будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура

Лагерь под закрытым небом

Лагерь под закрытым небом
BerlinBiennaleMain
Пятидесятиметровая статуя "Христос-король". установленная в 2010 году на границе Польши и Германии.. Источник: Артур Жмиевски

7-я Берлинская биеннале показала прирученный радикализм: пересадила движение Occupy вместе с их палатками в муниципальный выставочный зал. Призывы к реальным политическим действиям воплотились в символические жесты – установка скульптуры или высадка дерева напоминают действия городских чиновников.

Помните фильм Роя Андерссона «Ты, живущий»: в одной из новелл большая семья собирается за столом, уставленным предметами из фамильного сервиза, и один из родственников просит внимания, так как желает показать фокус, смысл которого в том, что он выдернет скатерть из-под посуды. Фокус «удался» - фарфор слетел на пол и разбился, и стало видно, что поверхность стола инкрустирована орнаментом из свастик. Этот фрагмент можно считать эпиграфом к тому, чем стала берлинская биеннале, вопреки тому, чего мы от нее ожидали.

Кадр из кинофильма Роя Андерссона «Ты, живущий»

Биеннале получилась делом семейным: большая часть участвующих художников – поляки, как и сам куратор биеннале Артур Жмиевски. То есть Open Call, свободная подача заявок, которая была одной из нашумевших особенностей этого мероприятия, и единственным условием которой было объявление своей политической позиции, оказалась фикцией. Те, кто присылал свои портфолио, были выставлены в виде имен и фамилий, кучкующихся облаками тегов на схеме на стене вокруг соответствующих политических взглядов, а также могли разместить свои работы в Интернет-сети ArtWiki. Сразу было объявлено, что подача заявки не гарантирует участия, но проблема в том, что из выставленных авторов только одно имя удалось найти на схеме результатов Open Call – Марину Напрушкину, но и она, по ее словам, познакомилась с организаторами биеннале на демонстрации и была приглашена ими по личному знакомству. Конечно, куратор не обязан выбирать что-то из присланных портфолио, если ему ничего не показалось интересным. Однако создается впечатление, что это новшество было не более, чем PR-акцией.

Художники, приславшие свои фото на OpenCall, открытую подачу заявок, участвуют в ней своими именами на стене со схемой политических ориентаций.
Фото: Сергей Калинин

«Семейным делом» это мероприятие выглядит и в том смысле, что аудитория этого мероприятия крайне узкая. Биеннале почти целиком замкнута в здании Кунстверке, традиционном для Германии муниципальном выставочном зале. Вместо практик обращения к широкой публике, которые были популярны и действительно работали: уличного искусства и акционизма (public art) и выставок в необычных местах с произведениями, непосредственно связанными с местом проведения выставки (site specific art), то есть искусства, которое приходит к людям, мы видим «белый куб». Устаревший тип выставочного пространства, наиболее подходящий для интерьерно-коммерческого искусства.

Как случайно удалось выяснить, пока мы разыскивали одно из мероприятий биеннале, никто из множества опрошенных жителей города даже и не подозревает о том, что в городе проходит биеннале. Рекламы в городе очень мало, и если предположить, что она оказалась не по карману – можно было воспользоваться тактиками граффитистов, наклеить стикеры и задуть трафареты, благо, что в Берлине множество заборов и стен, на которых это делать не запрещено. Говорил ведь Жмиевский в своем тексте «Забыть о страхе», что надо «выйти на улицы и написать спреем на зданиях алфавит свободы». Правда, Марина Напрушкина отметила, что для Германии это серьезный шаг в сторону публики – сделать вход на биеннале бесплатным, потому что многие не могут позволить себе ходить на выставки при цене 10-12 евро за вход.

Возможно, эта замкнутость аудитории связана с тем, что Жмиеский обращался в основном к арт-сообществу - он призывал художников выйти из жалкого состояния «эгоистического выживания», когда «свобода художника — это, по сути, необходимость постоянной адаптации к требованиям художественной системы, ее мимолетным модам и краткосрочным интересам», сделать так, «чтобы искусство было волевым и было в состоянии, с политической точки зрения, развертывать свою власть, — не создавать зрелища, но реально управлять действительностью». Но не бывает короля без королевства, политики без народа и художника без зрителя.

