будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Борисова Марина

Леди Макбет из Ростова

Леди Макбет из Ростова
macbeth

Наша оперная жизнь всегда делилась на столичную и провинциальную. Первую представляли Большой и Мариинский, и она считалась лицом, вторую – вся остальная Россия, и она выступала в роли фона. Исключения, вроде Свердловского театра оперы и балета поры 1980-х, случались, но не меняли климата в глобальном смысле. Система культурных ценностей с четким делением на периферию и центр, как часть государственной политики, казалась незыблемой. Несмотря на то, что в 20-м веке весь цивилизованный мир жил по другим законам, и статус театра определялся его художественным уровнем, а не географическим положением.

Однако взаимоотношения культуры и общества не только данность, которой мы пользуемся, но и результат личных усилий. Например, стал бельгиец Жерар Мортье в 2002-м худруком Зальцбургского фестиваля, и существующая с 1920-го респектабельная институция, которая при прежнем руководителе Караяне была оплотом консервативности, преобразилась. Соответственно, изменилась и опера: из традиционного искусства, где важен голос, опера превратилась в радикальный театр, где главным стал режиссер, создающий картину мира. Мортье посягнул на святое, он рисковал, постоянно испытывая сопротивление со стороны завсегдатаев, возмущенных переменами, и со стороны государства (политика худрука критиковалась в СМИ), но выиграл. Фестиваль стал синонимом театрального авангарда, а эра Мортье (10 лет) вошла в историю 20-го века как одна из динамичных фаз его движения.
В России один человек тоже способен на многое. В отдельных случаях он может даже перевернуть мир, как Валерий Гергиев. Став в 1989-м главным дирижером Маринки (потом – худруком и директором), он превратил бывший Кировский театр в пуп земли – как в России, так  и в мире. Мариинский театр стал не только художественным феноменом, но и общественно-политическим, и с этим ничего не поделаешь. Одно из проявлений амбиций -- конкурс проектов на новое здание театра и победа французского архитектора. С началом возведения объекта (соответственно, разрушением старых застроек) стало неопровержимо ясно:  когда рядом с историческим зданием появится это архитектурное чудо, Маринка станет в России первым образцом современной архитектуры мирового класса.

Несколько лет назад нашу оперную жизнь взволновало известие об открытии в Ростове оперного театра. Взволновало не только потому, что оперные театры в России – явление штучное, но и потому, что амбиции Ростова явно не соответствовали представлению о положении провинциальной оперы: для постановок привлекались ведущие российские силы, а музыкальным руководителем стал и вовсе дирижер, имеющий постоянный контракт в Ирландии Александр Анисимов. Худрук Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев не  посягнул на главную святыню – театральную структуру советского образца: он не отменил должности главных режиссеров и художников, которые крепко держат власть в руках и никого не подпускают. Но взяв политику театра в свои руки, он создал дело, которое вызывает интерес публики и уважение специалистов. Оказалось, если серьезно подойти к опере, то независимо от ее местоположения выпускаемый продукт может быть не достижением областного значения, а событием оперной жизни России.

Сегодня лучшая постановка Ростовского музыкального – «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, показанная на закрытии гастролей с большим успехом. Уже сам выбор названия говорит о художественном вкусе: театру интересны не только итальянские шлягеры («Мадам Баттерфлай» и «Травиата»), но и трудные русские оперы, названия которых мало что говорят широкому зрителю. Ясно, что даже при грамотном пиаре такие названия не сделают кассу -- публика все равно идет в оперу за красотой. «Леди Макбет» -- сочинение харизматичное для 20-го века, но  в глубинном смысле антиоперное -- в ней все некрасиво и страшно. Однако Ростовский театр поставил Шостаковича не в целях борьбы с местным художественным инфантилизмом.  Он подошел к «Леди Макбет» как к выдающейся музыке, которая может увлечь так же, как  «Борис Годунов» или «Пиковая дама». 

Самый веский аргумент спектакля -- его музыкальный уровень. Партитура (она считается одной из самых сложных в истории оперы), состоящая из одних соло, тщательно сделана: каждый голос слышен и каждый интересен, а оркестровое тутти, особенно в финале оперы, подобно катастрофе. Никакие перипетии сюжета, проиллюстрированные действием, не смогут рассказать больше, чем ужасное глиссандо тромбона после изнасилования Катерины Сергеем или затаенное соло скрипки в любовной сцене 2 д. или глухие удары барабана, передающего шаги вернувшегося украдкой мужа по пустому ночному дому и предчувствие его скорого ужасного убийства. Спектакль, сделанный в жанре бытового блокбастера, имеет немало зрелищных достоинств: темные крыши домов, висящие в воздухе, которые периодически опускаются на платформы, погребая героев (сценограф – Зиновий Марголин); народ, который все время движется, создавая ощущение угрозы  (режиссер – Сусанна Цирюк). Хороши и солисты, в первую очередь – молодая и значительная Татьяна Луцко (Катерина). Но именно оркестр под управлением Александра Анисимова – главное действующее лицо спектакля, что было оценено: публика устроила дирижеру овацию.

Похоже, российскому музыкальному театру есть чем гордиться.

Фото спектакля с официального сайта Администрации Ростова-на - Дону

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).