будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура

Марк Леви: "Все решает публика"

Марк Леви: "Все решает публика"
marclevy

В Москве побывал самый читаемый автор Франции – 45-летний писатель Марк Леви. Парадоксальность литературной судьбы  Леви в том, что писать он начал всего пять лет назад, до того успев поработать на скорой помощи, поучиться в Париже, создать две дизайнерские компании в Америке и одну архитектурную во Франции, и его дебютный роман «Между небом и землей» (2000) мгновенно стал бестселлером. Стивен Спилберг тут же приобрел права на экранизацию книги - с конца прошлой недели фильм, снятый Марком Уотерсом, вышел в российский прокат.

Только что издательство «Махаон» выпустило и саму книжку «Между небом и землей» - до этого на русском вышло два более поздних романа Леви, «Семь дней творения» и «Следующий раз». Всего у Леви издано пять романов; сейчас он работает над шестым. Все его книги расходятся миллионными тиражами по Франции и всему миру. Секрет успеха, кажется, прост: занимательность сюжета, легкость слога, живость диалогов и узнаваемые персонажи (молодые представители среднего класса), обычно помещенные в таинственные обстоятельства... Приятное, чуть будоражащее нервы, но в общем необременительное и увлекательное чтение.

На встрече с московскими  журналистами писатель рассказал, что не слишком почтительно относится к современной французской литературе, предпочитая ей классику, и ощущает себя честным ремесленником. После пресс-конференции Майя Кучерская задала Марку Леви несколько вопросов.


Вы живете в Лондоне, почему? Это сознательный выбор или это обусловлено какими-то  личными причинами?

И то, и другое. Я вообще люблю жить за границей. Это очень увлекательно. Это удивительная школа понимания, за границей вы все время как бы настороже, потому что все вокруг другое. Другая культура, другие формы мышления, другое все. Лондон – город с богатой историей, в котором бок о бок живут разные этнические группы, множество иностранцев. Все это учит вниманию и уважению. Кроме того, я хочу, чтобы мой сын (ему сейчас 16 лет) воспитывался именно в таком мире -  мультикультурном, многоэтническом, терпимом и цивилизованном т.д.

Первый же ваш роман стал бестселлером, это достаточно необычно для дебютанта. Понимаю, авторов об этом не спрашивают, и все же - у вас есть объяснения этому? В чем тут дело, может быть, при написании книги сказался ваш жизненный опыт, знание человеческой психологии, того, на что люди "клюнут"?

Да нет, опыт тут не при чем. Это просто удача. Удача в чистом виде. Вы же сами автор, и вы наверняка знаете - вот вы пишете роман и думаете совсем не о том, как он будет продаваться, как вдруг он становится очень известным... Вас это застает врасплох, вы, конечно, спрашиваете себя – почему так получилось? Но ответа нет. Тем лучше для вас. Потому что если бы вы  знали ответ, творчество утратило бы свою тайну, свою глубину, писательство превратилось в бизнес. Мне это скучно.

На пресс-конференции вы как-то очень смиренно назвали себя "ремесленником"; я понимаю, что на французском у слова "художник" и "ремесленник" - один корень, и все же... Вы действительно ощущаете себя не художником, а ремесленником? 

Я считаю, что различия между "художником" и "ремесленником" не так уж велики. И художник, и ремесленник приходит в свою мастерскую, внимательно смотрит, какие инструменты, какой материал у него под рукой, начинает работать. Да, вдохновение, чувство необыкновенно важны, но они могут завладеть и ремесленником тоже, который просто честно исполняет свою работу. И в конце концов, если этот ремесленник сделает что-то по-настоящему хорошо, талантливо, вы назовете его художником. Но заметьте: вы, а не я - сам себя. Странно было бы мне называть себя этим высоким именем...

Ваши романы так или иначе посвящены любви...

Любовь - это их вектор, но все же все они о разном. Мой второй роман  "Будете ли вы там?" -  про благородство и эгоизм, третий, "Семь дней творения", - о различиях между людьми, четвертый, «В следующий раз» - о том, что такое настоящая удача, а пятый – продолжение  "Между небом и землей! - роман о встрече... Так что все они очень непохожие, однако направление, к которому они устремлены, вы совершенно правы -  любовь. Это их центральная эмоция.

