будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Культура
Плунгян Надя

Лепесток и склянка

У советского неофициального искусства судьба сложилась непростая. С того времени как западная мода на Кабакова, Брускина и Комара с Меламидом вылилась в знаменитый аукцион "Сотбис", интерес к нему стал быстро угасать. Так что к концу девяностых нонконформистов в России уже определяли как провинциальный вариант американского стиля. Эпохи нонконформизма стали стыдиться, называть неактуальной.

Что ж, она действительно устарела по всем статьям, особенно если предположить, что делалось это искусство для Запада и про Запад. Понятия советского поп-арта или соц-арта аналогичны английскому слову Perestroyka - непонятно, зато экзотика. Но одного взгляда на гламурный рай Уорхола или Вессельмана достаточно, чтобы понять: дело никуда.

Поэтому нонконформистов осторожно замяли их преемники, уверяя, что они – эдакие Red Elvises, исполняющие рокабилли на балалайках. Все верно: американский поп-арт – это icons, красотки с комиксов. В СССР для глянцевого стеба никогда не было потенциала, слишком давила реальность. Да и супа Кэмпбелл для icons не было. Так, спички, примусы.

В такой неопределенности никто, кажется, не заметил, как поколение нонконформистов начало медленно таять. Выставок в России было очень мало, в Третьяковке засуетились устраивать ретроспективы, но снова не ко времени. Давно нет коллекционера Леонида Талочкина, основавшего единственный музей “Другого искусства”. Нет Владимира Яковлева, нет Бориса Турецкого, этим летом друг за другом ушли Эдуард Гороховский и Михаил Рогинский. Выходит, нонконформизм – ненужная окаменелость. Вписывать в историю искусства не то поздно, не то рано.

Сейчас в Москве идут две выставки, которые по совпадению открылись в один день: Владимир Яковлев в ГЦСИ и Михаил Рогинский в галерее “Сэм Брук”. ГЦСИ сделал попытку объяснить художника через его жизнь, а оказывается, все что осталось – это пара сюжетов на видео и рисунки из частных собраний. В “Сэм Брук” знакомые работы Рогинского 1990-годов и осколки его последних парижских опытов сами собой сложились в некролог.

Если есть жанр неофициального искусства, то Михаил Рогинский и Владимир Яковлев внутри этого жанра кажутся диаметрально противоположными фигурами. Полуслепой Яковлев, водивший карандашом почти у самого лица, провел жизнь в бесконечных скитаниях по сумасшедшим домам и интернатам. Его живопись – огромные чаши цветов, абстрактные портреты – почти полностью отрицает материальный мир. Абсолютный маргинал и дилетант, внук знаменитого художника, окончивший четыре класса. По сравнению с ним Рогинский – настоящий профессионал, мрачный, бескомпромиссный, с долгой работой в провинции за плечами (декорации для театра). Почему он все бросил и уехал в Москву, чтобы прослыть радикальным, почти кичевым художником? Почему, эмигрировав во Францию, писал советские реалии?

Каракули Яковлева – иконы для знатоков, вещи Рогинского – молчаливая загадка даже для художников его круга, если таковой существовал. Но, возможно, как раз в их объединении и есть настоящий ключ к нонконформистам, для которых отказ следовать каким-то формальным законам советской школы превращал живопись в философию. Огромный цветок Яковлева или огромный примус Рогинского (за который он и схлопотал титул “отца соц-арта”) – не экспрессионистский кич, а внутренний диалог. Яковлев действительно не видел материю предметов, говорил, что пишет свои сны: горящие цветы, портрет ветра, портрет леса. Рогинский поступал наоборот: усиливал зримую материальность вещей и получал совершенную абстракцию. Бутылка пива, люди в трамвае или на остановке превращались в знаки, вырванные из контекста. Именно поэтому, с точки зрения МОСХа, он тоже оставался чужим, хотя в его картинах, совсем как в коммунистической пропаганде, идея всегда была важнее реальности.

Вопрос об эмиграции оба тоже решили категорически. Рогинский уехал, чтобы никогда здесь не жить, Яковлев никогда не хотел уехать: шутил, что на Западе нет политического искусства. Где, мол, еще найдешь такое? Рогинский закрылся в парижской мастерской и писал Москву. Яковлев, щурясь, рисовал цветы в психоневрологическом интернате №30: “Любимый цвет у меня тот, который не болит”.

Достижение и трагедия “другого искусства” – в чрезмерной приверженности своему делу. Вместо того чтобы сочинять направления, советские нонконформисты писали картины. Со смертью Михаила Рогинского время шестидесятников, больших художников-маргиналов, уже почти прошло. Не пора ли избавиться от ущербности и наконец осознать, что то, что недавно называли советским вариантом концептуализма, коммунальным поп-артом et cetera – часть нашего наследия, а не западного?..

Как говорил тот же Яковлев, “цель творчества – это чтобы было взаимопонимание людей в обществе. А знаменитым действительно быть некрасиво. Надо быть человеком маленьким и уметь говорить с народом… А вообще все это меня мало волнует. Ведь я художник временный, проходящий”.

Плунгян Надя
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).