будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Идлис Юлия

MilkyWay по-венгерски

Бенедек Флигоф (фото Н. Четвериковой)
Бенедек Флигоф (фото Н. Четвериковой)

Этот текст на самом деле не о фильме «Млечный путь», показанном в конкурсе первого Московского международном фестиваля авторского кино «Завтра». Этот текст – так, подразниться. Потому что, будучи москвичами и прочими россиянами, находящимися в плену у представлений прокатчиков о прокатном кино и организаций по борьбе с видеопиратством – о видеопиратстве, вы этого фильма, скорее всего, никогда не увидите.

«Млечный путь» снял венгерский режиссер Бенедек Флигоф – уже взошедшая и укоренившаяся на небосклоне звезда молодой венгерской кинематографии, обладатель более 15-ти фестивальных наград, в том числе и на Берлинале, один из самых известных тамошних режиссеров. Впрочем, что мы знаем о венгерском кино – мы, потребители дублированных фильмов, снятых на любом языке, если этот язык – английский.

Так вот, «Млечный путь» - не только снят на венгерском. Он снят по-венгерски и показан тоже. То есть те, кому удалось посмотреть его на одном из двух фестивальных показах, могут теперь хвастаться, что посмотрели недублированный венгерский фильм без субтитров и все поняли. А венгерский, чтоб вы знали, один из четырех самых сложных языков в мире.

Чтобы это заявление теперь поняли читатели данного текста, надо, пожалуй, рассказать содержание фильма. Он начинается с того, что в поле стоит палатка. Светает. Из палатки выходит молодая женщина – пописать в тишине. Писает, возвращается обратно. Поднимается ветер, палатка отрывается от земли и летит по полю. Под ней обнаруживается уже два человека, которые бросаются ее ловить. Дальше фильм продолжается тем, как в открытом бассейне с горячей водой под пристальными взорами садовых гномов сперва просто плавают, а потом и совокупляются два пожилых купальщика – старик и старуха. Потом еще есть сцена, в которой на проселочной дороге надувают яркий батут, и в нем исчезают старик с маленькой девочкой. И сцена, в которой по тропинке к дому идет старушка и вдруг умирает. И еще сцена, как ребенок с (видимо) отцом на склоне заросшего травой холма выгружают снеговика, прощаются с ним и уезжают.

Как вы, наверное, уже догадались, фильм этот снят без единого слова и состоит из одиннадцати таких коротких сцен, снятых одним планом, внешне никак между собой не связанных и происходящих непонятно где и когда. Вместе с тем зрителя не оставляет ощущение, что в «Млечном пути» рассказана захватывающая история жизни вообще, разной и одновременной, которая для стороннего наблюдателя ничуть не менее абсурдна, чем мысль о том, что 70-летние незнакомые друг с другом старики могут так запросто потрахаться в бассейне на открытом воздухе.

Фильм начинается с рассветом, а кончается после заката. Слабонервные могут придумать себе, что, мол, это один день, в котором в разных местах, например, Венгрии происходят все эти мелкие ничего не значащие события. Опытные в медитации люди могут всерьез поверить, что венгерский буддист (он и правда буддист) Флигоф снял фильм о медитации, фильм в стиле «эмбиент», как он обозначается в пресс-релизе, который нужно смотреть третьим глазом, по возможности крепко зажмурив два других. А просто зрители могут смотреть просто фильм, не заморачиваясь. Тем более что удивительным образом этот фильм, победитель конкурса «Кинематографисты современности» в Локарно-2007, использующий самый претенциозный кино-прием, который только можно придумать, - этот насквозь артхаусный и высоколобый фильм на самом деле очень прост и обаятелен.

Тем более что другие кино-опусы Флигофа вовсе не так концептуальны. Он известный режиссер-документалист, автор ярких короткометражек, а его полнометражный низкобюджетный дебют «Лес» в 2003 принес ему приз Берлинского кинофестиваля и имидж режиссера, способного загипнотизировать зрителя примерно любыми средствами.

На кинофестивале «Завтра» «Млечному пути» достался специальный приз жюри блоггеров, а профессиональное жюри никак не отметило этот фильм. Что тоже характерно: блоггеры – «тысячники» Живого Журнала tiomkin (Сергей Карамаев), vero4ka (Вера Полозкова) и drugoi (Рустем Адагамов), люди, профессионально не связанные с кино, фактически давали приз зрительских симпатий – своих. И они, как ни странно, оказались на стороне фильма, который в моем критическом пересказе выглядит как самый артхаусный выпендреж, какой только можно себе представить.

