будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура

Михаил Зотов: «В роке тоже есть свои отбросы»

На российском радио-рынке не так много брендов «легендарных», а уж среди развлекательных радиостанций их и того меньше. И два таких бренда принадлежат холдингу News Media Radio Group: это «Наше Радио» и радио «Ultra». Вокруг «Нашего Радио» все время происходит бурная жизнь: ежегодный фестиваль «Нашествие», годичной давности митинги против закрытия «Ультры», уход гуру отечественного радио Михаила Козырева с поста гендиректора «Ультра-Продакшн»… Смена руководства не сказалась на позициях «Нашего Радио» и сопредельных станций: они остаются лидерами развлекательного радио в России. Михаил Зотов, генеральный продюсер «Нашего Радио», «Best FM» и «Ultra», рассказал Юлии Идлис о том, что такое «влиятельная радиостанция», сколько живет формат, есть ли жизнь после «горячей ротации» и почему радио похоже на колбасу.

Когда спрашиваешь, что люди хотят знать о радио, большинство говорит: хочу знать, почему нет радио, которое можно слушать 24 часа в сутки. Вот почему нет такого радио?

А почему нет? Такое радио существует.

И что это за радио?

Это радио, которое вам больше всего нравится. Кто же говорит, что его надо слушать 24 часа в сутки? Кого вообще вы можете слушать 24 часа в сутки – есть такой человек, не говоря уже о мелодии? Человек ничего не может слушать круглые сутки.

Но ведь эфир-то рассчитан на 24 часа.

Да, но он рассчитан на 24 часа не потому, что его должны все время слушать, а потому, что в любой момент в течение суток человек может его включить и послушать то, что любит.

Получается, что радио-эфир – это все время разные вещи для разных людей?

Любое радио – это примерно одни и те же вещи для примерно одних и тех же людей. И даже нынешняя тенденция отказа от формата как такового – то есть формат без формата, то что называется «Jack FM» - все равно очень условная вещь, потому что это все равно рассчитано на людей определенного возраста, а не от шести лет до семидесяти. Даже самый широкий формат рассчитан на определенную демографию, потому что хорошее радио получается только тогда, когда создающий его человек делает то, что он понимает и что ему нравится. А ведь этот человек – всего лишь один какой-то человек.

То есть основной критерий – субъективный вкус генерального продюсера? Или есть объективные критерии построения формата?

Я бы сказал, что основным критерием являются как раз объективные данные, но субъективизм играет большую роль всегда. Радио – не механическая штука, это живой организм, и как всякий живой организм, оно субъективно. На «Нашем Радио», которое считается рок-станцией, мы иногда ставим песни, про которые нам говорят: ну разве это рок? Или наоборот, приносят песни и говорят: это ведь настоящий рок! А мы говорим: да, но мы это не поставим. Или: нет, это не рок. Это некий субъективизм; мой, программного директора – уже не важно. Когда мы программируем станцию, условно говоря, у нас есть интересующий нас демографический срез и есть определенный пласт музыки, которым мы занимаемся. Мы можем посмотреть их пересечения: что из этого пласта музыки этим людям нравится и что они категорически не приемлют. И мы, конечно, отталкиваемся от этого в оценке нашей деятельности. Но не только.

А по каким законам мелодия появляется в эфире и по каким - исчезает? Ведь срок жизни песни на радио ограничен?

Вы сейчас говорите о новой музыке, которая появилась – и дальше с ней что-то происходит. Причины, по которым она попадает в эфир, разные. Подавляющее большинство радиостанций играет поп-музыку, а это музыка, порожденная индустрией. Индустрия работает на производство музыки, на ее рекламу, продвижение, - соответственно, очень часто песни попадают в эфир именно потому, что радио сопряжено с этой индустрией. Вот прошла очередная «Фабрика»: сейчас у нас прошел телечек, потом сняли клипики, потом это надо поставить в ротацию вот на эти радистоанции, потом пошли продажи альбома – значит, надо сделать концерты; и вот выжали из этого все, что нужно, - и оно ушло. Это печальная история, и если бы все было так, то песни ABBA, Beatles и ДДТ не звучали бы в эфире на протяжении десятилетий. А они звучат.