Лагерь движения Occupy в муниципальном выставочном зале Кунстверке. Игра слов "We are not aLLone" напоминает о словах Гитлера «Du bist nicht allein».
Фото: Сергей Калинин

В залах Кунстверке радикализм представлен прирученным. Главное помещение отдали для палаточного городка в четырех стенах под закрытым небом и дискуссионного пространства движения Occupy. На них можно смотреть с балкона, а можно спуститься в «вольер» и рассмотреть «окапи» поближе . Выглядит это именно так – вольных созданий приручили и поместили в зоопарк, чтобы животные домашние, чуждые протесту, смогли рассмотреть их поближе. Сравнение с зоопарком мне не раз пришлось услышать от западных журналистов. Для человека, рожденного в СССР их манера общаться в группе выглядит как работа аниматора в пионерлагере, для постперестроечного – как работа ведущего курсы командной работы для менеджеров, или клуба анонимных алкоголиков. «Если согласны, поднимите руки вверх и потрясите ими, как будто бабочка пролетела; если не согласны – опустите кисти поднятых рук вниз и подрожите ими». У смелого человека, который собирается что-то сделать, рука не дрогнет. Выступление Occupy на прессконференции биеннале выглядело жалко – серьезные журналисты отказались трясти руками в ответ на вопрос лощеных хипстеров «Думаете ли вы, что наш мир справедлив?» Юлиана Бардолим, берлинский драматург и сценарист, отметила: «Один из арт-критиков на пресс-конференции сказал: «Зачем вы выступаете с этим вопросом здесь, перед нами, людьми, которые работают для 0,01% аудитории?» Вот именно – зачем, после того, как у них была многомиллионная аудитория в то время, когда они сидели перед Рейхстагом?»

«Пресс-конференция прошла на Вилле Элизабет, роскошный интерьер которой напоминает театр, только пьеса была не слишком увлекательной». Фото: Сергей Калинин

Похоже, пробуждение политической сознательности граждан – только лишь лозунг. Пройдемся по этажам. На втором – каждому желающему ставят в паспорт штамп Палестинского гражданства. На столе разложено около сотни фотографий паспортов тех, кто это уже сделал, и тех, кто нашел компромиссный жест и проставил печать гражданства на теле (после того, как показал свою политическую позицию – ее можно смыть в душе). Чтобы решиться на печать в паспорте, нужно быть уверенным, что сделать так – правильно. Однако объяснений от автора проекта, почему он считает, что люди должны так поступать, или какого-то по возможности объективного изложения истории борьбы Палестины и Израиля – нет. Люди просто должны поверить, что нужно бороться за права палестинцев?

Проект Халеда Джаррара – каждому желающему ставят в паспорт печать государства Палестина.Фото: Сергей Калинин

Слепая вера как основание для принятия политических решений – не самый лучший образец. Рядом выставлена работа, тема которой непосредственно связана с верой и религией - «Христос Король» Мирослава Патецки. Гигантскую статую Христа, которая может конкурировать по размерам с монументальным символом Рио-де-Жанейро, в 2010 году установили на границе Польши и Германии.

Автор той скульптуры, пожилой художник, был приглашен на биеннале сделать проект. Он в зале берлинского Кунстверке, превращенном в его мастерскую, из листов пенопласта вырезает голову польского Иисуса в натуральную величину, и рядом же ее собирает. Александру Ауэрбах, молодую русскую художницу, знакомую с европейской арт-сценой, так как учится она в Венской Академии Художеств, проект очень впечатлил – как возможность «быть одновременно и там и здесь, в Берлине на выставке и на приграничной территории, где эта скульптура стоит», и как работа по вовлечению в современный арт-процесс старшего поколения художников. Звучит красиво, но из этой работы не вполне ясно, какую роль в жизни польских граждан играет религия. Россиянам было бы, например, интересно узнать, что радикально консервативная «Лига польских семей» громит выставки и подает в суд на художников. Но такие скелеты из семейного шкафа на показ не достают.