Что приносит писателю вообще и вам лично читательский успех? 

Свободу. Свободу и ответственность. Хотя ответственность, которую я испытывал когда-то, когда работал в "Красном кресте", и та, что чувствую сейчас, когда сижу за письменным столом, - разного свойства. Когда ты ездишь на машине скорой помощи – пять минут безответственности стоят человеческой жизни. А если напишешь плохую книгу, это никого не убьет. Однако и тут места для ответственности много – за успех действительно надо отвечать: то есть быть честным, не забывать других и делиться с ними тем, что имеешь сам. Однако делать это не имея свободы сложно, и я рад, что она у меня есть.

Ваши книги очень популярны, но кажется, Вы не выиграли никаких литературных премий. Насколько премии влияют на движение писателя в литературном пространстве? 

Нисколько не влияют. Премии - это нечто несуществующее, это что-то из старой жизни, давно ушедшего режима, во Франции во всяком случае премия интересна только тем, кто ее организовал, и тому, кому ее вручили... У нас не меньше сотни литературных премий, но это отмирающий институт, ни о чем не говорящий.

Но премии часто выводят писателей в люди?

Совсем нет. Премия может привести к самому ужасному, что только может случиться. Музыка, кино, писательство, живопись существуют для того, чтобы поделиться тем, что у тебя есть, и чтобы доставлять удовольствие другим. Тот, кто видит цель творчества в том, чтобы доставить удовольствие одному себе, а потом еще получает за это премии, тот рискует... Тем, что в день, когда он умрет, ему поставят памятник! (Леви делает страшные глаза - МК). А теперь представьте себе, сколько голубей будет садиться на его несчастную голову... 

Действительно страшно. Бедный Пушкин! Бедный Сервантес!.. Что ж, задам вам еще один страшный вопрос - рынок диктует свои правила художнику или художник может сохранить полную независимость?

Рынок ничего продиктовать художнику не может. Ничего подобного. Я - лучшее тому доказательство. Раньше меня не существовало как писателя, современную литературу я не читал, книжного рынка совсем не знал. И вот я написал мой первый роман, наудачу, и два миллиона человек прочитали его. Выход моей книги не сопровождался ни рекламной компанией, ни специальными объявлениями, словом, никакой раскрутки не было и в помине. Денег в меня никто не вкладывал, но результат - вот он. А посмотрите, сколько шумихи подняли вокруг последнего романа Уэльбека еще до его выхода, ни об одной книге столько не говорили во Франции, как об этой. Но в в итоге продали 130 тысяч экземпляров. В кино, музыке, литературе - словом, в искусстве - ни реклама, ни критика, ни среда не заставят читателей смотреть, читать, слушать то, что они не хотят. И ничто не помешает им смотреть и читать то, что им посоветовали друзья, – то, о чем они узнали просто по сарафанному радио. Так что самые раскрученные произведения не имеют никаких преимуществ по сравнению с другими. Все решает публика.

Справка: Первый роман Марка Леви «Если только это правда»(«Между небом и землей») возглавлял французский список бестселлеров 2000 г. среди книг в твердом переплете; второй роман «Будете ли Вы там?» в 2003 г. также занял верхние строчки во французском рейтинге бестселлеров среди книг в мягкой обложке; третий роман «Семь дней творения» – бестселлер 2003 г. во Франции; четвертый роман «Следующий раз» в 2004 г. разошелся тиражом более 400 000 экз., вновь оказавшись в списке бестселлеров среди книг в твердом переплете; «В поисках тебя», вышедший всегов июне 2005 г., уже продан тиражом более 550 000 экз. В сентябре 2005 г. общие продажи пяти книг Марка Леви в мире превысили 8 миллионов экземпляров. Книги Марка Леви переведены на 35 языков, при этом все его романы стали бестселлерами в Германии, общие продажи их здесь превысили 1,2 миллиона экз.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).