Американские киноакадемики назвали лучшим фильмом 2011 года немой черно-белый фильм "Артист" (The artist) Мишеля Хазанавичуса, еще одну статуэтку Хазанавичус получил в номинации "лучший режиссер". Кроме того, исполнитель главный роли в фильме "Артист" Жан Дюжарден получил премию Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль. Лучшей исполнительницей женской роли признана Мерил Стрип, сыгравшая Маргарет Тэтчер в фильме "Железная леди" (The iron lady).
В преддверии вручения премий "Оскар" Киношкола им. МакГаффина поинтересовалась у известных кинокритиков и кинодеятелей, кто, на их взгляд, получит заветные статуэтки. Наши собеседники единогласно "вручили" кинопремию "Артисту".
Антон Долин, кинокритик
Скорее всего, победит "Артист". Это всем уже заранее известно, какие тут еще нужны комментарии? Самое забавное в нынешнем "Оскаре", на мой взгляд – это главные претенденты и главные конкуренты, у каждого из которых по 10 номинаций - "Артист" Мишеля Хазанавичуса и "Хранитель времени 3D" (Hugo) Мартина Скорсезе, французский и американский фильмы соответственно. На первый взгляд, между ними нет ничего общего: Хазанавичус – молодой француз, Скорсезе – пожилой американец с итальянскими корнями, фильм "Артист" – черно-белый и немой, а "Хранитель времени" – не только цветной, но еще и в 3D… Но на самом деле, они про одно и то же, это параллельные фильмы. "Артист" – французское кино, которое являет собой оммаж старому Голливуду, а "Хранитель времени" – это оммаж старому французскому кино.
Самое сенсационное, что на "Оскаре" произойдет, хотя это тоже уже не секрет, потому что было номинирование – награждение фильма Асгара Фархади "Развод Надера и Симин" (Jodaeiye Nader az Simin). Впервые в истории иранский фильм может получить "Оскара". Если получит, будет здорово, потому что фильм отличный.
Я не преувеличиваю значимости "Оскара", для меня это не самая престижная премия на земле. Есть много фильмов, которые мне нравятся, но я бы очень удивился, если бы "Оскар" смог их "переварить": "Меланхолия" (Melancholia) Ларса фон Триера, "Стыд" (Shame) Стива МакКуина. Многие достойные картины не вошли в список номинантов, все и не могут войти. Но больше всего мне
Владимир Хотиненко, режиссер
Думаю, что выиграет "Артист", как-то все к нему благосклонны. Хотя я, если честно, остался равнодушен к этим экспериментам. Переели всего, на "сладенькое" потянуло. Я бы дал "Оскар" "Древу жизни" (The Tree of Life) Терренса Малика и Мерил Стрип как лучшей актрисе года.
Вообще нет премии, которую можно было бы считать "гамбургским счетом", их присуждение – по большей части политика. Как показывают мои многолетние наблюдения, эта игра приносит слишком большие дивиденды.
Что касается российских фильмов, на мой взгляд, сегодня нет таких картин, которые бы могли попасть в список номинантов.
Сэм Клебанов, генеральный директор компании "Кино Без Границ"
В этом году "Оскар" отличается тем, что главный фаворит – это французское кино, стилизованное под американские немые фильмы 20-х годов. Это уникальный случай, хотя и раньше бывали исключения - "Миллионер из трущоб" (Slumdog Millionaire) и "Жизнь прекрасна" (La vita è bella), но они нечасты. У "Артиста" Мишеля Хазанавичуса 10 номинаций на "Оскар". Больше только у картины "Hugo", которая по-русски называется "Хранитель времени 3D" Мартина Скорсезе.
Если академики захотят распределить призы равномерно, отдадут "Артисту" "Лучший фильм", а Скорсезе - "Лучшего режиссера", хотя может быть и наоборот.
В категории "Лучший иностранный фильм", которая меня больше всего интересует, явным фаворитом является иранская картина "Развод Надера и Симин" (компания Сэма Клебанова "Кино Без Границ" – дистрибутор картины, прим. редакции). Тоже необычная ситуация: иранский фильм номинирован еще в одной из основных категорий - "Лучший оригинальный сценарий" и будет состязаться опять же с "Артистом".
Формат "Оскара" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" предполагает своеобразный принцип отбора. Есть национальный фильтр: каждая страна выдвигает только один фильм на "Оскар". Изначально получается набор фильмов из 70-80 стран. Часто
Так получается каждый год, что в пятерке номинантов есть пара громких фестивальных картин, которые получили "Золотую пальмовую ветвь" или "Золотого медведя", как в данной ситуации, и несколько почти никому неизвестных фильмов, которые просто понравились академикам.
