будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Ноябрь 11, 2025
Культура
Фрумкина Ревекка

Между красными и белыми, или за двадцать лет до Холокоста

Между красными и белыми, или за двадцать лет до Холокоста
98_frumkina

Издательство «Росспэн» продолжает публиковать в виде книг материалы советских архивов. С учетом той неестественной ситуации, в которой у нас находятся и сами архивы, и архивное дело, и доступ к архивам, и хранение документов, издание не просто путеводителей по архивам, но сводных корпусов самих архивных данных, получает особую социальную значимость.

«Книга погромов» (отв. ред. Милякова Л.Б.; отв. сост. Зюзина И.А., Милякова Л.Б.; при участии Середы В.Т.(Украина, европейская часть России), Розенблат Е.С., Еленской И.Э.(Белоруссия). - М. : Росспэн, 2006. - XXXVI, 995 с.) – это сводный корпус не публиковавшихся ранее документов о погромах в ходе Гражданской войны (1918-1922) в трех регионах Российской империи – на Украине, в Белоруссии и в европейской части России (погромы случались и в Ельце, и в Козлове, и в Саратовской губернии).

Я не принадлежу к завзятым читателям собственно исторических сочинений. Может быть, потому, что меня больше интересуют не факты, а мотивы, поводы и все то, что называют «фактурой» – метафорически выражаясь, цвет времени. Иными словами, меня занимает трудно схватываемое, но от того не менее несомненное переплетение масштабных событий, деяний великих людей – и событий «ежедневных», поступков людей обычных – с их характерами, ценностями, бытом.

Достаточно бездумно «сдавая» в юности экзамены по истории СССР, я, однако же, ловила рассказы отца и мамы о временах их молодости. И в самом деле – время и место! Мало того, что родители мои родились в черте оседлости: отец в Екатеринославе в 1890, мама в городе Сураж Витебской губернии в 1897, так они еще и познакомились в Ростове примерно в 1919 году. То есть в самом пекле.

В одной лишь Екатеринославской губернии за год с осени 1905 по осень 1906 случилось более 40 погромов. Отец никогда не рассказывал о том, чему был свидетелем в 15 лет. Зато это делает понятным его переезд примерно в 1908 г. к старшему брату и сестре в Варшаву, где в начале века еврейское население составляло 310 тысяч человек.

Именно от отца я сравнительно рано узнала, что русский язык обогатил языки мира словом pogrom. Многодетная семья, где отец мой был не то десятым, не то одиннадцатым ребенком, после каждого погрома уменьшалась – вначале, к счастью, за счет того, что старшие братья и сестры с малыми еще детьми эмигрировали. Уцелели те, кто уехал чуть ли не сразу после Кишиневского погрома 1903 г. и далеко – большинство в Америку, кто-то – в Аргентину. Часть родственников осталась в Варшаве, чтобы погибнуть через двадцать лет в Холокосте; почти все остальные сгинули в депортациях и погромах, сопутствовавших Первой мировой и Гражданской войнам.

В «Книге погромов», среди различных еврейских организаций, участвовавших тогда в помощи жертвам войны и погромов, я нашла ОРТ, что расшифровывается как «Общество организации ремесленного и земледельческого труда евреев России». В этом учреждении мой отец работал еще в моем раннем детстве и вовремя оттуда ушел – до 1937.

Сказанного, как мне представляется, достаточно для того, чтобы я листала «Книгу погромов» как нечто, имеющее ко мне личное отношение. Впрочем, едва ли кто-то, кроме профессиональных историков и других специалистов станет читать подряд этот том в тысячу страниц, где собраны архивы из девяти фондов ГА РФ, описывающих ужасы погромов за период 1918-1922 гг., в немалой части – устами прямых свидетелей и уцелевших жертв.

