Напрошлой неделе были три события на однутему: Сколково. Возможно, их было ибольше, но здесь речь только о тех,которые были намеренно отправлены вкультурную область.
Во-первых,появился анонс, согласнокоторому в Москве покажут оперу,посвященную "Сколково"". Спектакль"Сказание о храме науки Сколково"пройдет в театре имени Станиславскогои Немировича-Данченко 12 апреля. Мероприятиеприурочено к 15-летию журнала "Эксперт".Сообщено, что"вспектакле обыгрывается создание иразвитие инновационных технологий вРоссии, а также строительство наукограда"Сколково". Постановку будетсопровождать симфонический оркестр,солистами выступят известные российскиеоперные певцы".
Тоесть, это капустник, между деломвыставляющий определенные претензии "Эксперта" на "Сколково" кактаковое. Судя по душераздирающемулибретто, претензии обоснованы: "Вгосударстве Москопотамия правят двабрата — бог Денег и бог Науки, — рассказалиорганизаторы о сюжете оперы. — У богаДенег есть свой храм, а у бога Наукихрама нет". "Москопотамия" — это, конечно,cool. Ну и далее на тему краха сырьевойэкономики и необходимости спасти странуот гибели через инновации: "МудрыйВизирь прилагает все усилия, чтобыпринудить жрецов Денег к инновациям".Но, что характерно, инновации нужны недля чего-нибудь, а ровно чтобы "возвестивеличественный храм". Чем сырьевая экономикаи будет побеждена.
Второесобытие на ту же тему. Продюсер "Смешариков"Илья Попов заявил,что действие новой мультипликационной"Гостьи из будущего" будет происходитьв Сколково. Коль скоро данный проектчерез продюсера коннотируется со"Смешариками", то, значит, темаСколково сочтена существенной и длямладшего возраста. Дети, понятно, не втеме, что Сколково еще нет. Также продюссерсообщил, что создатели анимашки "тесносотрудничают с Фондом "Cколково"",но характер сотрудничества не раскрыл.
Такчто в обоих случаях одно и то же: ничегопо сути нет, зато уже будут опера (пустьи капустная) и мультфильм. Все это такустремлено в будущее, что оно как бы ужеи тут. Причем, в мягкой и ласковой форме.Не вызывающей негативных эмоций дажеу детей.
Третийфакт уже не то, что реализует чистороссийское грамматическое время futurein the present, но, собственно, тоже это делает.В блоге "Сколково"сообщено: "Каквы знаете, на протяжении некотороговремени мы занимаемся проектированиемтехнологического университета, которыйдолжен занять центральное место вэкосистеме «Сколково». Это будетнебольшой магистерско-аспирантскийуниверситет, образование и инновационнаядеятельность которого будет построенана междисциплинарных исследованиях.Университет будет международным, занятиябудут вестись на английском".
Онихотят себе имя: "Сейчасмы хотим обратиться к вам — как ксообществу креативных людей — за помощьюв выборе названия университета,отражающего его сущность и имеющегозвучную аббревиатуру на английском".Так что они все-таки тоже future in the present,поскольку об университете говоритсякак о чем-то, уже имеющем сущность.
Кчему все это? Во-первых , это красиво.Чисто муси-пуси или даже ми-ми-ми, — каксказали бы особо актуализированныедевушки. Во вторых — как-никак, это жетут кампания. Вот в чем нюанс. ВокругСколково все время что-то происходит,пусть даже это действияриторически-демонстрационного характера.Скажем, конкурс на его архитектурнуюзастройку, давший довольно странныйрезультат. Г.Ревзин о победившем проекте: "Этоне проект. Это разметка территории,произведенная в ожидании того, когдазаказчик определится с тем, чего онхочет. Своего рода идеальный генпланроссийской модернизации. Тема заявлена,а что будет — никто не знает".
Вцелом же имеется отчасти политическаяинтрига. Кто там вообще главная движущаясила, в смысле, Сколково — оно, все же,чье? Путина или Медведева? С одной стороныактивность развил Дворкович, с другой— Сурков ( например, большое интервью"Известиям").Но кто именно какую логику реализует,понять трудно. А в вышеприведенныхисториях в сумме возникает вполнеответственное пиар-высказывание, котороестроится в соответствии с этим самымfuture in the present, ми-ми-ми.
Аэто уже предполагает единственныйкреативный центр на тему осуществлениябудущего уже сегодня с минимальными затратами. Этот креатив производит кто-тоодин, не могут пиарщики двухгрупп солидарно продвигать один подход,пусть даже этот подход наивный.
Здесьречь не о конспирологических изысканиях,которые по сути имеют мало отношениядаже к теме президент-2012. Речь лишь онекотором недоумении. Тема продвигаетсяв отчетливом гуманитарном варианте,хотя само Сколково предназначено длядругого. Возможно, тут шаманство врасчете на то, что представления, вошедшиев массы, станут для них конкретнойреальностью, поэтому с исполнениемупомянутых гуманитарных проектовСколково станет существующим по факту.Вряд ли, да и не в этом дело.
Авот в чем именно — затрудняюсь сказать,честное слово. Поэтому закончу цитатойиз упоминавшегося интервью В.Суркова(это будет точная цитата, без купюр):"Собственно,мы всех зовем в «Сколково». Мы говорим:приходите! Центр есть, уже действует,им уже можно пользоваться. Есть деньги.Деньги уже лежат. Уже лежит 4 миллиардарублей. Для исследований совсем немало.Ну, забирайте! Приходите, пользуйтесь.Даже нет еще здания".
Тутодин вопрос: а каких именно исследований?Ответ в этой же цитате: "Нучто, нас завалили предложениями? Нет".
Чтодо отсутствующего здания, то это, вобщем, не беда: "Покаидет строительство, необязательно тамдаже физически находиться. Придете потом. А начинать работать при нашей поддержке можно хоть сейчас".Вопрос все тот же: о каких исследованияхидт речь? И ответ все тот же: "Ну что,нас завалили предложениями? Нет".Короче, понять подо что именно строитсяэто здение, нельзя. Там что, будут офисыдля математиков с досками и мелом? Аотсюда и гуманитарный сдвиг в освещениивсего проекта.
Ивот тут-то я понял, к чему все это. Летпять, а то и года три назад все то, что сразной степенью приблизительностиназывалось культурой, связывалось сотдельной от всего прочего областью.Не так, что маргинальной, но - замкнутойрезервацией для проведения там свободноговремени, а также для условного размещения там людей, которые ни на чтоиное не пригодны.
Нотеперь все поменялось, учитывая количествопроектов, которые политтехнологическимотаются между политикой, жизнью и ещечем-то, но упакованы в культурныеоболочки. Культура в таком варианте оказалась странноватой,но весьма востребованной замазкой. Нет,это не клей, который бы скрепил части разрозненнойсоциально-государственной структуры.Это именно замазка, которая заполняетдыры между элементами структуры.В данном, сколковском, случае — утверждая несуществующее.Конечно, это отдельная культура,замазочная. Но актуальная, а то. И Пермь,и "Война", и премия "РусскийБукер", и самодеятельная опера проСколково — все та же замазка. Полагаю,установление данного факта поможет в деле различения культурных единиц.
Аеще вот что любопытно. Культура, этовсегда определенным образом устроенныйхаос. А культура-замазка — всегдавекторна, хоть она и аморфная масса. Конечно, это уже слишком узкоспециальнаятема, чтобы возиться с ней здесь и сейчас.