Нормальная ситуация – когда на радио или просто на массовый рынок попала песня, она нравится, аудитория ее сначала распробовала, а потом начинает ею активно наслаждаться: ведь ничего не хочется слушать так часто, как вещь, которую никогда не слышал, а тут вдруг «открыл для себя» (или, кстати, вещь, которую лет 10-15 не слышал и уже успел забыть). В какой-то момент песня перестает быть новой, надоедает и потихонечку уводится – но она не уводится в ноль. Она просто из горячей ротации – это 30-40 песен, которые ротируются интенсивно, несколько раз в день, например, - переходит в разряд песен, которые ротируются раз в 2-3 дня. Она не уходит из эфира, а остается там как основа формата.

А что влияет на радио, если мы говорим об этом рынке вообще? Погода, политика? Другие внешние факторы?

Я бы сказал, что существует слишком много факторов, влияющих на радио – как и на всю нашу жизнь. Например, при любой политической напряженности – теракте – радио тут же проигрывает, а выигрывает телевидение, причем серьезнейшим образом. Если речь идет, скажем, о выборах, когда информация должна поступать постоянно  и когда она важна, - выигрывают газеты и talk-радио типа «Эха Москвы». Но вот когда речь идет о больших катастрофах, ничто не может сравниться с картинкой: это репортажи, кровища, горе, и ничто, к сожалению, не может оторвать человека от телевизора.

Потом, как на любое СМИ, на нас влияют Рожественские каникулы: многие люди уезжают и просто не слушают ничего. Есть гипотеза, что у радиостанций существуют моменты сезонности. То есть, к примеру, когда многие дачники в возрасте 50+ или 60+ на майские праздники откупоривают машины и едут на дачу, они слушают в дороге что-нибудь такое ностальгическое для этой аудитории, - и в этот момент у соответствующих радиостанций всегда рейтинг немножко поднимается. С другой стороны, «Наше Радио» ориентировано на людей молодых – учащихся и работающих; у таких людей пик отпусков приходится на июль-август. Соответственно, в июле-августе у нас всегда самые низкие цифры, и с этим ничего не сделаешь; а в сентябре они начинают расти.

Но это все догадки, а вообще-то на сегодняшний день на рынке не существует механизмов, которые бы позволяли бы оценить это объективно. Есть ежемесячные и еженедельные измерения, которые проводят исследовательские компании, - и, если честно, в программировании-то мы их не используем, а используем только в продаже рекламы. Многие вещи, которые там появляются, необъяснимы или представляют собой очевидные скачки; от этого невозможно зависеть. На эти цифры влияет все что угодно, они вообще нестабильны; конечно, все можно объяснить, и если на неделе, когда были морозы, половина радиостанций упала, а другая половина выросла, то мы сейчас с вами сядем и легко распишем, как и почему это произошло. Но реальность может оказаться прямо противоположной или вообще не имеющей с этим ничего общего. У нас у всех тут бизнес, поэтому приходится руководствоваться, ну, скажем, соображениями здравого смысла. А в целом на радио – особенно на Западе – сильно влияет не все это, а появление новых технологий.

Например, подкастинга?

Не совсем; я бы сказал, что подкастинг – это тоже форма радио. Но вот интересно: некоторое время назад существовала догма о строгой сегментации рынка. Мол, конкретные люди слушают только конкретную музыку, успех радиостанции зависит от того, насколько точно она попадает на свою аудиторию… Я так понимаю, что на Западе это сейчас уже рассыпалось. Никто не может подобрать 1000 или 800 песен для человека лучше, чем он сам наберет себе их в iPod. А потом он себе сделает Shuffle – и у него круглые сутки будет нужный формат, и ему не будут мешать никакие ведущие и никакая реклама. И ведь чем это отличается от радио? Появилась новая песня, и человек о ней узнает через тот же iPod в тот же день: еще ни одна радиостанция о ней не знает, а у него уже все это есть. То есть талант программного директора – умение подобрать музыку так, чтобы было здорово слушать, - теряет смысл, потому что человек для себя подберет все равно лучше.

