Сюжет нового фильма Ларисы Садиловой прост до будничности и страшен до безумия.
Бывшая учительница биологии провинциалка Галя (Марина Зубанова) нанимается няней в загородный дом "новых средних" и превращает их жизнь в ад. Дочке молодых супругов, она рассказывает страшные истории, ее маме звонит по мобильнику и молчит в трубку, имитируя любовницу мужа, с которым, в свою очередь, спит и потом шантажирует его своей беременностью. Пакостит она даже безобидным узбекам-строителеям, которые работают на участке. Няня вредит творчески, вдохновенно, но в то же время как-то очень естественно, незамысловато и по-народному просто. Да и сама она выглядит просто, как десятки тысяч одиноких провинциальных женщин: серое, незапоминающееся лицо, скромная, чуть виноватая улыбка, рыхлое тело. Одна из многих. Но от этой "обыкновенности" и становится особенно страшно.
Впрочем, страшно еще и потому, что сама коллизия, скажем мягко, нетрадиционна для русской культуры. Мы привыкли, что няни, дядьки, дворовые являют собой образец преданности, бескорыстного служения хозяину и высоких нравственных принципов. Еремеевна в "Недоросле", Савельич в "Капитанской дочке", Захар в "Обломове", Наталья Саввишна в "Детстве" Толстого... Примеров тьма, и слово "няня" в русском языке как будто синонимично Арине Родионовне. Но в условиях новой русской жизни модель "прислуга - хозяин" стала работать иначе.
Фильм Ларисы Садиловой удивительно точно передает тот слом социальных отношений, свидетелями и участниками которого все мы являемся. Одни бывшие советские люди разбогатели и строят дом, другие - вконец обнищали и подались в прислугу. Важно, что семья, куда нанимается няня, не безумно богата, супруги Вера (Виктория Исакова) и Андрей (Алексей Макаров) - типичные новые средние, с понятной бизнес историей. Не очень роскошный загородный дом, добротная иномарка, лица азиатской национальности на участке. Режиссеру удалось почти невозможное: действие происходит "здесь" и "сейчас", но при этом зрителя не покидает ощущение некоторой временной дистанции, которая просто необходима для описания общественных процессов. Каждая деталь типична и до боли знакома. Милиция, направленная няней, ночью врывается в дом, хозяин хамит и спокойно предлагает деньги, милиция хамит в ответ, денег не берет (задача была поставлена по-другому) и увозит несчастных строителей, у которых давно просрочена регистрация. Всем все понятно, и никто ничего не может изменить. Общество разложилось. На многие социальные и национальные группы. Разложилась и семья. Жена занята своей карьерой, муж - любовницами, а дочка - няней, которой совсем несложно в подобных условиях рушить чужой семейный очаг. Она творит зло из зависти, из социальной ненависти, из-за чувства одиночества. Но в какой-то момент все объяснения отходят на второй план, потому что вместо несчастной, забитой и одинокой женщины мы вдруг видим ведьму из фильма ужасов.
"Требуется няня" поначалу воспринимается как мелодрама или остросоциальное кино на злободневную тему. И внезапно оборачивается чуть ли не психологическим триллером.
Кадр из фильма "Требуется няня" с сайта группы компаний GP
См. также