«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный проблемам развития Москвы как мировой культурной столицы начинает исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Наталья Самойленко.
Мне проще высказываться относительно музейной сферы в Москве, однако, я не музейный работник, а продвинутый музейный пользователь. И, собственно говоря, мне хотелось бы, чтобы в музейной сфере Москва была городом, сравнимым с Лондоном. Лондон я не случайно вспомнила, потому что мы достаточно детально знакомы с музейной сферой Великобритании, так как в рамках нашего музейного конкурса у нас есть возможность отправлять туда на стажировки людей, реализовавших лучшие музейные проекты, и мы все время сравниваем музейную сферу Великобритании и России. Поэтому я хочу сказать несколько слов о дефицитах - чего не хватает в Москве для того, чтобы она была таким же прекрасным музейным городом, как Лондон. Не хватает, в первую очередь, не памятников (памятники в Москве тоже есть, их много, их надо просто правильно подавать), не хватает, собственно, того, как существуют сервисы в музеях, начиная от музейных туалетов, музейных кафе и прочих. Уровень этих сервисов должен быть на уровне цивилизованного общества.
Затем, мне кажется, очень важно, чтобы Москва использовала давно известные приемы, которые позволяют людям - и живущим в этом городе, и, особенно, приезжающим в Москву - максимально просто попадать в те места, которые им интересны. Это вопрос и транспорта, и таких простых вещей, как единые музейные билеты. В Москве даже один большой музей, такой, как Третьяковская галерея, не имеет билета, который бы давал возможность посетить разные территории в музее. Поэтому, мне кажется, для Москвы очень актуально начать использовать приемы приведения музейной сферы к мировым стандартам. Потому что есть города, где музейная сфера достаточно архаична и неудобна, но там есть много памятников, к которым все равно придут. Москва все-таки находится в другой зоне, более близкой к тем городам, в которых надо привлекать зрителей в музеи и превращать музеи в реальные живые культурные центры для жителей города и для всех приезжающих.
Великобритания является неким образцом, еще и потому что там есть государственная политика в области культуры. Она скорее не прописанная (мы задавали вопросы чиновникам), и связана с тем уровнем образования, который имеют люди, пришедшие в сферу культуры и государственного управления. Важный момент, что все государственные музеи Великобритании бесплатны для всех. Это существенно влияет на национальную идентичность, в которой музеи воспринимаются не просто как какое-то непонятное учреждение, а как место, воспитывающее уважение и любовь к своей собственной культуре. Стоит отметить, что в этих же музеях могут проходить очень дорогие выставки, за билеты на которые надо платить. Мы внимательно изучали систему финансирования музеев в Великобритании и выяснили, что они финансируются из разных источников, в том числе сами зарабатывают деньги. Есть ряд негосударственных музеев, которые заточены на то, чтобы зарабатывать деньги, но и государственные, и негосударственные музеи получают солидную грантовую поддержку, в то время, как в нашей стране этот механизм никак не задействован. Еще один способ финансирования, который приносит самые серьезные вливания в музейную сферу – лотереи. Культурные лотереи – это та возможность, которая дает музеям делать новые экспозиции, осуществлять новые программы, подниматься на следующий уровень. Получение грантов напрямую связано с тем, насколько активно и интересно работает музей, и даже если он бесплатный, финансирование зависит от того, насколько много посетителей в этот музей приходит. Причем в настоящее время посетителем музея является не только посетитель реальный, но и посетитель виртуальный. Поэтому развитие Интернет-ресурсов создает много дополнительных возможностей привлечения публики.
Часто вопросы, связанные с выбором способа финансирования приводят к ситуации, отталкивающей посетителей от музея. Приведу не московский пример. У меня был совершенный шок от посещения прекрасной художественной галереи в городе Тюмени. Она располагается в пятиэтажном здании на пяти этажах. Билеты продаются на каждый этаж отдельно. Естественно, люди дальше первого этажа не поднимаются вообще. И когда я захотела приобрести билет в музей, чтобы посмотреть его полностью, на меня смотрели как на сумасшедшую. На вопрос директору музея, зачем вы это делаете, он ответил, что бухгалтерия считает, что так зарабатывается больше денег. На самом деле, цена билета может дать краткосрочный выигрыш, но в целом не решает проблем с финансированием.
Необходимо осуществлять планирование в долгосрочной перспективе.
На уровне нашего города, в первую очередь, необходимо решить простой вопрос, связанный со временем работы музеев, потому что сейчас продвинутый пользователь лишен возможности посетить музей, кроме выходных дней. Сейчас несколько музеев работает до 8 вечера один день в неделю, и хорошо бы появился этот день с поздними посещениями для большего количества музеев. На мой взгляд, проект «Ночь музеев» является сверхпопулярным во многом благодаря тому, что дает возможность для работающей и достаточно активной публики, наконец, поучаствовать в таком роде мероприятий и попасть в музей, в который в иное время попадаешь с трудом. Поэтому, город может и должен регулировать время работы музеев, находить возможности для введения бесплатного прохода для детей и привлекать те категории граждан, которые являются потенциальными постоянными посетителям музея.
И, наконец, история, связанная с туристами. Почему опять же так приятно в Лондоне? Потому что, если музей бесплатный, то он бесплатный для всех: и для своих, и для чужих. А у нас до сих пор есть удивительная ценовая политика, от которой все туристы до сих пор приходят в ступор, потому что цены на билеты для граждан и не граждан РФ очень сильно различаются. Зачем это делается – совершенно непонятно.