будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура
Петровская Елена

Меркурий или деконструкция?

Меркурий или деконструкция?
ptrzag.gif
Рисунок Георгия Литичевского. фрагмент

Не думаю, что Жака Деррида удивил бы интерес представителей самых разных сфер и дисциплин к изобретенной им процедуре анализа текстов. Еще при жизни философа деконструкция стала применяться в таких областях, как политика, право, литературная теория и критика, искусство и архитектура. Деррида различал деконструкцию осознанную и непроизвольную: помимо сознательно применяемых приемов чтения текстов деконструкция мыслилась как то, что осуществляется на практике спонтанно. Так, во время посещения Москвы в январе 1990 года воодушевленный переменами, происходившими в нашем обществе, Деррида сравнил деконструкцию с перестройкой. Правда, впоследствии он взял свои слова назад – возможно потому, что события развивались стремительным и непредсказуемым образом...

Не удивило бы Деррида и превратное толкование его философской работы. Подозрительное отношение к метафизике («живому настоящему/присутствию») и нежелание Деррида определять деконструкцию как метод и даже разновидность критики повлекли за собой обвинения в нигилизме и расшатывании основ, тогда как сама философская установка – выявление скрытых («вытесненных») предпосылок различных систем, метафизических в первую очередь, – в силу сложности ее практического применения была тут же воспринята метафорически или же механистически. Сложность деконструкции состояла в том, что поиск «дополнения» (того, что «подлежит» целостному смыслу, что делает возможным смыслопорождение как таковое) требовал всякий раз изобретения уникального аналитического языка, ориентированного на особенности самого деконструируемого текста.

Итак, еще раз для большей наглядности: задача деконструкции как внутритекстовой работы состоит в восстановлении тех вытесненных звеньев, о которых система забывает, функционируя так, как если бы их никогда не существовало. Они, эти скрытые звенья, зачастую гетерогенны в отношении самой системы. Эта работа приводит к отмене иерархического строя привычных оппозиционных пар (душа/тело, форма/материя, человек/животное, мужское/женское и т.д.) и созданию такой «неразрешимости» (термин Гёделя), которая посредством общего сдвига системы парадоксально разрешает оппозицию. Приоритетную роль в этой схеме играет письмо, понимаемое как изначальная игра означающих, или различий. Деконструкция – это критическое исследование режимов производства истины, в каких бы областях она ни утверждалась. Для тех, кто считает деконструкцию безнравственной (См., напр.: Тарасов А.Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. Вып. № 1 (53)), спешу сообщить, что, отталкиваясь от идей Э. Левинаса, Деррида формулирует этику абсолютного гостеприимства, своеобразный моральный закон, стоящий над конкретными законами, одновременно ими искажаемый и исполняемый.

Лучший способ научиться деконструкции – это проделать аналогичную работу на конкретном материале. Могу с печалью констатировать, что в нашем регионе последователей Деррида не наблюдается. Конечно, можно назвать тех, чья работа является деконструктивной по духу, но школы деконструкции здесь так и не сложилось (в отличие, скажем, от американских интерпретаторов и переводчиков философа). Беглый обзор литературы, посвященной деконструкции, показывает, что в случае положительного отношения она понимается как демонстрация «неосмысленности» всякого осмысленного текста или же как некая разборка-сборка частей изначально целостной конструкции (См., напр.: Бартов А. Философия современного искусства — создание гиперреальности и деконструкция культуры // Нева. 2004. № 11). В случае отрицательного отношения деконструкция становится не больше не меньше как выражением «кризиса духовных основ современного общества» (Тарасов А.Н. Указ. соч.). Очевидно, что в обоих случаях мы имеем дело с чем-то посторонним деконструкции.

Но встречаются такие употребления термина, которые, наверное, вызвали бы реакцию у самого Жака Деррида. Интересно, что возникают они на пересечении искусства и политики. Так, Александр Дугин публикует эссе с интригующим названием «Деконструкция Владислава Суркова». Дугин берется за чтение двух текстов Суркова, причем искусствоведческих: одного, посвященного Хуану Миро, и второго – Николаю Полисскому. Понятно, что оба эти текста не остались незамеченными. Меня интересует следующий вопрос: насколько Дугин верен своему намерению, а именно в чем состоит обещанная деконструкция Суркова? Примененный способ анализа я определила бы как вчитывание – на основе предварительного знания политического темперамента Суркова в его сочинения вчитывается сначала «уклонизм», а позже то, что Дугин более вычурно именует «меркуриальным началом». Речь идет всего лишь о неспособности занять определенную позицию, из чего, правда, делаются «экзистенциальные» и «метафизические» выводы. Вчитанная в тексты Суркова амбивалентность оказывается не просто отражением специфики «нашего социально-политического развития», что уже немало, но и – счастливое совпадение! – квинтэссенцией идеологии самого Александра Дугина, определяемой как «археомодерн». Ни архаика, ни модерн – так, что-то среднее, неопределенное, безвольное, короче говоря – «меркуриальное»...

Но при чем здесь деконструкция? Полагаю, Александр Дугин перепутал термин – деконструкция обернулась... апологией. Смелая заявка себя не оправдала, и вопрос о деконструкции Владислава Суркова остается до сих пор открытым. (Между тем можно было бы задаться вопросом о том, что воплощает эта фигура – метафизику власти или же текст.)

В заключение приведу одну цитату: «Метод деконструкции заключается в новом подходе к моделированию одежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре, отказ от норм “хорошего вкуса”». Почему-то заметки о деконструкции в дизайне и проектировании одежды конца 1990-х годов выглядят менее фантастично, чем иные «профессиональные» экспликации этого типа работы с обширным корпусом текстов культуры.

P.S. Статья также публикуется в 6-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2011 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. -- Е.П.

Рисунки Георгия Литичевского

Петровская Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).