К ним относились не только те, кто непосредственно пострадал от погромов, но еще и умиравшие от голода и болезней жертвы массовой насильственной депортации еврейского населения из черты оседлости на Восток в начале Первой мировой войны – заметим, что влияние масштабов депортации 1914-1915 гг., ее вклад в «расчеловечение» по этническому признаку отнюдь не развеялись с окончанием красного и белого террора как тучи после грозы. Да и масштабы этой депортации не слишком известны – а ведь она коснулась сотен тысяч обычных граждан, которые лишились крова и любых средств существования (по разным оценкам, число беженцев и вынужденных переселенцев составило от 500 тыс. до 1 млн.чел. ) Напомним, что согласно переписи 1897 г. в Российской империи проживало более 5 млн. евреев. К началу Первой мировой войны (даже с учетом массовой еврейской эмиграции первого десятилетия ХХ века) общая численность еврейского населения не намного уменьшилась – на территории Российской империи проживало 2/3 еврейского населения мира. По данным РГАСПИ, около полумиллиона евреев оказалось под ружьем в качестве нижних чинов русской армии. Собственно, именно ужасы депортации побудили правительство к осени 1915 года разрешить евреям селиться в городах вне черты оседлости, положив тем самым начало ее будущей ликвидации. В период между двумя революциями Российская империя была ареной действия разнообразных политических партий и независимых гражданских организаций. Функционировало и много еврейских политических партий и независимых общественных организаций самого разного толка – благотворительных и гуманитарных. Разнообразна была и еврейская периодика – в том числе русскоязычная. Многие организации и отдельные лица не только оказывали пострадавшим материальную помощь, но, придавая большое значение сохранению памяти о происходившем, старались фиксировать данные о конфликтах и погромах.

Целенаправленно – и первым по времени – начал собирать такие данные ЦК помощи пострадавшим от погромов, членом которого был известный еврейский историк И.М.Чериковер (о деятельности созданной по его инициативе Редколлегии по собиранию и опубликованию материалов о погромах на Украине см.: Книга погромов… С. ХIХ и сл.) Часть архива И.М.Чериковера (до 1921 г.) сохранилась в ГА РФ; вместе с другими документами эти материалы образуют корпус одного из крупнейших в мире архивных собраний по истории погромов 1919 - 1922 г. После образования Наркомнаца РСФСР в нем был создан так называемый Евотдел, куда стекались материалы по расследованию обстоятельств антиеврейских акций; продолжал действовать и так называемый Евобщестком – еврейская общественная организация, занимавшаяся, среди прочего, распределением помощи, поступавшей через международные еврейские организации. В «домагнитофонную» эпоху свидетельства пострадавших и очевидцев погромов записывались сотрудниками разных общественных и государственных организаций, пытавшихся помочь жертвам этнического насилия, причем по возможности опрашивались лица разных возрастов и в разных населенных пунктах, для чего составлялись и рассылались специальные опросные листы более или менее единого образца. Это тот тип материалов, которые теперь изучаются «устной историей». Отмечу, что в Интернете существует база данных «Этнические конфликты в СССР. 1917-1991 гг.» Это фактография, где каждое учтенное единичное событие представлено в виде матрицы, например: WREMJA 1918, августа, 6 MESTO Белоруссия, г. Орша SUBJEKTI евреи, белорусы PREDMET антисемитизм FORMA_VIR призыв к погрому FORMA_RAS вмешательство местной власти INFORMATOR эмиссар Комиссариата по еврейским делам TIP_INFORM письмо KOMU в Комиссариат по еврейским нац. делам WREMJA_INF 1918 г. августа 7 MESTO_CHR ГАРФ, ф. 1318, оп. 1, д. 93, л. 11. OPISANIE "6 августа 1918 г. в Орше банды красноармейцев из назначенных к погрузке белорусских войск шныряли туда и сюда и беспричинно стреляли. В это время усиленно рекомендовалось устройство еврейского погрома и вообще выступать против Советской власти, т.к. в Советах сидят "одни только жиды". <…>

Фонды ГА РФ 1318 и 1339, обширно представленные в «Книге погромов», содержат много документов, от которых и сегодня волосы на голове шевелятся… Представляется очень важным включение в «Книгу погромов» большого количества материалов служебной переписки, заметок из тогдашних газет – всего того, что составляет насущный хлеб историка.

Не будучи профессионалом, я не берусь оценить собственно археографические аспекты издания, но заинтересованный читатель найдет там тщательно написанные предисловия, археографическое в том числе, а также многочисленные указатели и более 600 примечаний, раскрывающих смысл текстов, а нередко существенно их дополняющих. Без этих примечаний – а многие из них сами по себе представляют краткие исследования – ценнейшие документы, даже будучи физически доступными, понятны были бы в лучшем случае только специалистам.