 

И оригинал статуи «Христос-король», сделанной скульптором Мирославом Патецки по заказу церкви, так и ее реплика из пенопласта на Берлинской биеннале – напоминают о гигантомании тоталитарных режимов. Фото: Сергей Калинин

Что касается благородного «вовлечения старшего поколения в арт-процесс», которое в России как проблема даже и не заявлено, ввиду того, что консервативные старики и так в большинстве своем неплохо устроились на наследии творческих союзов и даже находят силы, чтобы давить молодых - это поверхностное впечатление. Что может быть лучше, чем узнать у самого автора, что значит его работа, тем более, что мастерская открыта и он всегда там. Увидев юношу, который режет пенопласт для головы Христа, мы спросили его – он отослал нас к «маэстро». Маэстро Патецки сказал, что о смысле работы лучше спросить у пана Жмиевского, так как его самого просто пригласили сделать копию головы Христа в натуральную величину. Таким образом, мы видим абсолютно регрессивное разделение труда, иерархию, где один человек просто режет пенопласт, другой – просто делает голову Христа, а третий, куратор Жмиевски - распоряжается смыслами.

Маэстро Мирослав Патецки у своей скульптуры в Берлине. Фото: Сергей Калинин. Установка скульптуры у немецко-польской границы. Фото: www.berlinbiennale.de/Томаш Штафиняк.

Большинство произведений манифестирует некую позицию ради того, чтобы ее манифестировать, причем так «себе под нос», что даже те, кто придет в выставочный зал будут разочарованы и не поймут, за что их агитировали, и вообще, принимали ли зрителя в расчет. Все же есть несколько работ, которые выходят за пределы бюрократического «белого куба», в них «расширение пространства борьбы» происходит по разным причинам и с разными последствиями и выводами. Единственный проект, который реально действует в пространстве политики – работа «Самоуправление» уже упомянутой Марины Напрушкиной. Она родом из авторитарной Белоруссии, и патриот своей страны, но по ленинским традициям, делает революцию на родине, находясь в Европе. Напрушкина, организовав сеть единомышленников, печатает газету «Самоуправление», объясняющую реальную ситуацию в своей стране, с анализом статистики и схемами, данными в выразительных картинках, и подпольно распространяет ее в Белоруссии. Тираж – 60000 экземпляров. На выставке ее газета раздается в переводе на английский, что дает возможность узнать о ситуации в Белоруссии всем, кто придет на биеннале. Отдельные рисунки из газеты с комментариями наклеены на стены лестничного пролета, однако то, что их видишь по пути от зала к залу с пустыми манифестами, нивелирует значение этого проекта и ослабляет внимание.

Другой интересный проект оказался несколько в стороне от внимания – «Конгресс рисовальщиков» знаменитого польского художника Павла Альтхаймера, выставленный в церкви св. Елизаветы неподалеку от Кунстверке. Это здание не просто является бывшей церковью, оно по–прежнему принадлежит церкви, и именно эта институция с радостью пригласила Альтхаймера сделать свой проект. Старинные кирпичные стены церкви по всему периметру были зашиты новой белой стеной, на которой каждый, кто придет, сможет нарисовать все, о чем хочет сказать или что почувствует. Альтхаймер начал рисунок кое-где – и тем самым полностью выполнил свою роль, как модератора рисовальной дискуссии. Многие боятся быть первыми, боятся белого холста, и тут как раз тот самый случай, когда художник «повел за собой народ» – рисовать стали все, очень выразительно, ведь в своих рисунках он показал им возможные стили и масштабы, как пользоваться техникой, и положил на круглый стол в центре церкви всевозможные материалы – уголь и губки, чтобы его растушевать, маркеры для граффитистов, краски и кисти, на стульях – рабочие халаты для тех, кто боится запачкать одежду во время творчества. Удивительно цельное впечатление создается от того, что сделано, некая связная история и полифония мнений. Места уже не хватает, даже белый пол изрисован, и Альтхаймер хочет застелить белой тканью площадь перед церковью, чтобы у тех, кто хочет рисовать, было больше пространства. Проект выплескивается на улицу не по указанию куратора, а потому, что пользуется популярностью у людей, и они действительно хотят участвовать.

Алтарь, разрисованный участниками «Конгресса рисовальщиков» в церкви Святой Елизаветы - проект польского художника Павла Альтхамера. Фото: Сергей Калинин
Фрагменты коллективной фрески – ручки дверного шкафа превращены в глаза персонажа с бородой, а над птичкой появилась советская присказка, о которой и в России уже давно забыли. Фото: Сергей Калинин

