будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Liberté au naturel

Liberté au naturel
svoboda-politru-BIG
.

Радио Свобода закрывает совместный с Полит.Ру проект, так что это мой последний текст под «Свободой на баррикадах» (она же «Свобода, ведущая свой народ») и лого «Проект Европы». По состоянию на сегодня, ни свободы, ни баррикад, ни Проекта Европа в том виде, в котором он был задуман, нет. Будущее ясно и говорить о нем бессмысленно, оттого – немного о прошлом, о том, как оно существует в настоящем.

Возьмем, к примеру, эту картину Делакруа. Она нарисована осенью 1830 года неутомимым борцом с академизмом и неистовым романтиком, который решил восславить июльскую революцию 1830 года. В октябре он сообщил в письме приятелю: «Мое дурное настроение исчезло благодаря тяжелой работе. Я взялся за современный предмет – баррикады. Если уж я не сражался за свою страну, то я хотя бы буду за нее рисовать». Как это часто бывает, одна из самых знаменитых (сейчас сказали бы «иконических») картин в истории живописи XIX века не вызвала особых восторгов современников, особенно изображение Свободы в виде гологрудой воительницы.

Тем не менее, в 1831 году французское правительство (то самое, что пришло к власти в результате июльской революции 1830-го, аллегорически изображенной Делакруа) купило произведение за три тысячи франков, чтобы повесить ее в одной из комнат Люксембургского дворца. Столь высокохудожественным образом нового короля Луи-Филиппа (в начале правления его называли «король-гражданин», в конце – «король-груша») вынуждали постоянно помнить, кому именно он обязан троном. Да, народу, возжаждавшему Свободы. Ему.

Впрочем, картина провисела в Люксембургском дворце лишь несколько месяцев, после чего ее вернули художнику, сочтя «Свободу» слишком открыто возбуждающей вольномыслие. Делакруа пристроил произведение (немаленькое, надо сказать) у своей тетушки Фелисити, в Париж оно вернулось только после революции 1848 года, свергшей уже Луи-Филиппа. Там ее выставили ненадолго. В следующий раз публике посчастливилось увидеть «Свободу» уже при императоре Луи-Наполеоне Бонапарте (Наполеоне III) который пришел к власти, придушив французскую Вторую республику (первой была та, что установилась во время Великой Французской революции конца XVIII века и была уничтожена Наполеоном Первым, «Большим», по выражению Виктора Гюго; Луи-Наполеона писатель презрительно называл «Наполеоном Маленьким»). Картину выставили в знаменитом парижском Салоне 1855 года, рядом работами идейного врага Делакруа великого неоклассика Энгра, баталиста Ораса Верне и ориенталиста Александра-Габриэля Декана.

Из иностранцев на Салоне был представлен англичанин Джон Эверетт Милле из прерафаэлитского братства (его отметил Бодлер в своем обзоре Салона). Гюстав Курбе тоже отрядил на Салон несколько работ; однако ему показалось мало и он устроил отдельную выставку-продажу девяти картин неподалеку. Увы, коммерческим успехом его предприятие не увенчалось. Наконец, в так называемом «промышленном разделе» Салона разместили фотографии. Это искусство не было еще тогда признано таковым, однако оно уже влияло на выставленное в «высокой» части Салона; Энгр, к примеру, делал вид, что никакой фотографии не существует, однако сегодня его работы похожи на странный академический монументальный фотореализм.

В конце концов, изобретение и развитие фотографии привело к революции в живописи, которую начали импрессионисты и которая привела к появлению самой концепции «современного искусства»; в 1863 году, когда к официальному Салону добавился так называемый «Салон отверженных», там выставили «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Любопытно, что на этой (некогда скандальной) картине обнаженное женское тело соседствует с вполне одетыми мужскими, как и у Делакруа (впрочем, баррикадная Свобода полуобнажена – или, если угодно, полуодета).

