

В большинстве случаев прочтение этикеток и беглый взгляд на видеоработу произведет более благоприятное впечатление, чем попытка все просмотреть. Это справедливо и в отношении многих объектов и инсталляций.

Кадры из фильма Эмре Гюнера "Джаггернаут"

Что касается обилия «формализма», работ, где смыслы нужно считывать из пропорций, цветов, поверхностей – русские зрители к этому не привыкли, нам все еще нужна повествовательность. Поди догадайся, какое отношение имеют разноцветные полочки грузинки Анны К.Е. из Нью-Йорка к попытке соединить дизайн как надежду на счастливую жизнь  с искусством как свидетельством драм и рухнувших утопий. Что значат колонны Амира Фаттала, накренившиеся маяки – сели не знать, что в них светят немецкие плафоны для ламп 60-70-х годов. «Дом на проспекте» Лукаса Хофера – многократно отраженные и размноженные на световых панелях фотографии зданий превращаются в улицы, оси города, поставленные вертикально, отчего они напоминают позвоночник. Работа Анны Титовой, московской художницы – «Чулан», место, в котором художницу интересует «пограничное существование предметов между функциональностью и небытием», и выставочное пространство предстает как аналог чулана. Эти работы явно выбраны Катрин Беккер в соответствии с ее представлением о том, каким должно быть современное искусство. Но чтобы научиться чувствовать такое искусство, диалог с дизайном и архитектурой, похожий на невербальное культурологическое эссе, желательно жить в Берлине и регулярно посещать выставки Flick collection в музее Hamburger banhof.

Анна Титова "Чулан"

В целом нельзя не отметить особый характер «интернациональности» - многие художники, пусть и родились в очень разных странах, живут в Берлине.  Не стоит слишком сильно упрекать Беккер в том, что она далеко в своих поисках не пошла. Рассмотреть 2700 заявок и найти в них ожидаемый зрителями прогноз о том, каким будет современное искусство – задача неподъемная. Пригласили немецкого куратора, она и представила свою точку зрения. С open call вообще часто проворачивают такие штуки, формально безупречные – избранный куратор предлагает любимым художникам подать заявки и потом их отбирает из количества представленных, ну и кое-что по мелочи из остального. Будет в следующий раз куратор из США – посмотрим молодых американцев.

И вот тут становится особенно интересным второй большой проект, выставка "Неокончательный анализ" на двух площадках, в ММСИ (до 19 августа) и ГЦСИ (до 12 августа), названный «стратегическим». Его куратор – Елена Селина, за время своей деятельности в искусстве открывшая немало новых имен. Дедлайн приема заявок от художников был 15 декабря 2011 года, ей предложили заниматься этим проектом после дедлайна. Значит, у нее не было возможности продвинуть свой пул авторов, и нужно было действительно разбираться с материалом, как он есть.

Ирина Дрозд и Александр Ефоемов "Тленность"

Ей пришлось просмотреть и отсеять, как она пишет в каталоге «невнятные рассуждения о существовании внеземных цивилизаций, красочные агитки о грядущем глобальном потеплении, простодушные натюрморты, обнаженные девичьи тела в сладостной, «салонной» интерпретации». То, что действительно имело отношение к современному искусству, она распределила по пяти направлениям – «Инсталляция в пространстве» в ГЦСИ, и на четырех этажах зала на Ермолаевском переулке – остальные. Там есть раздел «Формалисты» - к ним, в отличие от Беккер, Селина отнеслась с юмором. Две работы, грека и голландца, оба из которых работают, по их собственным словам, с принципами архитектурного дизайна, она разместила одну над другой, на стене и на полу. Сначала думаешь, что это одно произведение, потом узнаешь, что два разных. Смысла от этого не становится ни больше, ни меньше, ведь и то и другое  - просто конструкции из черных палок с претензией на глубокомысленность.

Анастасия Хорошилова, "Махмед", из серии "Люди без территории", основной проект биеннале; группf Terminal, из серии "Мультиреальность"

В разделе «Самоанализ» молодые авторы ищут свое место в культуре. То есть они постоянно это делают, но здесь это и есть тема их работ. Самая выразительная работа - «Интервью» Евгения Гранильщикова, студента школы Родченко. На видео за одну минуту беседы в кафе «Жан-Жак» вальяжный блондин в белой рубашке, помахивая сигаретой, умудряется с театральными паузами и хорошо выверенными эмоциями  описать свое творческое кредо в таком духе: «Должна быть образная целостность. Это немного не то, что я хотел – но позиция очень важна. Было много идей, и это аллюзии на… нет, нужно идти дальше!». Квинтессенция речевых приемов, постоянных для творческой молодежи, результат наблюдений автора на дискуссиях в исполнении актером. Поклонникам языковых субкультур стоит приобрести каталог биеннале.

В двух других разделах стратегического проекта, «Игре с культурными кодами», про тексты в искусстве, и «Политике» с несложными агитками – есть хорошие работы, но их меньшинство. Селина берет обычную сложившуюся тематику, и применяет ее для отбора работ. А что ей остается, если приславшие заявки говорят о том, о чем принято говорить, чтобы выйти в люди. Потому и от этой большой выставки ждать ответа о будущем искусства не приходится.

Арт-группа ЗИП "Meeting"; Тора Эндестад Бьоркхейм "Соблюдайте дистанцию"
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).