Единственное условие, которое поставила церковь – отправной точкой коллективной «фрески» должен стать крест, нарисованный в алтаре. Вертикальную линию провел Павел, горизонтальную – его помощник Евгений, а дальше – все образы мира, смешное и страшное, страдания и радости, лозунги и видения из всего мира заполняли стены. Кроме отправной точки, креста в алтаре, на противоположной стене, где обычно в православных церквях расположен Страшный Суд, была задана конечная точка – вагина, нарисованная вокруг выхода из церкви. И церковь как институция - не против. Если такое увидит человек с примитивным мышлением, он подумает «а идите вы все в … », а потом возмутится собственными мыслями. На самом деле это тонкая история – то ли ты выходишь из лона церкви в мир, то ли ты возвращаешься потом, когда умрешь, в ту же неизвестность, из которой родился. Много смыслов, и эта работа – повод поспорить о том, для чего мы живем, и что будет по ту сторону жизни. Кстати, выставки современного искусства в церквях в Германии – самое обычное дело, и прихожане вместе со священником устраивают обсуждения: но не в том смысле, возможно ли «такое» выставлять в церкви. То, что возможно – это само собой разумеется, а обсуждают саму тему работы.

В коллективной стенописи стали появляться элементы критики самой биеннале. Жмиевски участвовал в первой сессии рисования и добавил некие эффектные змеистые траектории к рисункам Альтхаймера. Некий неизвестный остроумец, пародируя волнистые линии монументальной графики Жмиевского, и одновременно схему политических воззрений, отрисовал структуру 7-ой берлинской биеннале. Похоже на генеалогическое древо, или анатомические таблицы с мышцами – напряженные тяги идут от одной узловой точки к другой, и в каждой такой точке – портрет самого Жмиевского, повторенный несколько раз, как портреты поп-звезд Энди Уорхола.

Схема берлинской биеннале с портретами Жмиевского в церкви Святой Елизаветы. Фото: Сергей Калинин

Еще один проект за пределами Кунстверке - реэнактмент «Берлинская битва 1945» Мациея Миелецки. Реэнактмент - это театрализованная реконструкция неких исторических событий в костюмах соответствующей эпохи, проект на грани культуры, искусства и истории. Поводы устроить подобного рода мероприятие и платформы для организации могут быть самые разные. Юбилейные битвы вроде «Бородино» в России восстанавливаются при государственной поддержке - былые победы нашей страны развивают чувство национальной гордости. Реэнактмент может быть организован в рамках программы популяризации какого-либо города как места притяжения туристов - однажды мне довелось побывать в Коломне, на родине известнейшего писателя 19 века Ивана Лажечникова, где для реконструкции был избран описанный им «Ледяной дом» - не самый светлый исторический образ, поданный тут как часть зимней увеселительной программы. Хорошо, что в современные ледяные хоромы никого не заселили, чтобы туристам было интересней. Михаил Угаров, создатель Театра.doc, на своем мастер-классе «Документальный театр — между фикшн и нон-фикшн» в рамках проекта «Педагогическая поэма» , рассказывая о видах современного театра, первым из них назвал «продуктный» театр, создающий зрелище (аналогия – «продуктное» голливудское кино). Он работает как транквилизатор и релаксатор. Именно к такому виду театра можно причислить и масштабные исторические реконструкции, они также уводят их участников во «вторую рельность, а это очень сильный наркотик».

Реэнактмент стал и жанром современного искусства. Одним из самых известных является «Битва при Оргриве» (2001) Джереми Деллера – проект британского художника, поднявшего на бой полицейских, ныне стариков, а тогда решительно усмирявших шахтеров, вместе со стариками-углекопами, бунтовавшими в 1984 году против безвыходности своего положения. Для непосредственных участников тех событий с той и другой стороны это было поводом пересмотреть результаты борьбы. В другом громком реэнактменте - "La Commune (de Paris, 1871) " (1999) Питер Уоткинс собрал 220 французов, не являющихся актерами, вместе с ними написал сценарий и разыграл события Парижской коммуны. Результат, 5-часовой фильм, был показан по каналу Арте. Большое внимание в фильме уделено индивидуальным интерпретациям событий отдельными участниками. Для художников это социальный эксперимент, попытка разобраться с травматическим историческим наследием.

Жизнь в маленьком парке развлечений с жареными на гриле сосисками, глазированными пряниками на лотках, статуями динозавров, лодочками-лебедями и другими сюрреалистическими объектами шла своим чередом. А в это время неподалеку поляки и немцы стреляли друг в друга. Горожане и учатники биеннали чувствовали себя абсолютно самодостаточными и не нуждались друг в друге.

