будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура
Май 20, 2025
Культура

Лотмановский канон

Лотмановский канон
31
Юрий Лотман. Источник: Из личного архива проф. Л. Н. Киселевой

На Полит.ру продолжается серия материалов к столетию Юрия Михайловича Лотмана. В новом выпуске мы говорим о том влиянии, которое Лотман оказал на разные участки современных гуманитарных наук. Андрей Зорин оценивает лотмановское наследие из культурно-антропологической перспективы и призывает к пересмотру поздних работ ученого, Сергей Неклюдов вспоминает о личном знакомстве с Юрием Михайловичем и говорит о его вкладе в фольклористику, а Вера Мильчина размышляет о Лотмане как историке литературы и сравнивает его с московскими музеями.

Андрей Зорин, профессор Оксфордского университета

Случай Лотмана сложный и необычный, потому что в истории научных школ очень редко ее лидером становится человек, не являющийся основателем. Лотман вошел в уже почти сложившуюся структурную школу, но силой харизмы, дара и таланта стал ее признанным лидером по отношению к тем, кто раньше него встал на эту стезю. Мне очень интересен путь Лотмана от чистого технологического сциентизма его первых теоретических работ — «Лекций по структуральной поэтике», «Анализа поэтического текста», еще абсолютно выдержанных в традициях классического структурализма — к той школе, которая называлась структурно-семиотической. Разницу между ними можно выразить лотмановской метафорой: он говорил, что из набора бифштексов теленка не составить, но теленка можно разрезать на бифштексы — это значит, что анализ нужно начинать со сложных явлений и что сложное первично по отношению к простому. Нет прямого пути от анализа простых семиотических систем, как делали до него, к сложным, потому что сложные семиотические системы — это и есть первичный язык. По обстоятельствам цензурного характера и огромного идеологического давления, которому подвергалась школа, автополемика была невозможной. Открытая критика своих предшествующих установок, воспринималась бы как «Памятник научной ошибке» Шкловского, как отречение, предательство и так далее — поэтому глубокая корректировка своих ранних взглядов, которую Лотман осуществлял в работах 1970-х—1980-х годов, прежде всего теоретических, оформлялась как развитие и уточнение этих идей, хотя на мой взгляд, там был настоящий переворот.

Работы 1970-х-1980-х и являются тем, что можно назвать лотмановским каноном. Его ранние структуралистские труды все-таки сегодня кажутся слегка устаревшими, но этого никак нельзя сказать про центральную, самая значимую, на мой взгляд, для современной науки часть его наследия — семиотику личности. Семиотический анализ личности, ее мотиваций и поведения, это огромный интеллектуальный прорыв, осуществленный Лотманом. Совершенно неслучайно, что его историко-литературные исследования так полно реализовались в двух классических биографиях — Карамзина и Пушкина, он брал для этих книг личности, насыщенные семиозисом. Проблема знаковости человека, сознательные и бессознательные проявления его семиотической природы, вопросы жизнестроительства и поведенческих моделей — это, как мне кажется вершина лотмановского анализа. Когда вышла книжка о Пушкине, один мой коллега заметил, что это абсолютный триумф такого подхода: убраны леса, но предложен структурно-семиотический анализ личности такой чистоты, последовательности и глубины, что можно только руками развести. Я думаю, что это особенно важно сейчас для исследователей, интересующихся антропологией культуры.

При этом мне кажется, что недооцененной остается его последняя книга, «Культура и взрыв», удивительно богатая содержанием, а кроме того — актуальная в свете последних событий. Лотман был тяжело болен, когда ее писал: как известно, он ее надиктовывал, в этом смысле книга уникальная. В ней это заметно — и торопливость, и надиктованность, и желание не опоздать, потому что он понимал, что уходит, поэтому ее принято воспринимать как позднюю, несовершенную. В то же время, как мне кажется, это еще один прорыв, и потенциал этой работы до сих пор наукой не осмыслен. В ней Лотман пытается учесть роль случайности в истории и подойти к случаю как к феномену развития системы. Мне кажется, что эти размышления тесно связаны с еще одним замечательным и недооцененным текстом — вторым эпилогом Толстого к «Войне и миру». К этому опыту тоже принято относиться с такой легкой улыбкой — да, гениальный роман, величайший писатель, ну что-то такое написал — конечно, важно все, что написал Толстой, но кто же может это серьезно воспринимать как философский труд, как историософию, как исследование логики истории? Мне же кажется, что здесь очень много параллелей. И для Лотмана, и для Толстого важна эта ткань сочетания исторической случайности, комбинации воль, попытка соединить категории случайного, индивидуального, произвольного, с монументальными закономерностями исторического процесса. Не противопоставлять их, как норму и эксцесс, утверждая, в основном мы имеем дело с детерминантами, а где-то на периферии что-то булькает, происходят казусы, а именно попытаться понять их единство. Мне кажется, что военный опыт и Лотмана, и Толстого имел огромное значение для создания этих теоретических моделей. Это, конечно, только намечено в «Культуре и взрыве», но, по-моему, это очень глубокая и значимая заявка.