Так вот, смотреть фильм без музыки и без единого диалога, фильм, в котором мы чаще всего не видим лиц актеров и вообще не понимаем, кто все эти люди, фильм, в котором происходит непонятное, необъяснимое и незначительно, действительно интересно. Причем интересно на уровне простых зрительских инстинктов: всматриваться, хмыкать, думать, что же тут на самом деле произошло, куда можно деться на батуте, умерла или не умерла на детской площадке старушка, поймали или не поймали свою палатку незадачливые походники. И главное – что сказал мальчик снеговику перед тем, как уехать от него.

Этот вопрос, кстати, блоггер Сергей Карамаев, не выдержав задал после сеанса режиссеру. Флигов ухмыльнулся и ответил: «А ты уверен, что это не снеговик сказал девочке?» Тут не выдержала я и задала Флигофу еще вопросов про его фильм. И он ответил примерно то же самое. Смотрите сами:

- Что значит для вас приз жюри блоггеров? Он чем-то отличается от обычных фестивальных наград?

- Я счастлив, что получил его. Очень горжусь им, потому что, кажется, это первый приз блоггеров в истории кинофестивального движения.

- Как вы думаете, почему ваш фильм понравился именно блоггерам?

- «Нравиться» - такое сложное чувство, его нелегко определить. Они сказали, что «Млечный путь» - что-то такое, чего они никогда не видели. И это очень независимое кино, хотя и сделанное в очень высоком качестве. Это тоже не слишком распространенное сочетание.

- А сами вы блоггер?

- Формально нет, но мой блог – это мои фильмы.

- Ваш фильм снят в стиле «эмбиент», так написано в пресс-релизе. Что такое кино-эмбиент? Что за истории можно рассказывать в таком виде?

- «Эмбиент» - это просто ярлык для людей. Потому что, сталкиваясь с чем-то уникальным, люди чаще всего нуждаются в ярлыках. Безымянные вещи пугают. Я серьезно, потому что «Млечный путь» - это такой артхаусный хардкор, а ярлык «эмбиент» помогает подготовить аудиторию к тому, что случится на экране. Музыка в стиле «эмбиент» меньше, чем нормальная музыка, но, с другой стороны, и больше, чем нормальная музыка. «Млечный путь» такой же: меньше и больше, чем фильм.

- Сколько стоили съемки? Легко ли найти денег под такой специфический проект?

- Все сделал мой венгерский продюсер. Я не знаю всех деталей, но у него все получилось очень быстро. Я придумал этот фильм 11 месяцев назад, и вот мы уже здесь, в конкурсной программе. Венгерский кинофонд оказался очень гибким и оказал нам большую поддержку. Мы сделали кучу фотографий и зарисовок, а сценария не было. Это было необычно, но всем понравилось. И в любом случае «Млечный путь» - малобюджетное кино.

- В том, как вы рассказываете много маленьких не связанных друг с другом историй, чувствуется влияние шведского режиссера Роя Андрессона («Песни со второго этажа», «Ты, живущий»). Он для вас важен? Какие у вас вообще есть «идолы» в кино?

- Если вы посмотрите мои ранние фильмы, то увидите, что я просто без ума от этих маленьких бессвязных историй. Не знаю, почему. Возможно, потому что эти мини-истории помогают мне показать вам разные стороны вашей же собственной интерпретации происходящего. Я не верю в реальность, но верю в епифанию разных интерпретаций. Что же касается идолов, то я очень уважаю Роя Андерссона за то, что он создает собственную вселенную, и за его мудрое чувство юмора. И еще я очень люблю фильмы братьев Дарденн.   

- Что за аудитория у вашего фильма? Это «фестивальное кино», или вы бы хотели добиться того, чтобы «Млечный путь» шел в широком прокате?

- По собственному опыту: люди, которые знают, что такое медитация, открыты для этого фильма, а остальные – нет. Я не Гуру. Я не могу пробудить людей, настроить их на духовный путь. Но тем, кто уже пробудился, я могу что-то дать. Этот фильм невозможно показывать в широком прокате, потому что у него нет такой аудитории. Но я не думаю, что в этом есть какая-то проблема. Это наш мир.

- Какова будет прокатная судьба фильма?

- Мы будем показывать его на выставках, в кино, а скоро выпустим на DVD.

-  Кто играет в вашем фильме? Мы даже не всегда видим лица этих людей. Это профессиональные актеры?

- Это участники процессий и мои друзья. Кроме старушки, которая умирает на детской площадке: это известная венгерская актриса.

- Что вы будете снимать дальше? Еще один фильм в стиле «эмбиент», или какую-нибудь реальную историю?

- Это будет кое-что совсем другое. Фильм называется «Матка» (“Womb”), и это такой европейский салат: совместное производство Венгрии, Германии, Англии и т.д. «Матка» - своего рода нормальное кино, с диалогами, крупными планами и сюжетом. Это мрачная история любви двух людей, которые не могут отпустить друг друга, даже когда один из них уходит в мир иной…

Обсудить статью

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).