Ирвинг Д. Мир глазами Гарпа: Роман / Пер. с англ. И. Тогоевой. – М.: Иностранка, 2003 – 751 с.
Джона Ирвинга не случайно сравнивают с Диккенсом; он – именно то, что сейчас называется “известный писатель”. Роман у него большой и серьезный, и написан он как положено, а вовсе не так, как теперь принято писать романы. Каждый из персонажей, населяющих книгу, придуман на совесть и ведет себя, как живой, и все без исключения герои доживут свою жизнь до конца, даже если конец наступит быстро.
Люди, лишенные конечностей, и люди неопределенного пола, медведи, автокатастрофы, жизнь с писателем, и, наконец, ненаписанные этим писателем романы, пересказанные внутри других романов – вот фирменные элементы прозы Джона Ирвинга, при многократном повторении вызывающие несколько нервную реакцию у рецензентов (по поводу очередного романа Ирвинга “Нью-Йорк Таймс” однажды написала примерно следующее: здесь нет ни одного медведя, и это, несомненно, для Ирвинга признак крупного творческого роста). Но рецензенты – рецензентами, а читатель, если до “Мира по Гарпу” Ирвинга не читал, удовольствие определено получит, причем продолжительное. Чтобы прочесть 750-страничный “Мир по Гарпу” (The World According to Garp), название которого почему-то переведено у нас как “Мир глазами Гарпа”, уж пара дней-то потребуется.
Гарп был зачат в реанимационной палате - медсестрой, недавно изрезавшей скальпелем сексуально озабоченного солдата, и воздушным стрелком с поврежденным мозгом. Гарп вырос и стал писателем. Чуть раньше стала писательницей его мать – в книгах Ирвинга почти все становятся писателями. Затем Гарп женился. Будучи спортсменом, он догоняет авто, которые превысили скорость около его дома, и устраивает нарушителям моральный террор. Будучи писателем, сидит дома с детьми и пишет книги, а также готовит еду и уделяет массу внимания жене-профессорше. “Мне бы такого мужа – маленького мускулистого трахальщика, который любит готовить!” - восклицает одна из героинь романа, выражая, между прочим, чаяния миллионов женщин. Ирвинг бывает смешным. Но взгляд Гарпа на мир сводится к тому, что Гарп относится ко всему очень серьезно.
Гарп платит за это свое отношение к миру нечеловеческую цену – но мораль книжки в том, что эту цену платят все. “То, что происходит с другими, произойдет и с тобой”, – предлагал написать на стене огненными буквами Оскар Уайльд. Каждый человек когда-нибудь совершит подлость, сделает глупость, почувствует близость весны и так далее, каждый заболеет и умрет, – я думаю, примерно это имел в виду Уайльд. Исходя из примерно тех же соображений, Ирвинг утверждает, что при всех очевидных слабостях позиции Гарпа никак по другому к миру все равно относиться нельзя. Только Ирвинга считают “респектабельным мейнстримом” – вот из-за таких моральных парадоксов, над которыми не особенно интересно размышлять, – а Диккенса почему-то не считают.