будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 20, 2025
Культура
Морозова Мария

МакГаффин против хаоса

МакГаффин против хаоса
mcguffin_1
Иллюстрация: Киношкола им. МакГаффина

«Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» в ноябре открывают экспериментальный кинокампус в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке». Мария Морозова рассказывает о смысле нашей затеи. 

Вам может быть интересно узнать, откуда взялось это слово. Это, по всей вероятности, шотландское имя из одного анекдота. В поезде едут два человека.

Один спрашивает:

— Что это там, на багажной полке?

Второй отвечает:

— О, это МакГаффин. 
— А что такое МакГаффин? 
— Это приспособление для ловли горных львов в горной Шотландии. 
— Но ведь в горной Шотландии не водятся львы!
— Ну, значит, и МакГаффина никакого нет. 

Альфред Хичкок

Российское кино

Приходится констатировать, что современный российский кинематограф переживает не лучшие времена – об этом говорят и те, кто к нему причастны, и критики-киноведы, и те, для кого кино, собственно, делается – зрители. «Массовый зритель» не ходит на отечественное кино, плохо его знает, а случайно посмотрев какую-то картину, отчаянно плюется и зарекается «больше никогда». Даже самые, казалось бы, беспроигрышные варианты популярных жанров – мелодрамы и блокбастеры – пользуются совсем не кассовым спросом. Есть так называемое «экспериментальное», авторское кино, арт-хаус. Но смысл его создания априори в том, что это «кино не для всех», и предназначен он для «элитного» зрительского сегмента. При этом профессиональное сообщество российский арт-хаус признает и оценивает достаточно высоко. За последний год Бакур Бакурадзе с «Охотником», Андрей Звягинцев с «Еленой» и Александр Сокуров с «Фаустом» достаточно нашумели на международных фестивалях. Но, увы, международное признание не в силах повлиять на законы рынка, жестко действующие в кинопроизводстве, как и в любой другой индустрии, да и сами законы плохо работают на почве отечественного кинобизнеса – предложение не рождает спрос.

Российский зритель

С другой стороны, уже стало общим местом и даже некоторой банальностью суждение о том, что зритель «испорчен». Испорчен бездарной «голливудщиной», пошлыми, избитыми приемами, отвлекающими спецэффектами, незамысловатыми сюжетами и неизменно счастливым финалом, когда герой, в очередной раз спасши-таки мир, целует и заодно чудом спасенную красавицу. Если говорить в терминах кулинарии и санитарии, то зритель все больше грешит тем, что не соблюдает элементарных гигиенических правил, а проще говоря, потребляет что попало. Кино – продукт творчества, духовной и душевной работы – «пища для духа». А пища бывает разная: бывают вкусные и полезные блюда – хорошее, качественное, осмысленное и заставляющее самого зрителя мыслить кино, а бывает интеллектуальный поп-корн для глаз и мозгов. И есть все основания утверждать, что «интеллектуальные желудки», то бишь мозги, напичканы именно поп-корном, жвачкой, с сомнительными вкусовыми качествами и отрицательным коэффициентом полезности продуктами кинопроизводства. Вечный вопрос: что первично – курица или яйцо? Плохое кино или плохой зритель? Команда халтурщиков – сценаристов, режиссеров и, конечно, продюсеров делает некачественное кино или же зритель с дурным вкусом диктует, как тот пролетариат, законы жанра, и кино на потребу зрителя делается плохим. Как разорвать этот замкнутый круг?

Кинодискурс

Откуда это известно? Отовсюду: в интернете, на телевидении и на радио кино громко обсуждаемо. В отличие от телевидения, о котором говорят, что оно умирает и скоро вовсе почит в бозе, кино живет, оно растет и развивается, трансформируется и мутирует в хорошем смысле. Кинодискурс существует, о качестве, перспективах и проблемах кино много и активно говорят с экранов и из динамиков. Но вот насколько этот дискурс качественен сам по себе – вопрос. Многие суждения, даже пласты контекста – совершенно непрофессиональны, все думают, что научились разбираться в кино. И увы, на безрыбье и рак рыба – при недостаточности действительно профессионального дискурса сомнительные выводы профанов принимаются и воспринимаются как истина в последней инстанции.

Кинообразование и умный кинозритель

Кино нуждается в «новых формах». И речь идет не о творческой сути кинематографа. Для изменения ситуации в российском кинопрокате, кинопроизводстве и в восприятии мыслящей частью общества продуктов кинопроизводства также нужны новые формы образования. Актуальность "старика" ВГИКа обсуждается постоянно, но альтернативных форм обучения в России не найти. Кино точно можно научиться – не только снимать, но и понимать, и если снимать его нужно не всем и даже не многим, то разбираться желательно для любого человека, называющего себя «мыслящим». Зритель – это тоже профессия.

В ноябре «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» открывают экспериментальный кинокампус в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке» с целью разобраться в кинохаосе. Следите за новостями.

МакГаффин – известный термин в теории кинодраматургии, введенный в употребление Альфредом Хичкоком. МакГаффин – это вещь, которую хочет иметь каждый и, получая, обретает силу. Его содержание может быть неизвестно, но всем известно о его существовании. Все, за чем гоняется Джеймс Бонд, сокровища Мадам Петуховой в “12 стульях”, “моя прелесть” из “Властелина колец” и даже туфелька из “Золушки” – это МакГаффины. МакГаффин - всегда источник конфликта между героями, но сам по себе в действии не участвует, он – главный катализатор любого приключенческого сюжета.

Морозова Мария
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).