И вот тут как раз эфирные персоналии играют важную роль: это то, чего человек себе сам сделать не может. Его должен кто-то развлечь, он ведь не может сам себе пошутить или, скажем, с утра сидеть и поднимать себе настроение интересным разговором с самим собой. Кто-то это должен делать за него. И в этом как раз неубиваемость радио на сегодняшний день.

Вообще, трудно сказать, что в данном случае будет с нашим рынком. Сейчас на развитие традиционного радио – особенно в США – влияет концепция спутникового радио, когда вам в машину ставят тюнер, и он вам предлагает сто каналов за небольшие деньги в месяц. Это отличное качество – особенно если западная оцифровка – и большое разнообразие. Поэтому, конечно, у нас на рынке есть люди, которые говорят: я вот сейчас занимаюсь концепцией цифрового вещания, спутникового вещания… При этом за 2004 года инвестиции в развитие спутникового вещания в США составили порядка $2 млрд, а объем рынка у них – около $20 млрд. Объем русского рынка радио – не больше $200 млн. То есть если в США $2 млрд ежегодных инвестиций не дают этой технологии подняться на доминирующий уровень, то про российский рынок я бы пока вообще ничего не говорил. Это как с iPod’ами: есть они у нас? Есть, только используются для того, чтобы скачивать музыку и фотографии просматривать, а не для того, чтобы создавать себе вещательный продукт через Интернет. Так что в этом смысле радио в России чувствует себя более защищенным - по причине бедности населения.

Но получается, что будущее все равно за эфирными персоналиями – то есть за разговорным радио?

И да, и нет. Успешная talk-станция сегодня на рынке одна: «Эхо Москы». Такое радио – это очень много денег, большое желание и готовность долго-долго этим заниматься. Кроме того, надо быть талантливой личностью и иметь под это целевую группу. «Эхо Москвы» ее имеет – это советская интеллигенция в хорошем смысле слова, образованная и начитанная, и люди на «Эхе» говорят с этой аудиторией на ее языке. А вот 10-15-летний подросток уже это слушать не будет.

С другой стороны, у нас новостные станции не воспринимаются как источник информации: все-таки источник информации для нас - ТВ. Кроме того, люди к информации относятся поверхностно, и новостей на «Нашем Радио», или на «Русском Радио», или на «Радио 7» им достаточно для того, чтобы быть в курсе. Это отчасти связано с синдромом недоверия к медиа вообще, который, кстати, вполне разумен: ведь информации сейчас так много – рекламной в том числе, - что если бы люди всю ее глотали, это было бы ужасно.

Поэтому я думаю не о talk-радио, а, скорее, о talk-составляющей в развлекательном радио. Ведь любое радио – развлекательное, и в том числе talk-станции: вы проводите с ними время, и вам это нравится. В этом их основная функция. Сейчас в программировании нашей станции мы больше ориентированы не на то, чтобы человек получал от станции определенный посыл, а на то, чтобы оправдывать его ожидания. Он ждет, что мы ему поставим хорошую музыку – мы ему поставим хорошую музыку. Он хочет подумать над каким-нибудь каверзным вопросом в игре – и мы ему даем эти игры.

Вот про игры: сложно привлечь народ к интерактиву? Вам звонят какие-то люди в эфир… это вообще настоящие люди?

Настоящие, однозначно. Я сейчас вот как раз залезаю посмотреть, что у нас сегодня с SMS-ками происходит… (Копается в компьютере.) Очень интересная вещь – SMS-технологии. На конкурсах и розыгрышах они могут использоваться для заработка – это один из способов заработка для радиостанции, – но мы их используем чаще всего просто для общения, очень удобно. Ведь в чем беда звонка или мейла? Если бы я вам сейчас писал тот текст, который говорю, он бы получился очень коротким, я бы думал над каждым предложением, оно бы выглядело нормально с точки зрения грамматики; но при этом я бы умничал. А в SMS-ке – одно предложение. Тебе задали вопрос, попросили поделиться мнением. Если бы человеку дали возможность высказать его в эфире по телефону, это было бы очень-очень долго. Потом, в эфир утреннего шоу мы выводим - ну, 5 звонков. То есть, допустим, дозвонились 20, из них 15 невозможно было слушать, а 5 обработали и вывели в  эфир. А SMS-ок нам приходят сотни, из них можно выбрать самые яркие, но они все в любом случае достаточно короткие.

