будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Сакоян Анна

Музыкальная канализация

Вмосковском клубе «Билингва» прошел круглый стол «Некоммерческая музыка:призвание и профессия». В нем участвовали различные представители музыкальнойсреды (преимущественно джазовой) – как российские, так и зарубежные. Он былорганизован в рамках фестиваля МузЭнергопри поддержке «Полит.ру».

Какследует из названия мероприятия, первоначальный замысел состоял в том, чтобыопределить общественный статус «некоммерческой музыки», а также обсудитьвозможные схемы ее развития и существования («Как выжить, профессиональнозанимаясь некоммерческим искусством?»). Присутствие зарубежных гостейпредполагало, что у беседы будет сравнительный аспект: они поделятся своимопытом (с учетом того, что на Западе некоммерческим музыкантам выживать проще,чем в России), а мы посмотрим, нельзя ли у них этот опыт позаимствовать иприменить в наших условиях.

Международныйаспект мероприятия выявил высокую степень культурного взаимонепонимания. Востальном обсуждение можно охарактеризовать как описательное: участникиделились своими наблюдениями и формулировали актуальные в нынешней ситуациивопросы. Попытки ответить на эти вопросы приводили к новым рассказам об опыте, аэто, в свою очередь, вело к новым вопросам.

Межкультурноенедоразумение выразилось в постановке вопроса. Принимающая сторона хотелаговорить именно о (не)коммерческой стороне дела, то есть о возможных ресурсахдля существования той музыки, которая по тем или иным причинам не выходит намассовый рынок. Гости не понимали такую постановку вопроса: зачем вообщеразделять музыку на коммерческую и некоммерческую? «Если говорить о музыке,надо определять искусство. Искусство — это когда человек выражает человеческое.Рассуждать о различиях коммерческой и некоммерческой музыки — это оченьограниченный подход. Я думаю, что получение прибыли от музыки – это не хорошо ине плохо. Музыка – это то, что музыкант делает из звуков», – сказал пианистЙохан Буркенез (Johann Bourquenez) из швейцарской группы Plaistow. Навопрос о том, как он всё-таки выживает, он лаконично ответил, что на концертахмного не заработаешь, но на жизнь хватает, а свобода творчества как следствиенезависимости от рынка для него важнее всего.

Нажизнь хватало и другому участнику дискуссии – Роману Столяру, музыканту,композитору и педагогу из Новосибирска. Но всё-таки, как отмечали российскиепредставители, деньги нужны не только на выживание, но и на то, чтобыорганизовывать концерты и покупать оборудование, а также обеспечивать минимальнуюрекламу, дабы общественность вообще узнала о существовании тех или иныхмузыкантов. Кроме того, по словам Романа, некоммерческая музыка на Западе«институализирована»: существуют фонды, которые дают музыкантам гранты; внекоторых странах (например, скандинавских) такие некоммерческие проектыфинансируются государством. Иногда российские музыканты обращаются заподдержкой к зарубежным фондам и в ряде случаев ее получают, а в России такоговообще нет, – с сожалением заключил он.

КРоману присоединился Юрий Льноградский, продюссер МузЭнерго, член международнойассоциации джазовых журналистов. Он рассказал, что зарубежных музыкантовпригласить в Москву проще, чем российских из, скажем, Новосибирска, потому чтоза перелет зарубежных музыкантов заплатит какой-нибудь фонд, существующий насредства налогоплательщиков, а за новосибирских никто не заплатит.

Такимобразом, сформулировав проблему принимающей стороны, передали слово другомугостю – Марку Эхэа из испанской группы Kaulakau.«Для меня нет различия между коммерческой и некоммерческой музыкой», – началон. Затем он красноречиво рассказал о музыкальной карьере Джона Кейджа, которыйв начале своего творческого пути едва не побирался, а теперь его все знают.«Важна уверенность в своем деле, – говорил он. – Вначале должна быть свободадуха вопреки всем обстоятельствам. И дальше нужно идти по избранному пути – ибудь что будет». Монолог Марка выслушали довольно снисходительно. «Это былаличная декларация музыканта. Но вернемся к общественным аспектам бытованиянекоммерческой музыки», – подытожил модератор Алексей Малобродский, директортеатра «Школа драматического искусства».

Насамом деле Марк всё же затронул в своем высказывании общественный аспект,который в дальнейшем стал важной частью беседы. Всё зависит от того, как вопределенной системе принято эту музыку показывать, – заметил он.Некоммерческой музыки как таковой нет, потому что восприимчивость людей кавангарду определяется повторяемостью, а повторяемость обеспечивается в томслучае, если в обществе существуют для этого определенные механизмы.