Размышления над «Книгой погромов» способствовали тому, что я перечитала книгу известного историка О.В. Будницкого «Российские евреи между красными и белыми (1917 -1920)» (М.: Росспэн, 2006). Уверена, что каждый найдет там для себя много нового.

Во-первых, будучи научным трудом со всем аппаратом, примечаниями и необходимыми ссылками, книга О.В.Будницкого является интересным и поучительным чтением. Это уже редкость. Столь читабельных научных текстов у нас немного – до недавнего времени это была привилегия западных авторов. Во-вторых, эта книга содержит большое число фактов, в немалой степени объясняющих (а не только иллюстрирующих!) как бытовой, так и государственный антисемитизм, с разными формами которого сталкивалось большинство моих сограждан старшего возраста. В-третьих, обе русские революции – Февраль и Октябрь, Красная армия, Добровольческая армия и прочие соединения Белого движения описаны на основании архивных данных изнутри – со всей возможной научной объективностью, но одновременно как бы глазами рядового человека.

Много лет назад, общаясь со своими учениками, я пришла к выводу, что по-настоящему интересно работать тогда, когда в каждом следующем источнике удается увидеть его разомкнутость – автор-то, быть может, и сказал все, что намеревался, но, скажем, есть некая смежная область, которая осталась вне круга его интересов – она лишь упомянута – но, быть может, это тот случай, когда истина где-то рядом?

Когда мы представляем себе эпоху Гражданской войны как арену хаоса и жестокости – мы правы. Но если видеть ее исключительно и только как арену хаоса, то мы не сможем понять, каким образом удалось, например, в период с июля 1914 по июль 1917 собрать в помощь евреям-беженцам более 31 млн. рублей, поступивших из самых разных источников, включая заграничные христианские благотворительные организации. И если петроградское еврейство дало более двух млн. руб., а Шотландский Христианский Фонд – без малого 300 тысяч руб., то все российские нееврейские общественные организации и отдельные лица в сумме не дали и трети того, что выделили шотландцы (Будницкий О.В. Указ. соч. - С. 99 - 100). Интерпретацию этих нетривиальных данных я оставляю читателю.

Еще один сюжет: почему среди гражданских совслужащих сразу оказалось так много евреев? Дело здесь вовсе не только в сочувственном отношении еврейского населения к новой власти: странно было бы не сочувствовать любой власти, законодательно отменившей черту оседлости. Немаловажно и то, что евреи, в отличие от сограждан других национальностей, не имели возможности уехать, например, к родным в деревню. А еврей – портной, часовщик, переплетчик или кузнец как частники вплоть до НЭПа не могли вернуться к своему ремеслу: им только и оставалось идти на службу в госучреждения, поскольку никаких иных учреждений уже не было…

Ассоциации и аналогии, которые вызывает книга О.В. Будницкого, намного шире, нежели одна лишь специфика положения российских евреев между красными и белыми в период Гражданской войны и революции. Это и проблема любой толпы, озлобленность которой всегда не только находит жертвы среди самых ущемленных и безобидных, но и провоцирует сильных мира сего идейно оправдать погромы. Геноцид армян, признание факта которого до сих пор остается предметом обсуждения (!); законодательные санкции, введенные в ряде стран за попытки отрицания факта Холокоста; эксцессы повседневного этнического насилия на пространстве бывшего СССР и не только – все это нуждается не только в констатации и описании, но и в анализе психологии масс по параметру « свои-чужие», исторические корни которого продолжают в немалой мере определять и актуальную политическую ситуацию.

Обсудить статью

См. также другие тексты автора:

  • "Позорно, ничего не знача..."
  • Обещание будущего: «…в какое время гонит обломки льда советский календарь»?
  • Экзистенциальная аналитика истории
  • Анатомия провинции
  • Эпизоды истории будущего историка
  • "Нет, ребята, все не так..."
  • Век аутизма-2
  • Век аутизма
  • Столь раннее развитие
  • Врач как призвание и профессия
  • Образование как социальный ресурс
  • "Здесь - это вам не там"
  • "И ставит, и ставит им градусники..."
  • Семиотика в детском саду
  • Между Китаем и Кувейтом?
  • Что французу - хорошо, а что русскому - социальная дыра?
  • Патография и биография
  • Зачем нужна корова?
  • Публичная лекция Теодора Шанина, Ревекки Фрумкиной, Александра Никулина. Государства благих намерений
Фрумкина Ревекка
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).