Вы говорите, что SMS – это не статья доходов вашей радиостанции. А что – статья?

Реклама.

И все? Наверняка же исполнители платят за то, чтобы их пустили на радио.

Нет. Я не берусь говорить за других игроков. Мне кажется, что в первой десятке станций деньги за эфир никто не берет. Могу вам сказать, что у нас это исключено. Сама процедура постановки песни в эфир делает это невозможным.

А какова процедура?

Слишком много людей слушает эту музыку и делится впечатлениями: нельзя сказать, что принести запись надо какому-то одному человеку. Вообще, хотя коррумпировано у нас все – и рекламный рынок, и музыкальный рынок, - я искренне верю, что топ-станции не берут деньги за эфир, равно как и я точно знаю, что станции второго, третьего, четвертого эшелона эти деньги берут и для них это действительно статья дохода. Аудитории там особой нету, или она неразборчива, рекламных доходов мало, и поэтому, если вам дали за песню 2-3 тысячи долларов, то для вас это деньги и вы это взяли. Доходы топ-станций измеряются миллионами, и они не будут ради такого рисковать своим эфиром. Так что этот вопрос решается легко: мы зарабатываем слишком много денег для того, чтобы рисковать ими, беря маленькие.

Кроме того, я вот очень люблю то, чем занимаюсь. Мне кажется, что надо относиться к собственному эфиру крайне наплевательски, чтобы ставить что-то за деньги, а потом слушать и думать: а, все равно, зато денег заработали.

А сколько живет формат? И есть ли у радио потолки – например, потолок рейтинга станции?

На российском рынке ни одна станция еще не имела больше 20% ежедневной аудитории – до 15% кто-то добирался, а больше нет. И сам рынок еще очень молодой: у нас нет ни одной станции, которая бы жила дольше 15 лет.

«Радио Свобода».

Это можно еще и «Радио Россия» вспомнить. Я говорю о современном коммерческом вещании. Пока рано делать такие выводы, но мне кажется, что цифра в 15-16 очков для радиостанции останется предельной. А срок продолжительности жизни… У формата жизненный цикл как таковой отсутствует. Хороший пример – «Европа Плюс». Она вышла на рынок одной из первых, долго существовала в ранге лидера, а после кризиса 1997-98 года, когда казалось, что станция закончилась, она опять, благодаря маркетинговым усилиям многолетним, стала номер один и обогнала «Русское Радио». Это другой продукт, но это тот же бренд. Формальная оболочка этого продукта – просто частота, которая бесконечна и не ограничена во времени. И на этой частоте есть лицензия, выданная на такое-то название радиостанции, под которым можно делать все что угодно. И каждый раз можно говорить, что это одна и та же станция, только она сильно изменилась. Но в целом, станция растет года 3, и после этого еще 2-3 года находится на пике; а после этого, если ее не удержать, она упадет.

Создавая новый формат, вы мыслите в терминах борьбы добра со злом, рока с попсой, или прибыли с убытками?

Добро со злом – точно не мое. А борьба рока и попсы – это условная вещь; борьба рока и попсы – это не борьба добра со злом, в какой-то момент это стало понятно на «Нашем Радио». Мы привыкли, что вот есть рок - и это бескомпромиссно и круто, а есть попса – и это дешево, и сопливо, и неискренне. А в поп-музыке появляется огромное количество интересных проектов. Большая часть творчества Мадонны – это поп-музыка чистой воды, и какой-нибудь Джеймс Блант – это тоже поп-проект. И в Росси есть вполне нормальные поп-проекты, или фолк-проекты, но не рок, ничего общего с роком не имеющие. Конечно, подавляющее большинство того, что порождает поп-индустрия, - гадкое, но в роке тоже в какой-то момент стали появляться вещи, которые смело можно назвать дешевыми и неискренними; или вещи, в которых за некоторой искренностью просматривается глупость или, скажем, блатняк. Мы все время считаем, что рок – это хорошо, а там тоже есть свои отбросы.