Только у романтика первой половины XIX века – революция, порыв, горы трупов и сабли со штыками, а у импрессиониста второй половины того же столетия – тоже революция, но моральная и эстетическая. Добавим от себя, что без первых во Франции не было бы и второй революции. Что же до фотографий в Салоне 1855 года, то победил в конкурсе великий Надар с портретом знаменитого мима Шарля Дебюро.

Но вернемся к «Свободе на баррикадах». В 1874-м – через четыре года после свержения Луи-Наполеона, поражения во франко-прусской войне и установления во Франции Третьей республики, картина была куплена Лувром, где и находилась до прошлого года. В 2012-м ее перевезли в отделение Лувра в городке Ланс в 200 километрах от Парижа; 7 февраля 2013 года 28-летняя посетительница музея написала фломастером внизу картины загадочную аббревиатуру «AE911».

Расшифровывается эта аббревиатура так: Architects & Engineers for 9/11 Truth («Архитекторы и инженеры за правду о 9/11»); это довольно шумное объединение строительных экспертов и взрывотехников, которые опровергают данные официального отчета о падении башен-близнецов Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке. Конспирологи считают, что небоскребы были взорваны изнутри. Что касается «Свободы на баррикадах», то после мгновенного ареста вандальши, луврские реставраторы за два часа устранили фломастерную надпись на артефакте; сама AE911 осудила «порчу бесценного произведения искусства».

На картине довольно суровая дама во фригийском колпаке (отсюда и «Свобода»; Делакруа подчеркивает связь двух революций – 1789-го и 1830-го) возвышается на баррикаде, сложенной из больших булыжников и тел павших бойцов. В левой руке она держит ружье со штыком, в правой – триколор. Свобода окружена возбужденными вооруженными лицами мужского пола, особенно хорош мальчик с пистолетами в обеих руках, настоящий Гаврош (уверен, что Гюго имел в виду эту картину, придумывая бесконечный сюжет «Отверженных»).

Считается, что толпа революционеров подобрана на картине весьма рационально: там представлены все слои тогдашнего парижского населения, свергшего короля Карла X Бурбона. И верно, тут и довольно разбойного вида смуглый мужик с саблей и в берете, и юный буржуа в цилиндре с карабином. Сначала считалось, что в столь героическом виде Делакруа изобразил самого себя, но современные скептики сомневаются даже в этом. Справа на заднем плане – остров Св.Людовика и отчего-то чуть ли не пылающие башни Собора Парижской Богоматери. Кажется, дело происходит на левом берегу Парижа.

Все смешалось в XIX французском веке. Эжен Делакруа некоторое время учился у великого неоклассициста (я не перебарщиваю с эпитетом «великий», нет: в то странное время, каждый десятый был таковым) Шарля-Луи Давида, того самого, что нарисовал «Смерть Марата» и «Клятву Горациев», а потом – «Коронацию Наполеона». Считается, что настоящим отцом художника был Шарль-Морис де Талейран, после Фуше, кажется, самый циничный и беспринципный политик эпох Великой Французской революции, Первой империи, Реставрации и «июльской монархии»; по крайней мере, дипломат был другом семьи Делакруа и покровительствовал художнику вплоть до самой своей смерти в 1838 году. Луи-Филипп Орлеанский, ставший королем в 1830-м, – сын знаменитого герцога Орлеанского, перешедшего на сторону революции 1789 года и принявшего имя «Филипп Эгалитэ» (что не помешало ему быть казненным в 1793-м).

Сам будущий монарх также решил называться «гражданином Эгалитэ», он храбро сражался в рядах революционной армии в чине генерал-лейтенанта. Потом он эмигрировал, а в начале XIX века уже воевал с Наполеоном в Испании. Дальнейшие события во французской истории «Свободы» живописной и «Свободы» политической настолько переплетаются, что уже невозможно понять, кто и за что сражался. Луи-Наполеон, племянник Наполеона I, казался всем поначалу авантюристом, потом – демократом, потом – узурпатором. После свержения Луи-Наполеона престарелый Адольф Тьер, некогда премьер-министр Луи-Филиппа, становится президентом Франции.

