будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Июнь 18, 2025
Культура

Лучший немой

Лучший немой
statuette
Статуэтка «Оскар». Источник: Antoine Taveneaux / wikimedia.org

Американские киноакадемики назвали лучшим фильмом 2011 года немой черно-белый фильм "Артист" (The artist) Мишеля Хазанавичуса, еще одну статуэтку Хазанавичус получил в номинации "лучший режиссер". Кроме того, исполнитель главный роли в фильме "Артист" Жан Дюжарден получил премию Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль. Лучшей исполнительницей женской роли признана Мерил Стрип, сыгравшая Маргарет Тэтчер в фильме "Железная леди" (The iron lady).

В преддверии вручения премий "Оскар" Киношкола им. МакГаффина поинтересовалась у известных кинокритиков и кинодеятелей, кто, на их взгляд, получит заветные статуэтки. Наши собеседники единогласно "вручили" кинопремию "Артисту".

Антон Долин, кинокритик

Скорее всего, победит "Артист". Это всем уже заранее известно, какие тут еще нужны комментарии? Самое забавное в нынешнем "Оскаре", на мой взгляд – это главные претенденты и главные конкуренты, у каждого из которых по 10 номинаций - "Артист" Мишеля Хазанавичуса и "Хранитель времени 3D" (Hugo) Мартина Скорсезе, французский и американский фильмы соответственно. На первый взгляд, между ними нет ничего общего: Хазанавичус – молодой француз, Скорсезе – пожилой американец с итальянскими корнями, фильм "Артист" – черно-белый и немой, а "Хранитель времени" – не только цветной, но еще и в 3D… Но на самом деле, они про одно и то же, это параллельные фильмы. "Артист" – французское кино, которое являет собой оммаж старому Голливуду, а "Хранитель времени" – это оммаж старому французскому кино.

Такая ретроградская синефилия является трендом сезона. Так что в любом случае, какой бы фильм ни победил, этот тренд будет сохранен.

Самое сенсационное, что на "Оскаре" произойдет, хотя это тоже уже не секрет, потому что было номинирование – награждение фильма Асгара Фархади "Развод Надера и Симин" (Jodaeiye Nader az Simin). Впервые в истории иранский фильм может получить "Оскара". Если получит, будет здорово, потому что фильм отличный.

Я не преувеличиваю значимости "Оскара", для меня это не самая престижная премия на земле. Есть много фильмов, которые мне нравятся, но я бы очень удивился, если бы "Оскар" смог их "переварить": "Меланхолия" (Melancholia) Ларса фон Триера, "Стыд" (Shame) Стива МакКуина. Многие достойные картины не вошли в список номинантов, все и не могут войти. Но больше всего мне

обидно за "Елену" Андрея Звягинцева, он мог бы поучаствовать, даже если бы ничего не взял. Он мог бы войти в пятерку номинантов, если бы наш Оскаровский комитет догадался выдвинуть его, а не бессмысленный фильм Михалкова.

 Владимир Хотиненко, режиссер

Думаю, что выиграет "Артист", как-то все к нему благосклонны. Хотя я, если честно, остался равнодушен к этим экспериментам. Переели всего, на "сладенькое" потянуло. Я бы дал "Оскар" "Древу жизни" (The Tree of Life) Терренса Малика и Мерил Стрип как лучшей актрисе года.

"Оскар", как и любая другая премия – это лотерея, не всегда ей можно доверять и не всегда побеждает сильнейший.

Вообще нет премии, которую можно было бы считать "гамбургским счетом", их присуждение – по большей части политика. Как показывают мои многолетние наблюдения, эта игра приносит слишком большие дивиденды.

Что касается российских фильмов, на мой взгляд, сегодня нет таких картин, которые бы могли попасть в список номинантов.

Сэм Клебанов, генеральный директор компании "Кино Без Границ"

В этом году "Оскар" отличается тем, что главный фаворит – это французское кино, стилизованное под американские немые фильмы 20-х годов. Это уникальный случай, хотя и раньше бывали исключения - "Миллионер из трущоб" (Slumdog Millionaire) и "Жизнь прекрасна" (La vita è bella), но они нечасты. У "Артиста" Мишеля Хазанавичуса 10 номинаций на "Оскар". Больше только у картины "Hugo", которая по-русски называется "Хранитель времени 3D" Мартина Скорсезе.

По моим предположениям, все-таки главным триумфатором станет фильм "Артист", а Мартину Скорсезе дадут несколько утешительных наград.

Если академики захотят распределить призы равномерно, отдадут "Артисту" "Лучший фильм", а Скорсезе - "Лучшего режиссера", хотя может быть и наоборот.

В категории "Лучший иностранный фильм", которая меня больше всего интересует, явным фаворитом является иранская картина "Развод Надера и Симин" (компания Сэма Клебанова "Кино Без Границ" – дистрибутор картины, прим. редакции). Тоже необычная ситуация: иранский фильм номинирован еще в одной из основных категорий - "Лучший оригинальный сценарий" и будет состязаться опять же с "Артистом".

Формат "Оскара" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" предполагает своеобразный принцип отбора. Есть национальный фильтр: каждая страна выдвигает только один фильм на "Оскар". Изначально получается набор фильмов из 70-80 стран. Часто

список основных номинантов отличается от главных фестивальных фаворитов просто потому, что академики живут в Америке, на фестивали не выезжают и замкнуты в своем американском мире, поэтому они оценивают картины исходя из собственных предпочтений, в меньшей степени обращая внимание на фестивальную историю.

Так получается каждый год, что в пятерке номинантов есть пара громких фестивальных картин, которые получили "Золотую пальмовую ветвь" или "Золотого медведя", как в данной ситуации, и несколько почти никому неизвестных фильмов, которые просто понравились академикам.

