будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Культура
Свинаренко Игорь

Литературная Одесса Александра Филиппенко

Литературная Одесса Александра Филиппенко
filip
Одесса. Александр Филиппенко с поклонником

Одесса!

Первым сюда высадился, обогнав пароход на авто, вперед всего десанта, знаменитый актер Александр Филиппенко. У него свой жесткий график, он экономит время. Срезает углы. Моноспектакли этого актера даже меня, закаленного и капризного зрителя, держали в кресле и не давали, как это у меня заведено, смыться в середине действия. Вот сейчас мода на аудиокниги, тексты начитывает, кто ни попадя – а тут такой актер! Такой школы! Господи, когда ветераны, это… того…, то ты оставишь нас с Безруковым, и он будет главный артист страны! Ну а чё, заслужили, еще, причем, и не такого над собой надругательства. Хотели попсы, и быстрого успеха, и бабок? Ешьте, подавитесь. Так вот, я вам говорю: идите, потребляйте культуру, пока от нее что-то остается.

Вот, Филиппенко исполняет Довлатова. «Заповедник». Раскололась семья и по частям перебирается через океан. Главный герой - чего уж там, сам Довлатов – уходит в лирический высокий запой. Писатель сделал это смешно, а это же еще и трагедия. Да… Моноспектакль тут спас ситуацию - иначе как вышибить слезу при описании покойника, уезжающего из несуществующей страны и страдающего от проблем, каких давно уже не бывает.

Ну, что Филиппенко талантлив, и без нас ясно. Но он к моему, пардон, удивлению, оказался еще и умным. И глубоким. Извиняюсь, если что. Я слушал, как он рассказывает о жизни, на встрече со зрителями, потом мы с ним еще поговорили – трудно поверить, что это актер! (Пардон, не хотел никого обидеть из отсутствующих).

- …играл в качественных советских фильмах. Шофера, например, простого. Но потом я стал лысеть, появился другой типаж! (Ну кто еще так про себя запросто расскажет? –ИС). А в кино типаж - это главное. Приходишь на разговоры – а они: «да-да-да, повернитесь направо повернитесь налево, дайте ему в руки автомат… Саша, все быстро снимаем: день в тюрьме, день в бане и день – поедем на пленэр». Ну а что, не хочется ж друзей подводить. И потом со мной не разговаривали капельдинерши в театре: «Вы такой кровожадный, Александр Георгиевич!» - после «Рожденных революцией» - бандиты и злодеи, активные люди – такие мне роли попадались. И потом вдруг… «Иван Лапшин». Фильм попался, когда я уже знал очень много о профессии, я ж в театре Вахтангова работал. Я и Кощея Бессмертного сыграл, и Хоакина Мурьету. Мы, вахтанговцы – пережимщики, да и мне самому, начиная со студенческого театра, трагифарс ближе. И вот Герман пригасил меня на роль судмедэксперта. Я знал, к кому я еду. Все, что он сделал, было запрещено! «Проверка на дорогах» лежала на полке. Но он мне сам позвонил и сказал: «Александр, я хочу, чтоб вы были». У него нюх! Он собрал людей, которые понимали, во что мы ввязались. Эта игра под хронику – это ведь тоже формула. Играть – ничего не играя! Быть самим собой - но все равно, это игра! В нашей щукинско-вахтанговской школе - актер-гражданин всегда контролирует актер-образ. (Я тут не понял, сбился на модный «Гражданин Поэт», но Георгич разъяснил: «А иначе бы Отелло задавил бы Дездемону» - ИС).

Александр Филиппенко

Он продолжает:

- И были потрясающие встречи. Одна из них в Одессе. Ко мне подошел человек и говорит: «Спасибо, вы спасли мне жизнь!» И рассказывает. Он в армии служил, девушка ушла, катастрофическое настроение. И тут показывают фильм «Убегающий август», я там снялся. А там в конце мой персонаж ходит, ходит вокруг молчащего телефон, потом идет на кухню и включает газ. Парень воскликнул: «И что я, такой же дурак как Филиппенко, тоже включу газ? Не-е-т!» Вот как оно неожиданно складывается…

Так кстати и мы часто живем, - это я уже от себя. Иногда посылаемся кому-то, чтоб своим дурным смехотворным примером удержать кого-то из малых сих от глупого поступка. Не знаю за Украину, но про Россию, за ее спиной, давно поговаривают: смысл ее в том, чтоб показать миру «как не надо». Спасти, типа человечество. Россия – это как бы такой Брюс Виллис. С виду не очень, тяжело пьющий, его сторонятся, но в какой-то момент вдруг – бах!!! И он выстреливает. Кстати я давно уже требую издать Указ о переведении слова «Россия» в мужской род. Тогда и вертикаль будет, а то какая же у бабы вертикаль. Здесь я излагаю вам свой сон, добровольно, хотя по закону о печати свои источники я разглашать не обязан.         

Однако же вернемся к великому актеру, послушаем, что он говорит об актуальном. Оказывается, он не только спасал жизни военных, которые почему-то верят в любовь – но и снимался в сериалах! Которые завоевали не только одесскую область, но и весь оставшийся мир, где понимают по-русски.

И почему же, интересно, его потянуло в сериалы?  Прямая речь:

- Мне интересны новые технологии. Мыльная опера – это, с одной стороны, заработок для телеканалов и продюсеров. Рекламы там много в определенных местах. А для актера это – гибель. Там характеры не нужны ведь. И так все ясно и понятно. Типаж! И тебя пользуют. В этом смысле типичный случай – «Бедная Настя». На съемках сидели за монитором консультанты из Америки и то и дело вскакивали: «No, no! Никакой чеховщины, экшн давай! Есть только семь цветов радуги, а больше никаких нет!  Первый слой ассоциаций – и все!» Но надо ж сыграть ненависть! Предательство! Измену! Кто в эту технологию попадает, тому из этой манеры игры очень трудно выйти. Выскочить из этого непросто!

Впрочем, не обязательно и выскакивать. Актер уточняет:

- Ситком – можно сделать качественный. Если собираются хорошие актеры. Хорошо, чтоб были щукинцы. Тот же Жигунов – он играл студентом еще у нас в Вахтангова. Если попадается партнерша такая, как Остроумова, с которой удается договориться и по капельке достоевщины добавлять, - тогда что-то можно сыграть.

Но, конечно, сериалы - это заработок, это популярность.

Честный человек Александр Георгич, сказал все же главное…

Ну что, казалось бы – литературная экспедиция? Чем можно сегодня удивить публику? Когда все уже украдено до нас и вывешено в сети? А  вот врете, - живое дыхание глубокого человека с талантом и со сверкающими глазами – такого никакой интернет вам не даст. Это последняя крепость, которую мы еще не сдали, кажется.

И уж, кстати, раз зашел разговор. Никакой «Титаник» 3D с хоть даже и попкорном - не заменит морского путешествия off-line, лично, с горилкой и живыми людьми на борту.

Так что - да здравствует литературная экспедиция! Дай Бог, чтоб не в последний раз.

 

Одесса. Вид из окна.
Свинаренко Игорь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).