Врезультате тема непосредственного спонсирования сменилась темойподготовленности аудитории и – шире – вопросом о том, какая роль приписываетсямузыке в обществе.

«Когда-тоу нас был социализм, – говорил журналист и музыкальный критик МихаилМитропольский. – В этом социализме был джаз. И в интересе к этому джазу былодве составляющие: одна музыкальная, а другая немузыкальная. Социальная. Этобыла протестная музыка, и вообще это было протестное сообщество… Потом системарухнула, и эта часть отпала».

КириллМошков, будучи главным редактором журнала "Джаз.Ру", стал развиватьтему информирования общественности – «канализации».

Такимобразом, дискуссия получилась довольно оживленной, хотя и сумбурной. Но подводяитоги, в ней можно выделить следующие темы.

Некоммерческое икоммерческое.Здесь наметилась следующая антитеза. Одни говорили, что некоммерческая музыка –дело сугубо добровольное, работающее по принципу «можете не творить – нетворите». В качестве некоммерческой музыка существует только до тех пор, пока онасвободна от рыночной конкуренции. Поэтому она всегда нуждается в спонсировании.На другом полюсе полемики была идея о том, что музыка – это музыка, а ееконкурентоспособность (и, соответственно, оплачиваемость) – вопрос ее жекачества.

Здесь,впрочем, следует отметить возражение Михаила Митропольского, который сказал,что не все талантливые музыканты обладают еще и развитыми «пробивными»способностями, которые необходимы для презентации творчества широкойобщественности. А Роман Столяр отметил, что столицы вообще предвзято относятсяк новизне: если в провинции музыкантов принято оценивать после концертов, то вМоскве и Санкт-Петербурге мнение формируется заранее.

Финансирование. Здесь вопрос был в том,кто будет платить, как и за что. Характерно, что зарубежные музыканты вообще нестали говорить на эту тему, но оказалось, что российские музыканты, критики иорганизаторы и сами кое-что знают о зарубежных формах спонсирования. Главнымобразом, полемика здесь развивалась вокруг вопроса о том, следует ли государствуплатить за чье-то хобби или пусть за него платят те, кто разделяет снекоммерческими музыкантами их специфические музыкальные предпочтения.

Поповоду фондов и меценатства высказался, в частности, Михаил Митропольский. Онотметил, что фондов всегда меньше, чем музыкантов, поэтому в вопросахфинансирования всегда присутствует некий фильтр, и в итоге кто-то принимаетрешение, за кого платить.

АлексейМалобродский оговорил, что в России существует некая патерналистская формагосударственного финансирования искусства: деньги на искусство выделяются, нопо каким-то специфическим критериям.

КириллМошков вспомнил по этому поводу об опосредованном способе государственногофинансирования, когда государство оплачивает институт (например, филармонию),который предоставляет помещение под концерты. А дальше выступающие самизарабатывают признание публики.

Общество. Все сошлись на идее,что если некоммерческая музыка не пользуется большим спросом, это говорит отом, что общество не подготовлено к ее восприятию. Любая новизна усваиваетсятолько после того, как входит в привычку, а чтобы эта привычка появилась,нужно, чтобы, скажем, новая музыка регулярно звучала и чтобы о ней говорили. Аесли этого нет, значит, общественности это не нужно. В этом контексте возниклатема деградации общества и, что примечательно, дважды прозвучало слово«нравственность». Первый раз отсутствие интереса к некоммерческой музыке снравственным упадком российского общества связал Михаил Митропольский, а затемк нему присоединился Роман Столяр. О неготовности публики к восприятиюимпровизации и джаза говорили также в аспекте общей ситуации в стране (какможно говорить о каких-то институтах в помощь творчеству в стране, где еще дажене разработаны механизмы социальной адаптации людей с инвалидностью).

Связи с общественностью. Тем не менее,большинство сошлось на том, что вкус к непривычной музыке обществу можнопостепенно привить. Для этого нужно постоянно информировать людей. Этим,собственно, большинство участников и занимаются (организуют фестивали,рассказывают о новых течениях и малоизвестных коллективах в своих изданиях).Роман Столяр рассказал, что в Новосибирске недавно открылась «Лабораторияимпровизационной музыки» и что он сам проводит соответствующие мастер-классы исеминары. Никто не высказывал надежды на то, что в ближайшем будущем удастсярадикально изменить ситуацию в России в более благоприятную для альтернативноймузыки сторону. Но почти все сошлись на том, что действовать необходимо и что,возможно, со временем хотя бы в минимальной степени эти усилия дадут нужныйрезультат.

Сакоян Анна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).