Мне очень жалко, что несколько картин, которые были выдвинуты, так и не вошли в список, например, турецкий фильм "Однажды в Анатолии", который для меня является, наверное, лучшим фильмом 2011 года. Думаю, он показался американским академикам слишком радикальным, потому что длится два с половиной часа и действие происходит ночью.

Среди российских картин, у которых были шансы попасть на "Оскар" - "Елена" Андрея Звягинцева и "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова. У "Цитадели" Михалкова не было ни одного шанса и она не попала не только в пятерку номинантов, но даже в девятку, так называемый short list.

Фильм, за который обидно, что он не попал на "Оскар" - "Стыд" Стива МакКуина. Согласен с одним американским изданием, которое, анализируя состав номинантов, написало о том, что чувствуется отсутствие Майкла Фассбендера в номинации "лучшая мужская роль". Мне кажется, что

отсутствие Фассбендера в номинации произвело больше шума, чем если бы он туда попал.

И я бы, конечно, включил Стива МакКуина в категорию "Лучший режиссер".

Есть еще одна картина, которую явно обошли в номинации на "Оскар" - это британская картина "Мне надо поговорить о Кевине" (We need to talk about Kevin), в русском прокате она называлась "Что-то не так с Кевином". Она могла бы претендовать на лучшую картину в категории "Режиссура" и, несомненно, Тильда Суинтон отлично сыграла одну из лучших ролей года. То, что ее нет в списке номинантов, мне кажется несправедливым.

Константин Крюков, актер

Я не следил за номинантами и "Артиста" не смотрел, но видел "Прислугу" (The help) Тейта Тейлора, мне не понравилось. Я не готов сопереживать каким-то непонятным героям и вообще не очень люблю фильмы на исторические политкорректные темы.

Я бы болел за "Девушку с татуировкой дракона" (The girl with the dragon tattoo), которая в список не попала. Мне безумно нравится Дэвид Финчер именно как режиссер, а не как человек, который делает красивую картинку. Мне нравится и это литературное произведение, я смотрел предыдущую экранизацию и считаю, что то, что делает Финчер и то, что делали шведы – это небо и земля. Поразительное кино, которое держит тебя от самой первой секунды до последней.

Что касается "лучшей женской роли", я думаю, что

достойнее всего Мерил Стрип в "Железной леди", потому что она проделала невероятную актерскую работу. "Лучшую мужскую роль" я отдал бы Гэри Олдмену, потому что люблю его больше всех.

Какие российские фильмы могли бы претендовать на этот "Оскар"? Думаю, никакие, вот если только "Два дня" (реж. А. Смирнова - прим. редакции).

Ситора Алиева, программный директор фестиваля "Кинотавр"

Во-первых, меня огорчает отсутствие фильма Клинта Иствуда "Дж. Эдгар" (J. Edgar) в номинациях "Лучший фильм", "Лучший режиссер" и "Лучший актер". Я не понимаю, почему его нет и считаю, что это одна из самых достойных картин, которая имела все шансы получить "Оскар".

Мне кажется, что победителем станет "Артист", именно потому, что это черно-белая картина о Голливуде. "Артист" - одна из четырех картин, которые понравились мне на Каннском фестивале, где "Артиста" впервые показали. И мне кажется, что у него наибольшее количество шансов.

Оскар для меня авторитетен, потому что он дает наиболее объективную "картину мира", ибо огромное количество людей голосует за каждую конкретную картину. В оценках нет ничего личного, в отличие, например, от фестиваля "Кинотавр".

 Андрей Прошкин, режиссер

Я видел только "Артиста", поэтому слишком самонадеянно раздавать комментарии. "Артист" - очень милая и человечная картина, сделанная с большой фантазией и мастерством, поэтому она достойна "Оскара".

Думаю, что из российских фильмов достойны стать номинантами на "Оскар" "Елена" Андрея Звягинцева и "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова, если она может быть понятна американцам.

Все-таки номинанты на "Оскар" - специфическое кино. Не могу сказать, что с большим нетерпением жду "Оскара" и схожу с ума.

Есть множество картин, которые ничего не получают и есть множество ничем не примечательных картин, которые получают премии. Но в принципе награды в Каннах и Венеции более обоснованы для меня.

 Кирилл Разлогов, директор Российского института культурологии, профессор

Думаю, что чемпионом станет "Артист", все на это указывает, остальное разыграют. Это стихийный выбор, народ стихийно эту картину поддержал,

потому что необходимо что-то легкое, качественное и отсылающее к истории кинематографа.

Оскар отражает мнение определенной влиятельной кинематографической среды. Другие премии отражают мнение других сообществ, а кассовый успех отражает мнение зрителей. Это симптомы, они бывают более или менее влиятельны.

С "Артистом" все согласились, все "за", все в восторге. Единственный вопрос: как эта картина пройдет в кинотеатрах и добьется ли какого-нибудь успеха? Над этим можно задуматься.

Из российских картин номинировать можно "Цитадель" Михалкова, конечно (смеется). Думаю, "Елена" Звягинцева достойна. "Фауст", который мне очень нравится, совершенно не соответствует установкам американских кинематографистов и никаких шансов не имеет. Еще одна картина, которая мне интересна - "Шапито-шоу", но трудно сказать, какая бы реакция была на нее. Вот три картины, которые мне было бы интересно поставить в "Оскаровский" ряд.

Сергей Лобан, режиссер фильмов "Пыль" и "Шапито-шоу"

Я ничего не смотрел, кроме "Артиста", но "Артист" хороший. Наверное, он победит.

Из российских фильмов номинироваться мог только "Шапито-шоу" и больше никакой фильм.

 

Расписание курса кинолекций «Киношколы им. МакГаффина» совместно с «Полит.ру». Март.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).