Мне очень жалко, что несколько картин, которые были выдвинуты, так и не вошли в список, например, турецкий фильм "Однажды в Анатолии", который для меня является, наверное, лучшим фильмом 2011 года. Думаю, он показался американским академикам слишком радикальным, потому что длится два с половиной часа и действие происходит ночью.
Среди российских картин, у которых были шансы попасть на "Оскар" - "Елена" Андрея Звягинцева и "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова. У "Цитадели" Михалкова не было ни одного шанса и она не попала не только в пятерку номинантов, но даже в девятку, так называемый short list.
Фильм, за который обидно, что он не попал на "Оскар" - "Стыд" Стива МакКуина. Согласен с одним американским изданием, которое, анализируя состав номинантов, написало о том, что чувствуется отсутствие Майкла Фассбендера в номинации "лучшая мужская роль". Мне кажется, что
И я бы, конечно, включил Стива МакКуина в категорию "Лучший режиссер".
Есть еще одна картина, которую явно обошли в номинации на "Оскар" - это британская картина "Мне надо поговорить о Кевине" (We need to talk about Kevin), в русском прокате она называлась "Что-то не так с Кевином". Она могла бы претендовать на лучшую картину в категории "Режиссура" и, несомненно, Тильда Суинтон отлично сыграла одну из лучших ролей года. То, что ее нет в списке номинантов, мне кажется несправедливым.
Константин Крюков, актер
Я не следил за номинантами и "Артиста" не смотрел, но видел "Прислугу" (The help) Тейта Тейлора, мне не понравилось. Я не готов сопереживать каким-то непонятным героям и вообще не очень люблю фильмы на исторические политкорректные темы.
Я бы болел за "Девушку с татуировкой дракона" (The girl with the dragon tattoo), которая в список не попала. Мне безумно нравится Дэвид Финчер именно как режиссер, а не как человек, который делает красивую картинку. Мне нравится и это литературное произведение, я смотрел предыдущую экранизацию и считаю, что то, что делает Финчер и то, что делали шведы – это небо и земля. Поразительное кино, которое держит тебя от самой первой секунды до последней.
Что касается "лучшей женской роли", я думаю, что
Какие российские фильмы могли бы претендовать на этот "Оскар"? Думаю, никакие, вот если только "Два дня" (реж. А. Смирнова - прим. редакции).
Ситора Алиева, программный директор фестиваля "Кинотавр"
Во-первых, меня огорчает отсутствие фильма Клинта Иствуда "Дж. Эдгар" (J. Edgar) в номинациях "Лучший фильм", "Лучший режиссер" и "Лучший актер". Я не понимаю, почему его нет и считаю, что это одна из самых достойных картин, которая имела все шансы получить "Оскар".
Мне кажется, что победителем станет "Артист", именно потому, что это черно-белая картина о Голливуде. "Артист" - одна из четырех картин, которые понравились мне на Каннском фестивале, где "Артиста" впервые показали. И мне кажется, что у него наибольшее количество шансов.
Андрей Прошкин, режиссер
Я видел только "Артиста", поэтому слишком самонадеянно раздавать комментарии. "Артист" - очень милая и человечная картина, сделанная с большой фантазией и мастерством, поэтому она достойна "Оскара".
Думаю, что из российских фильмов достойны стать номинантами на "Оскар" "Елена" Андрея Звягинцева и "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова, если она может быть понятна американцам.
Все-таки номинанты на "Оскар" - специфическое кино. Не могу сказать, что с большим нетерпением жду "Оскара" и схожу с ума.
Кирилл Разлогов, директор Российского института культурологии, профессор
Думаю, что чемпионом станет "Артист", все на это указывает, остальное разыграют. Это стихийный выбор, народ стихийно эту картину поддержал,
Оскар отражает мнение определенной влиятельной кинематографической среды. Другие премии отражают мнение других сообществ, а кассовый успех отражает мнение зрителей. Это симптомы, они бывают более или менее влиятельны.
Из российских картин номинировать можно "Цитадель" Михалкова, конечно (смеется). Думаю, "Елена" Звягинцева достойна. "Фауст", который мне очень нравится, совершенно не соответствует установкам американских кинематографистов и никаких шансов не имеет. Еще одна картина, которая мне интересна - "Шапито-шоу", но трудно сказать, какая бы реакция была на нее. Вот три картины, которые мне было бы интересно поставить в "Оскаровский" ряд.
Сергей Лобан, режиссер фильмов "Пыль" и "Шапито-шоу"
Я ничего не смотрел, кроме "Артиста", но "Артист" хороший. Наверное, он победит.
Из российских фильмов номинироваться мог только "Шапито-шоу" и больше никакой фильм.
Расписание курса кинолекций «Киношколы им. МакГаффина» совместно с «Полит.ру». Март.