будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Культура
Смолина Елена

Муратова в скрипичном ключе

Муратова в скрипичном ключе
blur

Назвать режиссера Киру Муратову фигурой одиозной – значит не сказать о ней ничего, назвать ее картины спорными – еще раз повторить общее место. По отношению к Муратовой и ее фильмам, пожалуй, больше чем к кому бы то ни было уместно выражение «дело вкуса»: вы либо полюбили либо невзлюбили муратовскую эстетику, причем раз и навсегда. Но если у зрителей отношение к фильмам Муратовой обычно не меняется, сама Кира Георгиевна изменяется постоянно, изменяется язык ее фильмов, стилистика, манера – всегда оригинальная и всегда разная. Муратову советского периода помнят по лиричному фильму «Короткие встречи», Муратову перестроечную – по жесткому и непримиримому «Астеническому синдрому», Муратова 90-х – это, в первую очередь, «Три истории» и «Чеховские мотивы».
Спорить о любви или нелюбви к ее странным, сюрреалистичным и в то же время гиперреалистичным фильмам можно бесконечно. Кому-то дано понимать муратовскую иронию, а кто-то во век не оценит этого своеобразного юмора. Ее фильмы можно воспринимать всерьез, с головой уходить в дебри постмодернизма и выстраивать целые философские системы из символов и подтекстов, а можно смотреть их через призму иронии, рискуя окончательно разойтись с автором в отношении к происходящему на экране. Муратовское кино – это всегда загадка. Как, впрочем, и любое действительно авторское кино.

Однако все это имеет непосредственное отношение к Муратовой вообще и достаточно опосредованное к ее последней картине «Настройщик». Дело в том, что новый фильм режиссера – это почти что (насколько это вообще возможно, когда речь идет о принципиальной Кире Георгиевне) коммерческое кино, во всяком случае, жанровое уж точно. «Настройщик» – иногда по-настоящему смешное, а иногда не по «арт-хаусному» напряженное кино об аферистах (Георгий Делиев и Рената Литвинова), обводящих вокруг пальца двух чрезвычайно доверчивых женщин (Алла Демидова и Нина Русланова). Насколько кино Муратовой может быть коммерческим? "Настройщик", кажется, вполне очевидно демонстрирует, что может. Было бы желание. Но такого желания у Муратовой все-таки нет, поэтому в своей новой картине она умудряется при полудетективной интриге и вполне себе закрученном сюжете сохранить уникальный почерк, способный даже экранизацию произведений Дарьи Донцовой превратить в интеллектуальное кино. По-своему правы будут те желающие поглядеть в кино комедию об аферистах, которых отпугнет фамилия режиссера в титрах. При всей кажущейся легкости и строгой жанровой принадлежности, «Настройщик» для ценителей коммерческого кино – пирожок ни с чем.

На первый взгляд, такое положение вещей не должно было бы радовать продюсера картины Сергея Члиянца. Однако сомневаюсь, что если бы создатель «Бумера» захотел спродюсировать кассовую картину, он бы обратился к режиссеру Муратовой. «Настройщик», конечно же, кино фестивальное, хотя на первый взгляд для фестивалей чересчур простое. Муратова как всегда загадала нам непростую задачку: в ее картине нет сформулированного философского посыла (моралите вроде «обманывать – нехорошо», не в счет), но нет и непременной жанровой поверхностности. «Настройщик» – это воплощенный знак вопроса, а еще лучше многоточие. Муратова снова изменилась и при этом как никогда похожа на саму себя. Своей изменчивостью.

Смолина Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).