Берлинский реэнактмент можно скорее отнести к «продуктному» жанру. В нем участвовали профессионалы, постоянно занимающиеся исторической реконструкцией. Судя по названиям групп «Валгалла» и «Викинг», немецкие участники, вполне возможно, придерживаются политических взглядов, о которых в Германии нельзя заявлять публично. Происходящее напоминало съемочную площадку эпизода кинофильма. За отгороженным классическими полицейскими заборчиками от зрителей пространством поляны происходили «военные действия». Хорошие немцы спасли ребенка, а победители расстреляли немецких женщин, снимали с убитых фашистов сапоги, обыскивали карманы, фарсово палили в воздух и кричали «Уррра!». В кустах был рояль, вернее, колонки, из которых хорошо поставленный дикторский голос вещал о войне и жестокости победителей, а когда замолкал, звучал героический «музак». Вот только на войне не бывает саундтрека и диктора, не бывает тех, кто остался в стороне, в безопасности за загородкой.

Думается, что финал, когда загородки раздвинули, и зрители ринулись фотографироваться с актерами в военных костюмах, показателен. Немцы и поляки выстроились в один ряд, как боевые товарищи. Не сразу после боя зрители поняли, что их приглашают сниматься с участниками реинактмента на память. Только после того, как работники биеннале, девушки в красивых платьях стали обнимать победителей, и подали пример остальным, люди робко стали «щелкаться» вместе. И тут некоторые определились, что хотели бы сняться в обнимку с фашистами. Тут- то всю «Валгаллу» как будто ветром сдуло – должно быть, распоряжение нового командира – в эпоху толерантного капитализма фото не должны дать нам понять, как много людей испытывает симпатию к националистическим идеям.

После боя – «стенка на стенку», журналисты палят из фоторужей, победители стреляют в воздух холостыми. Фото: Сергей Калинин
Красавицы снимаются с победителями. Фото: Сергей Калинин
Немецкая женщина, которую пристрелили поляки, «воскресает», ее подруга спрашивает, все ли с ней в порядке. Немцы расстроены, что опять проиграли. Фото: Сергей Калинин

Образ победителя Второй Мировой войны показан как-то унизительно. Вита Михайлова, жена, муза и коллега всемирно знаменитого русского фотографа Бориса Михайлова рассказала после реэнактмента о сочинении, которое было написано в 2007 году студентом Гамбургского университета (я уточнила потом – именно студентом, а не учеником начальной школы). Тема: «Что бы я делал, если бы я был русским». Ответ: «Носил бы красный пиджак, золотые зубы, и маршировал бы по Красной площади. И разбомбил бы свой садик в Гамбурге». Сюрреалистическое начало, сотканное из негативных медийных образов разных времен – понятно. Но садик в Гамбурге? Вита расспросила его поподробней и он объяснил: «Ну, у меня есть свой дом и садик в Гамбурге, и если бы я был русским, я бы его разбомбил».

Наследие Второй Мировой, безусловно, очень сильно влияет на немецкий менталитет – есть постоянное чувство вины и компенсаторное желание у некоторых молодых людей отомстить за это тяжелое чувство и стать неонацистом. Но с этим работают социологи, режиссеры-документалисты и художественное кино. Тема, конечно, благодатная для получения грантов от немецкого правительства, но борьба с идеями нацизма происходит в Германии, и в частности, в Берлине, каждый день - и антифашисты не нуждаются в идеологической помощи от биеннале, о которой подавляющее большинство горожан даже не знает. Первомайская демонстрация, про которую иногда говорят, что это всего лишь санкционированный день для выпивки и битья витрин – отнюдь не только пьяный разгул. Сотни тысяч людей выходят на улицы по своей воле с антифашистскими флагами, одетые в праздничную одежду. Между панками в диких одеждах безмятежно курсируют африканские мамаши с колясками, пай-девочки в рюшах пляшут под регги рядом с мусульманской общиной, которая вышла на улицу полюбоваться на праздник. Берлин – декларация непоказной, живой толерантности. Здесь есть квартал Ноллендорф, в котором во время войны было гетто для гомосексуалистов – место со страшной памятью. Сейчас это гей-квартал, куда люди с нетрадиционной ориентацией переселились по своему желанию – чтобы помнить и показать, что все изменилось и мы имеем свободу выбора. Берлинцам не нужны проекты, которые предлагают быть более политичными – потому что для многих из них политика уже часть их жизни.

