будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Культура
Левкин Андрей

Миссия выполнена

Миссия выполнена
levkin_andrej_big

Умер патриарх Алексий II. Говорить о трагичности момента все же не следует: имея в виду не только его возраст, но и то, что для верующих смерть – это несколько иное, чем для светских комментаторов. Здесь речь пойдет не о самом Патриархе, не о том, что его  смерть значит для Церкви как институции. Но о том, что она может изменить в обществе.

Общество в стороне не останется хотя бы потому, что Церковь – единственная российская структура, которая в последние двадцать лет только укреплялась. Не в смысл нарастающего желания доминировать в тех или иных областях жизни общества и государства  (инициативы отдельных граждан и групп в расчет не берем), но именно как структура. Возвращение Церкви началось еще в 1988 году, со времени празднования 1000-летия крещения Руси, и дело не свелось к возвращению в обиход церковных праздников или внешней атрибутики. И даже не восстановление церквей главное, но восстановление авторитета Церкви в обществе – если уж торжественно. Миссия выполнена. Двадцать лет назад такой вариант совершенно не был  очевиднен.

За эти двадцать лет возникали и уходили в ничтожество разные властные и околовластные группы. У них времени было лет десять, не больше. Никто из них так и не смог приспособить Церковь под свои нужды. Но, если набрана такая инерция развития, то она может и помочь перенести смену лидера, и произвести конфликт внутри себя.

Да и в сумме, у какой российской институции более долгая история, чем у Церкви? Это не о том, что она в России – всему голова. Но если институция существует тысячу лет, то никто даже приблизительно не скажет, в какой мере сознание российских людей связано с этой частью жизни. Это даже не о постоянных прихожанах, – влияние базовых культурных элементов присутствует и в мирском обиходе. И это не на тему духовной или культурной основы России, но о том, что изменения, которые будут (или нет) происходить теперь с Церковью, отклик получат.

Почти двадцать лет Алексий II управлял этим процессом, замыкая все его линии на себя. Во всяком случае, так это выглядит со стороны. Никаких особенных "утечек" и "вбросов"  на тему группировок и их битв не было. Да, иногда они возникали, но – по ощущению – составляли очевидный мизер, относительно общей стабильности Церкви. Не о том речь, что Алексий II железной рукой всем этим управлял, но он явно был именно тем человеком и иерархом, который мог обеспечить компромисс различных взглядов. Преемнику будет сложнее: у него нет истории с переводом Церкви из советского ничтожества в ее нынешнее положение.

Консенсус может нарушиться. Церковь ищет способы расширить свое место в обществе. Но с одной стороны есть социальная доктрина, предполагающая осторожность такого движения, с другой - вся эта попса с освящением всего подряд, не говоря уже о битвах против всего того, что почему-либо оскорбляет чувства отдельных верующих, куда бы они ни пришли. Впрочем, сам факт того, что далее эксцессов небольших групп дело не идет, сообщает, что в Церкви есть понимание, кто чем занят и за что по жизни отвечает.

Но вот, история с теми же православными дружинами, снова сообщает, что в выборе форм сближения с обществом наблюдается некоторое непонимание сути этого сближения. Во всяком случае, смысл данного проекта не был заявлен внятно, а то, что его инициатором выступил глава ОВС МП РПЦ протоиерей Чаплин, явно сообщает, что экстравагантные варианты выхода в свет будут сочиняться и дальше. Вот только выглядит это так, будто у Церкви закончились свои дела, и эту недостачу надо покрыть наращиванием общественной работы в любых формах.

К слову, цена вопроса тут и вполне материальная. Церковь была единственным субъектом России, который добился реституции. Управление церковным имуществом - совершенно нетривиальная задача, учитывая, скажем, еще и воссоединение с Зарубежной Церковью. Так что рисков нарушения баланса довольно много. О них говорится не затем, чтобы непременно нагнать ужасов - в конце концов, Церковь настолько привыкла держать свои проблемы в себе, что публичное обсуждение отношений и различных амбиций вряд ли состоится.

И, разумеется, перемены не всегда к худшему. Есть и такая тема как соответствие деятельности Церкви сознанию нынешних людей. Это не о переводе служб на разговорный русский, и, тем более, не об экуменизме. Но запрос на перемены здесь явно существует.

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).