Во время революции 1848 года поэт Шарль Бодлер, тот самый, что любил прерафаэлитов, бегал по Парижу и пытался натравить толпу вооруженных бездельников на дом генерала Опика – своего собственного отчима. Напомню, Бодлер толпы презирал, а демократию ненавидел.

 

Собственно, так и сложилась европейская Свобода – и даже отчасти американская, учитывая, что именно Франция подарила Америке самую известную в мире статую. Она сложилась не только из лихорадочных порывов, амбиций, чудовищной крови, бесконечных предательств и прочее и прочее, она, на самом деле, сложилась из забвения. Мало кто после 1848 года попрекал Делакруа связями с Луи-Филиппом и талейрановой опекой. Генерал Опик исправно выдавал деньги пасынку и после 1848 года, а похоронены они в одной могиле на монпарнасском кладбище.

Делакруа, столь обязанный Бодлеру, отошел от него после скандала с непристойными, по мнению публики, стихами из «Цветов зла» и говорил друзьям, что поэт действует ему на нервы. Про Талейрана, предавшего абсолютно всех монархов, с кем он имел дело, я просто молчу. Тем не менее, тот мир кажется нам невероятно привлекательным – да он таковой и есть. Почти все хорошее, что окружает нас, от современного искусства до железных дорог, от декаданса до телефона, от дарвинизма до детективов было изобретено тогда. И Свобода тоже.

Думая об этой удивительно избирательной памяти людей того времени, их умении искренне забывать все, что не очень хочется помнить, я пытаюсь сравнить то европейское время с нынешним, послевоенным. Талант отключить любую память, кроме оперативной, сегодня, безусловно отполировался. Чем больше говорят о «памяти», о «политике памяти», тем меньше помнят. Вот два примера. Мой приятель К. как-то оказался в Австрии, в провинциальном городке. В пансионе, где он остановился, хозяйка – невероятно милая старушка – всячески пыталась развлечь гостя.

В один из дней она привела его на свою половину дома и стала показывать фотографии на стенах. Вот, мол, я в молодости. Вот я в детстве. Вот моя мама. А вот мой папа – замечательный был человек, красавец, умница, храбрец! И верно – на К. смотрел блистательный блондин с веселыми глазами, подтянутый, даже элегантный. Он стоял на фоне высоких альпийский гор. Ему очень шла эсэсовская форма.

Другой мой приятель, Б., рассказывал другую историю. Он оказался в одной организации, целью которой была борьба с тоталитарным режимом и его наследием. В организации работали люди разных поколений и с разным жизненным опытом – были и пострадавшие от Советской власти, были и обычные, вполне советские и постсоветские люди. Среди последних – несколько человек из «хороших московских семей», в их числе – отпрыск высокопоставленного сотрудника КГБ. Отпрыск ужасно любил рассказывать о своем пожилом отце, о его подмосковной даче и так далее. В такие минуты Б. внимательно смотрел на реакцию бывших жертв этой милой конторы. Ни гримасы, ни улыбки, ни пожатия плечами. Ничего.

Однажды у коллег речь зашла о самиздате и роли его во всем хорошем против всего плохого. Обменялись мнениями. Посетовали на то, что нынешняя молодежь не знает ни Солженицына, ни Терца, ни Авторханова. Больше всех горячился тот самый отпрыск: «Как же так? Как можно не знать этого? Скажем, у нас дома всегда был самиздатовский Солженицын!». Немая сцена.

Данте Габриэль Россетти "Мнемозина" (около 1881 г.). В древнегреческой мифологии Мнемозина -- олицетворение памяти. По преданию, мать муз. Павсаний пишет, что в Беотии были два источника: Леты и Мнемозины. Как раз сейчас на выставке прерафаэлитов в Москве, столь любимых народом.

Прав был поэт, никто не помнит ничего. Впрочем, быть может, в этом и есть возможность обретения новой свободы, как во времена рационально беспамятных Талейрана, Делакруа, Бодлера?

И на этом вопросе мы закрываем занавес.

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).