Первомайская демонстрация в берлинском районе Кройцберг. Фото: Сергей Калинин

Но в Германии все не так уж безмятежно. Тило Саррацин - член правления Бундесбанка, влиятельное лицо в социал-демократической партии, написал книгу «Германия - самоликвидируется», жесткую и крайне неполиткорректную, и публично заявил об угрозе интеллектуальной деградации: «С простой статистической точки зрения высокий уровень рождаемости среди иммигрантов и низкий уровень образования среди них означает, что Германия становится тупее». Отчасти это правда – однако разбираться с этой проблемой можно самыми разными способами. Можно вышвырнуть заявившего об этом Сарацина со всех должностей и делать вид, что все в порядке – так поступит лицемерно политкорректное правительство, чем навредит в первую очередь турецким иммигрантам.

Слова, слова, слова…Что сделал бы художник и социальный активист? Он может ратовать за реальную интеграцию иммигрантов в общество. Это только кажется, что все иммигранты – поголовно мусульманские ублюдки, не желающие работать. Есть такие же русские, приехавшие выбивать пособия. А есть русские с высшим образованием, отличные специалисты, которые могут устроиться на работу только уборщиком или официантом. Перенесите эту ситуацию на себя. «А чего им дома-то не сидится, чего понаехали?» Интеллектуалам дома не сидится, потому что на Родине не хватает свободы, да и там их высшее образование мало кому нужно. А тех, кто хочет «халявы» - та же Родина и воспитала. Такие люди – везде иммигранты, но дома они будут сидеть в дерьме, а в Германии им дадут пособие, потому что компенсация вины за Холокост распространяется на всех.

От художника ждешь нестандартных решений, экспериментов – вот как сделать так, чтобы устроить все к лучшему в этой сложной германской ситуации. Ну, или, наконец, образовать обратный поток – эмигрировать в Турцию и попробовать переменить что-то в этой стране таким образом, чтобы людям захотелось жить там, а не бежать из нее. Однако берлинская биеннале предлагает нам поучаствовать в проекте Мартина Зета «Германия избавляется от этого», вполне согласном с позицией правительства. Художник призывает немецких граждан сдавать экземпляры книги Саррацина, чтобы их впоследствии сжечь. Этот сомнительный артистический жест никак не поможет исламским иммигрантам, но прозвучит громко и провокационно, ведь сожжение книг – фашистская традиция.

 

Плакат проекта Мартина Зета «Германия избавляется от этого»; гравюра «Ефесяне сжигают книги после проповеди апостола Павла; Студенты сжигают «негерманские» сочинения и книги на берлинской площади Опернплац 10 мая 1933 г. 

Какое-то неуместное заигрывание с фашистской символикой есть и в логотипе биеннале – черной семерке, перечеркнутой тремя горизонталями. Цифра семь похожа на топорик, а все вместе – на свастику, которую разобрали на палочки, и пересобрали новым способом, чтобы замаскировать. Жмиевский в своем интервью Юлиане Бардолим для журнала «Артхроника» сказал, что он считает нужным для искусства работать с массовой культурой, чтобы быть понятней людям, и просил обратить внимание на то, что 7-я берлинская биеннале оформлена в «поп» стилистике. Выходит, что он считает популярной стилистику нацистов? Если так, то вряд ли стоит с этим заигрывать. На небольшом мероприятии в районе Веддинг, организованном ОКК - «Органом критического искусства», и названном антибиеннале, сделали лото, на карточках которого изображены различные логотипы. Там есть и символы тоталитарных режимов, в частности, серп и молот (нет только свастики, ее изображение в Германии запрещено законом, но она незримо присутствует в этом ряду), и логотипы различных корпораций – например, Bayer и BMW. Сюда же отлично встраивается логотип биеннале и геральдический орел на фоне шестиконечной звезды, символ движения «Еврейского возрождения в Польше», которое придумала художница Яэль Бартана и сняла фильм о нем «И Европа содрогнется».

Можно махнуть рукой на логотип – в конце концов, это всего лишь картинка. Но то, что за этой картинкой, то есть сама биеннале - спокойно встраивается в мир транснациональных корпораций и показной политкорректности, дотируемого радикализма, не пытаясь на самом деле ничего изменить.

Логотип 7-ой Берлинской биеннале. Ребенок играет в лото с логотипами на «антибиеннале» в ОКК. Логотип «Движения еврейского возрождения в Польше». Фото: Сергей Калинин
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).