Назвать режиссера Киру Муратову фигурой одиозной – значит не сказать о ней ничего, назвать ее картины спорными – еще раз повторить общее место. По отношению к Муратовой и ее фильмам, пожалуй, больше чем к кому бы то ни было уместно выражение «дело вкуса»: вы либо полюбили либо невзлюбили муратовскую эстетику, причем раз и навсегда. Но если у зрителей отношение к фильмам Муратовой обычно не меняется, сама Кира Георгиевна изменяется постоянно, изменяется язык ее фильмов, стилистика, манера – всегда оригинальная и всегда разная. Муратову советского периода помнят по лиричному фильму «Короткие встречи», Муратову перестроечную – по жесткому и непримиримому «Астеническому синдрому», Муратова 90-х – это, в первую очередь, «Три истории» и «Чеховские мотивы».
Спорить о любви или нелюбви к ее странным, сюрреалистичным и в то же время гиперреалистичным фильмам можно бесконечно. Кому-то дано понимать муратовскую иронию, а кто-то во век не оценит этого своеобразного юмора. Ее фильмы можно воспринимать всерьез, с головой уходить в дебри постмодернизма и выстраивать целые философские системы из символов и подтекстов, а можно смотреть их через призму иронии, рискуя окончательно разойтись с автором в отношении к происходящему на экране. Муратовское кино – это всегда загадка. Как, впрочем, и любое действительно авторское кино.
Однако все это имеет непосредственное отношение к Муратовой вообще и достаточно опосредованное к ее последней картине «Настройщик». Дело в том, что новый фильм режиссера – это почти что (насколько это вообще возможно, когда речь идет о принципиальной Кире Георгиевне) коммерческое кино, во всяком случае, жанровое уж точно. «Настройщик» – иногда по-настоящему смешное, а иногда не по «арт-хаусному» напряженное кино об аферистах (Георгий Делиев и Рената Литвинова), обводящих вокруг пальца двух чрезвычайно доверчивых женщин (Алла Демидова и Нина Русланова). Насколько кино Муратовой может быть коммерческим? "Настройщик", кажется, вполне очевидно демонстрирует, что может. Было бы желание. Но такого желания у Муратовой все-таки нет, поэтому в своей новой картине она умудряется при полудетективной интриге и вполне себе закрученном сюжете сохранить уникальный почерк, способный даже экранизацию произведений Дарьи Донцовой превратить в интеллектуальное кино. По-своему правы будут те желающие поглядеть в кино комедию об аферистах, которых отпугнет фамилия режиссера в титрах. При всей кажущейся легкости и строгой жанровой принадлежности, «Настройщик» для ценителей коммерческого кино – пирожок ни с чем.
На первый взгляд, такое положение вещей не должно было бы радовать продюсера картины Сергея Члиянца. Однако сомневаюсь, что если бы создатель «Бумера» захотел спродюсировать кассовую картину, он бы обратился к режиссеру Муратовой. «Настройщик», конечно же, кино фестивальное, хотя на первый взгляд для фестивалей чересчур простое. Муратова как всегда загадала нам непростую задачку: в ее картине нет сформулированного философского посыла (моралите вроде «обманывать – нехорошо», не в счет), но нет и непременной жанровой поверхностности. «Настройщик» – это воплощенный знак вопроса, а еще лучше многоточие. Муратова снова изменилась и при этом как никогда похожа на саму себя. Своей изменчивостью.