будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ кино
Июль 15, 2025
Культура
Идлис Юлия

Маньяк на моноциклете

Маньяк на моноциклете
deathproof.gif

7 июня на экраны выходит «Доказательство смерти» Квентина Тарантино - первая часть проекта «Грайндхаус», задуманного и осуществленного Тарантино и Робертом Родригесом. Два фильма, снятых в эстетике хорроров и «слэшеров» 1970-х, с одними и теми же актерами, которые в «Доказательстве смерти» играют жертв, а в «Планете страха» – убийц, нужно смотреть вместе. Пока московской публике представили Тарантино; что там будет у Родригеса, остается только гадать. Восстановить фильм Родригеса по фильму Тарантино вместе со столичным бомондом, собравшимся на закрытую премьеру в кинотеатр «Октябрь», пыталась Юлия Идлис.

Как всегда, русское прокатное название не имеет ничего общего с фильмом. «Death Proof» можно перевести как «Неубиваемый» или «Бессмертный». Тарантино снял фильм о бессмертном жанре «слэшера», который предполагает смерть всех главных героев в финале, но сам живет до сих пор.

«Death Proof» («Доказательство смерти») и «Планета страха» Родригеса сняты в эстетике «грайндхауса» - американского «чернушного» кино 1960-1970-х, которое показывали в маленьких провинциальных кинотеатрах жанровыми блоками: два «слэшера», три «сплэттера», пара фильмов об изнасилованиях, и т.п. Это кино оставалось в стороне от коммерческого проката и зачастую снималось за несколько сотен долларов, поэтому режиссеры позволяли себе такой градус секса и насилия, какого было не сыскать в центральных городских кинозалах. «Грайндхаус» выпускали несколькими копиями, которые привозили в Хьюстон и Даллас или возили по стране. До какого-нибудь Техаса пленки доезжали в ужасном состоянии – поцарапанные, порванные, кое-как склеенные, с вырезанными кадрами. Тарантино лично знал киномеханика, который вырезал кадр с чудовищным пауком из фильма Джона Карпентера «Тварь» - просто потому, что этот кадр ему понравился.

Магию старого разрушающегося кино Родригес и Тарантино перенесли в свой «Грайндхаус». Перед «Доказательством смерти» идет рекламный трейлер на оба фильма, из которого мы узнаем, что у Тарантино в качестве орудия убийства используется коллекционный съемочный «Додж Чарджер», а у Родригеса будет девушка с автоматом вместо ноги. Поскольку основным достоинством «грайндхауса» всегда был эффектный сюжет, а не режиссерские и актерские тонкости, нужно ухитриться дописать рецензию на фильм и не пересказать его содержание. Что ж, попробуем.

В самых общих чертах «Доказательство смерти» - две новеллы, в каждой из которых действует компания из четырех девушек и преследующий их маньяк на зловещем сером «Додже». Девушки разные, маньяк один и тот же. Одну из девушек играет Розарио Доусон (Гейл из последней части «Города грехов» Родригеса); еще одну играет Моника Стэггс (дублерша Дэрил Ханы в «Убить Билла-2»). А Зои Белл – дублерша Умы Турман из того же «Убить Билла» - играет саму себя, т.е. девушку-каскадера. И это ее первая настоящая роль в кино.

Как обычно, Тарантино под видом жареного сюжетного кино снял искусный постмодернизм о фильмах своей юности и о современном зрителе-подростке, который вместо аллюзий на любимое кино Тарантино в лучшем случае способен опознать самого Тарантино. Время, как тот механик, вырезает из памяти молодеющего с каждым годом зрителя фильмы 1970-х, из которых составлено «Доказательство смерти», - «Последний дом слева» Уэса Крейвена, «Черное рождество» Боба Кларка, «Точка исчезновения» Ричарда Сарафьяна, «Грязная Мэри, сумасшедший Ларри» Джона Хью, «Угнать за 60 секунд» 1974 года и т.д. Среднестатистический зритель чувствует себя необразованным идиотом, неспособным узнать ни одного кадра, который прямо-таки просится быть узнанным. Посмотреть «Доказательство смерти» - все равно что заглянуть в подсознание Тарантино и обнаружить, что оно полным-полно старых кинопленок, добрая половина которых давно исчезла с лица земли или заменена римейками. Как сказал маньяк одной из девушек перед тем, как размазать ее о стекло кабины водителя, «эта тачка неубиваемая, но чтобы понять это, тебе нужно было сесть на мое место».

Из жалости к зрителю огромное количество аллюзий озвучивается в кадре. Герои говорят фильмами: маньяка по имени Каскадер Майк называют «Затойчи» из-за шрама на лице; перед пробной поездкой девушек на белом «Додже Чэлленджере» 1970 года нам несколько раз повторяют, что это машина Джимми Ковальски из «Точки исчезновения», и т.д. Для сегодняшней публики самый узнаваемый слой «Доказательства смерти» - предыдущие фильмы Тарантино: массаж ног из «Криминального чтива», ярко-желтая машина и костюм девушки из «Убить Билла», ринг-тон мобильника – свист Дэрил Ханы из «Убить Билла-2» и т.д. Сам Тарантино сделал в этом фильме буквально все, что мог – выступил сценаристом, режиссером, оператором, продюсером и актером (снялся в маленькой роли хозяина бара).

Все, начиная с одежды и причесок героев до монтажа и винтажной поцарапанной пленки, стилизовано под кино 1970-х, хотя действие происходит в 2000-е, у девушек мобильные телефоны, а по шоссе, куда вылетают два «Доджа» в погоне друг за другом, мирно катят новые «Ниссаны», «Мерседесы» и «BMW». Старое доброе кино против компьютерных спецэффектов и новых технологий: Тарантино словно садится на цирковой моноциклет начала прошлого века и говорит своему зрителю: смотри, без рук!, - а тот, затаив дыхание, ждет, когда же этот урод навернется со своего моноциклета и перестанет паясничать.

Изысканное издевательство над зрителем искупает только то, что «Доказательство смерти» - самый драйвовый постмодернизм за последние лет пять. Маньяк действительно жуткий, а девушки действительно трогательные; убийства действительно кровавые, а погони действительно захватывающие. Если отрешиться от поисков кино-рифм и аллюзий, получится блестящий фильм о крови и насилии, на протяжении которого зал гогочет и требует замочить то одного, то другого героя. В середине фильма шериф Эрл МакГро (гость из «Убить Билла») говорит своему сыну и напарнику: «Две тонны металла, скрежет, все девчонки всмятку – может, этот дегенерат только так и может кончить», – и невозможно отделаться от ощущения, что это он про зрителя, а не про маньяка. Как сказала телеведущая Тина Канделаки телеведущему Дмитрию Диброву, выходя из зала, «многое в этом фильме мне знакомо, многое я примеряю на себя. Например, гонки».

См. также:

  • Московский условно международный  
  • Собачий год широкого проката
  • Способ проникнуть внутрь
  • Бедные богатые и знаменитые
  • Девять с половиной фильмов
  • Московский кинофестиваль пролетел
  • Голые короли
Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).