будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Васенина Екатерина

Листая личные дела

Листая личные дела
delo.jpeg

В Москве уже в шестой раз проходит Летняя школа танца «ЦЕХ», и во время занятий зарождалось много новых проектов. В этом году к Летней школе Российское объединение театров танца приурочило первый фестиваль «Личное дело», на котором показали камерные спектакли российских и зарубежных хореографов. Для спектаклей-участников «Личного дела» бюджет нужен совсем небольшой – декорации минимальные, часто их нет совсем, акцент на телесную идею или концепцию в сопроводительном листе. Так что, думаю, дело пойдет – одного «ЦЕХа» зимой для огромной и все больше современно танцующей Москвы явно маловато.

«Черный квадрат» поставлен в Голландии

«Эх, и стану я голландцем, займуся современным танцем!» - шепнул коллега через полчаса спектакля «Исчезновение» голландского хореографа Дэвида Вебера-Кребса. - «Стану по сцене я ходить, по-голландски всем нудить». По сцене, натурально, ходили мужчина и женщина. Ходили молча, то медленнее, то быстрее, строго по кругу и в одном направлении, с сосредоточенными лицами. Это смотрелось откровением, потому что до этого они двадцать минут стояли спиной к залу при свете фитиля. Их имена остались неизвестны, буклет содержал только оформленную как файлы личных дел информацию о хореографах.

Автор «Исчезновения» Дэвид-Кребс, например, изучал французскую литературу и религиоведение. Это как-то духовно сблизило его с московским анархическим движением «революционного проходимчества», тайным участникам которого доставляло больше удовольствие кого-нибудь изящно и со вкусом обвести вокруг пальца, красиво пустить пыль в глаза. В Москве, как и во всем цивилизованном мире, такого проходимчества на территории современного искусства хватает, но Кребса отличает личное обаяние и откровенность. Пока танцоры стоят, он, красивый и молодой, выходит на скромную сцену, бывшей когда-то цехом фабрики технических бумаг и  предваряет марш своих подопечных такой репликой: «Они не знали, что делать, поэтому начали ходить взад и вперед. Для разнообразия они ходили на коленях, соединяя руки. Но время для этого еще не пришло. Поэтому они валились в сторону стены, наслаждались ее близостью и просто стояли». То есть честно анонсирует, заставляя включить зрительское воображение.

А оно действительно нужно. Скоро свет гаснет (а ведь тридцать прожекторов установлено, немало для экспериментальной сцены) и зал надолго проваливается в темноту. Судя по замершему дыханию, на сцене в темноте ничего не происходит – и мы наблюдаем грандиозный «Черный квадрат» современного танца, его полное отсутствие при полной заявленности. Никакой музыки, никакого видео. Только шорохи, нервный шепот, контактная импровизация вибрирующих телефонов в сумочках, вслушивание в замерший танец жизни в темноте. Не современный танец - радиотриллер. Браво, Кребс! Боюсь только, что мое умозаключение о тонкой игре на проблемах современного танца, низвергнутых в исчезновение, в «ноль», вместе с достижениями и репутациями во имя очищения и нового подъема – это уже мое революционное проходимчество; но услуга за услугу, в зале было скучно, теперь я аплодирую вашей смелости при полной неудаче знакомства с вашим талантом хореографа.

«Не соло» нахлебавшись

Импровизированный вечер поэзии продолжился. «Утром встану, на х.. гляну, и опять живу, не вяну», -- натянув штаны, пропел танцовщик из Челябинска Владимир Голубев, начав свое соло «Несоло». Никто за язык его не тянул: Владимир пообещал показать 11 психофизических состояний человека и заплакать одной только силой лицевых мышц. Пока разогревался, душевно сыграл на аккордеоне, продемонстрировал стиль «челябинский тигр, уральский дракон», хотя сам назвал его «ходить ходуном». Мягко сплелся, как корень большого сильного дерева. Расплелся и расстелился, как плакучая ива. На танцовщиков-мужчин выучки Ольги Поны (а Голубев проработал в театре Ольги Поны длительное время) приятно посмотреть и в сольном варианте, они мужественны, точны и нежны, это очень узнаваемая техника.
Голубев перерос карьеру танцовщика театра, у него дома свой танцевальный проект «Колония нестрогого танца», в «Не соло» он растет в клоуна-одиночку: ставит на сцене стоячие белые носки, надевает полосатый блестящий фрак с длинными фалдами и взметается почти к потолку. Вернувшись на землю, рассказывает об актере, случайно отрезавшим себе голову косой и поет песню-заплачку, как это тоже принято в театре Ольги Поны.

Вторая попытка заплакать тоже не удалась – клоун побежал за кулисы, зажав руками пах: получалось, напряг не те мышцы. «Артист обоссался, концерт не очень удался», -- вернулся Голубев к зрителям и подвел этой фразой неожиданную черту.

Владимир Маяковский так хвалил эстрадное обозрение Николая Фореггера «Хорошее отношение к лошадям»: «Дайте нам танцующую идеологию, веселую, бурно-каскадную пропаганду, как в этом спектакле!» Я похвалю «Личное дело» так: «Дайте нам больше танца, танцующего тела, я принимаю то, что движение стало тоньше, но  хочу его видеть, скучаю по читаемой композиции диалогов и монологов,  она возможна и в русле минимализма!» Конечно, «маленькая тайна есть у каждого в сердце, там она танцует за невидимой дверцей», но я по крайней мере не равнодушна и откровенна никак не меньше  Кребса. 
Фестиваль обещал быть интересным тому, кто уже знаком с театром танца и хочет представить, что с этой художественной формой может случиться завтра. Я представила и у меня получилось, что с ней не случится ничего (но надо признать, что я видела далеко не всю программу). Не случится ничего - то есть все будет хорошо. Культурная ниша отвоевана, существование «художественной формы» признано, взаимообмен танцоров на сцене и в зале налажен, интересующаяся телесным неформатом и индустриальными территориями богема всегда придет. Рождение звезд и культурные взрывы пока в прошлом. Похоже, современный танец во всем мире тоже вошел в период «культуры два», застывшей и схватившейся эстетической формы. Жаль, что с российским это случилось в таком юном возрасте.

Васенина Екатерина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).