Еще одна важная вещь в связи с теоретическими исследованиями Лотмана и с местом его жизни, его занятиями — уже много говорили, что его интерес к границе, к периферии, очень связан с собственным опытом жизни в Эстонии. Но также сфера его занятий дворянской культурой конца XVIII века, его собственный способ построения жизни — все это наводит на общую мысль о том, что можно назвать европейской Россией, на мысль о судьбе этого странного проекта. Очевидно, что мы сейчас переживаем ее очередную гибель, и вопрос встает только такой — на этот раз это окончательно? Или она снова неизвестно как возродится и будет порождать неизбывный драматизм и внутреннюю конфликтность российской жизни? Ответа на это не знает никто, и логика поздних лотмановских размышлений о неопределенности и вероятностности помогает об этом думать. Мы не знаем, чем кончится происходящее, но мы примерно знаем, какова будет судьба Украины. Когда — мы не знаем, но уже очевидно, что Украина будет европейским демократическим государством — это детерминировано ходом истории. А судьба России остается в полнейшем тумане, и здесь, конечно, размышления о логике исторических параллелей, вероятностях, случайностях — то, что занимало позднего Лотмана — методически могут быть очень полезны.

Сергей Неклюдов, профессор и научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

С Юрием Михайловичем я был хорошо знаком еще со своих позднестуденческих лет, со студенческой конференции 1965 года, когда впервые приехал в Тарту. Это знакомство продолжалось все последующие годы. Не могу сказать, что мы очень часто виделись, но все-таки достаточно. Знакомы были, так сказать, домами, он заходил к нам, когда приезжал в Москву, был на моей свадьбе, я виделся с ним всегда, бывая в Тарту. Для меня это живой человек, абсолютно никакой легенды в воспоминании о нем нет, как и в памяти о других моих старших современниках, с которыми я был знаком. Мое отношение к Юрию Михайловичу сформировалось тогда же, заинтересованное и уважительное, и, в сущности, таким и осталось. Я не решаюсь сказать «дружеское», потому что у нас все-таки большая разница в возрасте, но отношения были очень хорошими.

Что касается деловых связей, тут было несколько аспектов. Начиная с 1966 года я бывал на всех Летних школах и немного участвовал в их организации, поскольку, живя в Москве, мог поспособствовать решению некоторых проблем — с Юрием Михайловичем по этому поводу у меня была небольшая переписка. Это — во-первых, а во-вторых, в 1965 году я работал в издательстве «Искусство» и уговорил Юрия Михайловича переиздать в Москве его монографию «Лекции по структуральной поэтике», хотя он сначала отказывался. В конечном счете это все-таки состоялось, но не как переиздание, а как совсем другая, заново переработанная книга — «Структура художественного текста». Я участвовал в этом на первых порах, но вскоре ушел из издательства и редактировал книгу уже кто-то другой.

Что касается науки. Я хорошо помню, как однажды был у него — в один из ранних визитов, еще на старой квартире по улице Kastani, с высоченными потолками и уходящими под потолок книжными полками. Войдя, я стал рассматривать книжные переплеты, а Юрий Михайлович сказал мне: «Сережа, не смотрите туда, там нет ничего о фольклоре, я не занимаюсь никаким фольклором». И это было правдой — Юрий Михайлович действительно фольклором не занимался, и в этом смысле у меня с ним тематических пересечений не было. При этом его значение как ученого я прекрасно понимал. Возможно, сейчас это сложно оценить, но его научная деятельность изменила лицо отечественного литературоведения. Не то чтобы это произошло как-то сразу, но выдвинутая им идея о том, что литературоведение должно стать наукой (потом Лихачев написал даже более определенно, что оно должно стать точной наукой), — эта идея имела огромное значение. Он предлагал рассматривать литературные тексты, литературную традицию, литературные процессы и литературную историю совершенно иным образом, по сравнению с традиционным литературоведением, к тому времени сильно схоластизированным и догматизированным, в котором было очень мало живого слова и движения живой мысли. Работы Юрия Михайловича, посвященные литературе, стали парадигматическими, породили новый подход, абсолютно новый подход — в этом я уверен и на этом я стою.

Другая сторона дела — работы, связанные с теорией и историей культуры. Понимание культуры как знаковой системы, как семиотического процесса для меня было чрезвычайно важно — именно в профессиональном смысле. На тот момент у нас не существовало культурологии в ее современном смысле, не было такой науки. Она появилась уже после падения советской власти, когда марксистско-ленинская идеология утратила свое базовое значение и ушла, распалась. По-видимому, некая потребность в метанауке была, и ее место заняла культурология — а в ее формировании, конечно, роль исследований Юрия Михайловича, его культурных моделей, очень значительна. Семиотический подход к культурному продукту и культурной традиции для меня чрезвычайно важен, некоторые работы Юрия Михайловича я рекомендую студентам-фольклористам как совершенно необходимые при изучении ритуала, мифологии и так далее. Его работы сегодня — это не музейный экспонат, на который надо посмотреть, поклониться и уйти, это рабочий инструмент научного анализа. Если бы мне надо было составить, скажем, ридер работ Лотмана, которые нужны в фольклорно-антропологических исследованиях, я бы это сделал без особого труда — получился бы небольшой, но очень насыщенный сборник. Однако применительно к моему материалу его идеи работают во вполне конкретных случаях, здесь — подчеркиваю, именно в нашей области — нет какой-то одной ключевой, основополагающей работы, типа, скажем, «Морфологии сказки» Владимира Проппа или «Сказителя» Альберта Лорда.

