будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура

Музеи и интернет

Музеи и интернет
yamshikov_1
Иван Ямщиков.

«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на круглом столе, посвященном обсуждению будущего музея в цифровую эпоху. Круглый стол проводился совместно с Благотворительным фондом В. Потанина. Сегодня мы приводим выступление аналитика «Яндекса» Ивана Ямщикова.


Я полностью соглашусь с Натальей Толстой в том смысле, что люди приходят в музей за эмоциональными впечатлениями. И первая мысль, которая мне пришла в голову, когда я столкнулся с вопросом цифровых технологий в музее, мне вспомнился Еврейский музей города Берлина. Если вы не были — обязательно посетите. Это такое место! В Берлине можно на Александерплац не ходить, а в Еврейский музей сходить нужно, в плане эмоциональных впечатлений, потому что это совершенно уникальное здание, там все работает на создание эмоционального впечатления. В частности, там есть первая экспозиция: это линии дофашистской Германии, линия ранних годов Гитлера, линия тех, кто не уехал в годы фашизма, и она заканчивается дверью, которая называется Освенцим, за которой находится огромное темное холодное пространство, и там маленькая полосочка света наверху. Оно очень большое, очень мощное. В этом смысле, мне кажется, это эталон музея как эмоционального опыта.

От музея в плане цифровых технологий я жду еще и утилитарности. Технологии могут создавать новый опыт, технологии могут популяризовывать и пр. Это понятно. Но главное — они могут сделать музей удобней в миллионы раз. Есть такое ощущение, что все уже подготовлено в плане технологий. Надо просто взять и сделать. При этом, как ни удивительно, никто из музеев не взял и не сделал пока. Первая мысль по поводу экскурсоводов — я хочу голосовать «за» экскурсоводов. Я хочу иметь возможность видеть qr-код на экскурсоводе и фотографировать его, если мне экскурсовод понравился. Я хочу иметь возможность фотографировать экспонаты в музеях, я не понимаю, почему нельзя фотографировать в 90% музеев. Для меня это за гранью добра и зла.

Я хочу также иметь возможность, придя на сайт, во-первых, посмотреть экспозицию. Например, есть такая проблема: у многих музеев на сайте написано, что картина есть, а реально она на реставрации или где-нибудь, потому что оказалось, что здесь сейчас временная выставка. Так вот, я хочу выйти на сайт, сказать: я хочу сюда и сюда, проложи мне маршрут, чтобы я уложился в 2 часа. Этого пока нет нигде. Покажи мне, что по дороге посмотреть! Если одна экспозиция в одном крыле, а другая в другом, я все равно пойду как-то через музей. Дай мне сразу же на сайте скачать mp3 аудиогид. Я даже готов тебе 2-3 доллара отдать за это, пожалуйста. Но у меня сразу же будет в плеере аудиогид, я его включу, пройду и что мне надо, сфотографирую, и еще и сразу напишу в соцсеть: ребят, вот такую картину увидел! Приходите и посмотрите. Это функциональность, очень важная история. Цифровые технологии уже все для этого сделали. Если посмотреть на сайты современных музеев, в лучшем случае это 2D-картинка, как правило, с не очень хорошим разрешением, с тем самым описанием: ширина, высота, год. Мне не очень интересно читать ширину, высоту и год, но я знаю, что есть такой сайт, как Wikipedia.org, он весь создан пользователями, на добровольных началах, и его бывает очень интересно читать. И я уверен, что найдется человек, у которого есть iPhone или «Андроид», его зацепит, и он так, как в Википедии, соберёт информацию о картине, и она через приложение окажется на сайте музея.

Другая вещь связана с тем, что по долгу службы я что-то знаю про российский интернет. Несколько раз поднималась тема, что есть люди, которые уже в интернете, и люди, которые в интернете скоро будут. Есть еще одна категория людей — люди, которые принципиально не хотят входить в это пространство, их довольно много, тех, которые не принимают эту технологию ни в каком виде. Они, в этом смысле, самая проблемная аудитория, потому что они — как любые богоборцы и борцы с чем бы то ни было — против. Если человек говорит мне нет, у этого человека нет «ВКонтакте», или вообще нет в интернете. Это очень просто проверить, потому что есть два общества, и они поляризованы. В первом обществе нет ценности того, что называется privacy, и нет ценности того, что называется авторские права, потому что авторские права устроены совсем по-другому в интернете. Там есть понятие какой-то кармы, харизмы, и это ценится. Группа «Radiohead » выкладывает свой альбом в интернет, и говорит: скачивайте и давайте денег, сколько хотите. И при этом зарабатывают в 9 раз больше, чем если бы сделали это при помощи лейбла. интернет так работает. А вариант «не фотографируйте, это мое» — это принципиально оффлайновая история.

В этом году Россия стала самой интернетизированной державой в Европе в смысле количества пользователей. При этом в Германии, которая до этого была стабильным лидером в Европе, уровень проникновения в интернет — 88%, это среди работоспособного населения. Надо понимать, что 12% даже в Германии людей в здравом уме и твердой памяти интернетом не пользуются. Есть определенный уровень людей, которые не придут. Но они и в музей не придут, поэтому можно быть совершенно спокойными.

Я могу рассказать, как очень быстро и хорошо оцифровать музей. Интернет — это такая штука, у которой аллергия от слов тезаурус, комиссия, ТЗ. Вы уберите это и делайте так: вот приложение — приди, сфотографируй экспонат, напиши описание экспоната, выложи в социальную сеть. А друзья пусть лайкают твое описание. А потом представители музея выберут те экспонаты, про которые больше всего людей сказали, что это круто, и которые описаны нормально. Это уже экспертами просматривается из этого приложения. Уверяю вас, в Москве и в Петербурге за год любой музей можно так оцифровать.

Есть прекрасный американский фильм «Трасса 60». Там есть отличная история, которая хорошо характеризует музейное дело, без обид. Эпизод такой: это такой классический роуд-муви, они едут по несуществующей трассе, заезжают в несуществующие города, и по дороге останавливаются в Музее поддельного искусства. Штука музея в том, что сначала людям демонстрируют какие-то картины, говорят: это вот подделка Ван Гога, это подделка Брегеля, это подделка кого-то еще. Потом заводят в мастерскую, там стоит мальчик, что-нибудь рисует, это человек, который эти подделки делает, вы можете купить эти картины недорого, долларов за 20. Парень ремесленник, что поделать. Все говорят: 20 долларов за эту ерунду. Штука в том, что и картины в первом зале, и картины во втором зале — это одни и те же картины, да они еще и оригиналы, а подделки, собственно, хранятся в музеях. Мне кажется, что в этом смысле не нужно бояться оцифровки музейного контента. 99,9% людей, ходящих в музеи, будут в них ходить все равно, а если контент появится в интернете, может быть, еще кто-то придет.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).