«Наше Радио», «Best Fm» и «Ultra» – три ниши, которые покрывают большое пространство эфира. Есть ощущение, что вы заняли все ниши, которые хотели?

Нет, конечно. У нас пока такая маленькая часть того, что мы хотели бы освоить…

А что вы бы хотели освоить?

А вот я не буду говорить этого. Но я вам хочу сказать, что даже в той области, в которой мы работаем – в области рока – все равно еще много чего можно cделать. Я не берусь сейчас называть форматы просто по той причине, что мы же работаем над этими концепциями. Но реально на этом рынке разработана только одна ниша: у нас хорошо представлена музыка, любимая в советское время – западная и наша; то, что звучит на развлекательных станциях первой десятки. Эти мелодии не играли лет 10-15, лет 5 назад стали играть, они вызвали огромный интерес – но, сами понимаете, там уже ничего нового не появится: Тото Кутуньо новых песен не напишет, и группа «Пламя» тоже. Поэтому вы еще послушаете это лет 5 и перестанете, и все эти радиостанции будут менять форматы. Вот это ниша, в которую мы бы играть не стали. А в остальном – безграничный простор.

«Наше Радио», как и вы лично, есть в Википедии.

Да? Я не знал.

И среди прочего там написано, что «Наше Радио» - одна из самых влиятельных радиостанций. Что такое, по-вашему, «влиятельная»?

В какой-то момент я понял это на примере «Ultra». Когда она закрылась, у ворот бизнес-центра стояли толпы народа, люди выходили на митинги, бросали сюда на территорию красные гвоздики, требовали менеджмент… До этого, конечно, были прецеденты, что что-нибудь закрывалось и устраивались митинги, но они были организованы людьми «изнутри», которые в результате лишились работы. А «Ultra» имела для людей большое значение, это было социальное явление. Мне кажется, дело в этом: насколько радиостанция становится для человека важной. Влияние не в том, что мы ставим эту песню - и она становится популярной. Это вопрос доверия, и его нельзя тратить; твоя аудитория верит, что все, что ты ставишь, - это хорошая музыка. А потом ты начинаешь ставить всякую лажу, и какое-то время люди продолжают тебе доверять: раз ты это ставишь, значит, это хорошая песня. Многие считают, что это влияние, а это – потеря доверия. Мне кажется, что в развлекательном радио влияние – это не способность убедить человека в чем-то, а способность сделать жизнь этого человека без тебя хуже, чем она была с тобой.

Последний вопрос будет метафизический.

Ух ты.

Что вы чувствуете, зная, что радиоволна остается во Вселенной навсегда? И то, что вы делаете, никуда не уходит?

Наверное, ответ «никогда об этом не задумывался и вряд ли еще когда-то об этом задумаюсь» вас не очень устроит? Но у меня к этому прямо противоположное отношение. Мне кажется, что радио живет один момент: когда оно звучит. Не будем себе льстить: потребность, которую радио удовлетворяет, ежесекундна: вот сейчас мы поставили хорошую песню – мы молодцы. После того, как человек выключил радио, на мой взгляд, продукт этот перестал существовать – до того момента, пока он снова его не включил. Радио дарит человеку радость, удовольствие, отвлекает от каких-то проблем, может, позволяет сопереживать, - в этом смысле оно обычный потребительский продукт. Этот продукт может быть как торт, может быть как колбаса, а может быть как хорошее вино; но все равно это продукт, его надо съесть и получить удовольствие.

См. также о РАДИО на "Прагматике культуры":

  • Алексей Венедиктов: "Если люди покупают "Эхо Москвы", то они должны знать, что покупают его вместе со мной".
  • Михаил Эйдельман: "Рифма должна образоваться не с эхом, а с жизнью Москвы!"
  • Сергей Иванов. Радионяня (Культура советской повседневности) 
  • Алексей Глазатов: «Европа Плюс» занимается развлечением в чистом виде»


читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).