Об организационном таланте Юрия Михайловича я подробно говорить не буду, но в двух словах: он был основателем целого направления, которое я до сих пор считаю самым ярким явлением в нашей гуманитаристике второй половины двадцатого века.

Вера Мильчина, ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ и ШАГИ РАНХиГС

Когда заходит речь о значении Юрия Михайловича Лотмана для истории науки о литературе (да и не только о литературе), я всегда вспоминаю реплику одного моего давнего приятеля. Дело было где-то, вероятно, в середине 1970-х годов; мы, студенты, стояли целой компанией возле служебного входа в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, напротив Дома графики, и ждали начала Випперовских чтений, на которые пришли именно потому, что на них должен был выступать Лотман. И вот вдали показалась его фигура. Тот, кто его уже видел и слышал, сказал: «Вот идет Лотман». А приятель, о котором я говорю, Лотмана раньше не видел и при его приближении пошутил: «Так это Лотман? Я думал, он вот такой!» — и показал на флигель музея графики, который при всем своем изяществе все-таки явно крупнее Юрия Михайловича. Я вспомнила этот эпизод потому, что шутка моего приятеля очень точно передает наше тогдашнее восприятие Лотмана: он великий, даже не как музей графики, а, пожалуй, как весь Пушкинский музей.

И с годами это восприятие для меня, например, совершенно не изменилось.

Конечно, для всех он велик по разным причинам. Для кого-то важнее семиотические проблемы или идеи, высказанные в книге «Культура и взрыв». А лично для меня ценнее всего вещи сугубо историко-литературные — блестящие догадки, которые оказываются точными и неопровержимыми, например, что фраза, которую Пушкин назвал «славной шуткой г-жи де Сталь» («Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой») — это перефразированная острота Шамфора «правление во Франции представляло собой абсолютную монархию, ограниченную песенками». Дальше можно спорить о том, прав ли был Лотман, когда считал, что под «славной шуткой» Пушкин разумел какую-то дошедшую до него устную реплику французской писательницы. Я думаю, что более вероятна иная версия; Пушкин просто переформулировал фразу из книги «Десять лет в изгнании» о «деспотических правительствах, не ограниченных ничем, кроме убийства деспота». Но указание на Шамфора все равно остается блистательным. И таких мелочей (на самом деле очень важных) у Лотмана множество.

Впрочем, может показаться, что это все наши историко-литературные дела, интересные только исследователям русской литературы.

Но в последнее время я убедилась, что это не так, и что старая статья Лотмана, посвященная сугубо русскому историко-литературному материалу, сейчас по-прежнему актуальна. Я имею в виду статью «Декабрист в повседневной жизни». Отнюдь не потому, что в ней все неопровержимо. Но потому, что там есть кардинальная гениальная догадка: не только жизнь влияет на литературу (базис на надстройку, как нам твердили на лекциях по «научному коммунизму» — был такой предмет, если кто забыл или не знает), но и литература влияет на жизнь. Обладает перформативной мощью, создает сценарии, скрипты и эмоциональные матрицы — это все новейшие термины, которых Лотман в той статье не употреблял. Но, по сути, там про все это сказано. И вот прошло полвека — и прекрасные французские исследователи открывают для себя (о Лотмане они не помнят, хотя статья о повседневной жизни на французский переведена еще в 1990 году), что, оказывается, не только история влияет на литературу, но и литература влияет на историю. Я поняла это, когда рецензировала книгу очень хорошей французской исследовательницы Жюдит Лион-Каэн «Клеймо времени. Что история может сказать о литературе» (рецензия опубликована в 2020 году в 165-м номере «Нового литературного обозрения»). Одна из самых оригинальных мыслей этой замечательной книги — утверждение, что применительно к XIX веку историография нередко зависит от художественной литературы. Например, представления историков о жизни французских проституток середины XIX века сформированы во многом изящной словесностью: в частности, регистры полиции нравов Второй империи (более чем официальные документы!) составлены так, что в пишущих нетрудно опознать читателей юмористических газет, а некоторые клерки нотариусов, составлявшие посмертные описи имущества, были, возможно, особенно дотошны в описаниях вещей по той причине, что внимательно читали романы Бальзака. И подобных следов влияния литературы на жизнь и на историографию — множество. Лотман не писал ни о парижских нотариусах, ни о парижских проститутках, но подход — тот самый, который заложен им. И он работает до сих пор, пусть даже без его имени.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).