будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Лямина Екатерина

Мы и она

Мы и она
masscult2

Одна приятельница рассказала мне историю. Ее муж-программист работает в Америке и много времени проводит в одной из Интернет-игр, участники которой, как водится, обнародуют те сведения о себе, которые считают нужными. Он представился там молодой женщиной, и у него быстро возникли два поклонника: молодой человек и девушка. Первый оказался довольно апатичным, а вторая сразу взяла высокий темп и так энергично просила прислать фотографию, что отказаться было невозможно. К ней полетело фото белокурой жены программиста, живущей в Москве, к нему – портрет яркой латиноамериканки. Теперь она рассказывает о себе и своем ребенке, с большой симпатией расспрашивает о дочери своей “корреспондентки” и подчеркнуто игнорирует ее мужа. К примеру, программист сообщает очередной факт из жизни своей жены: “Была недавно в Греции с мужем”. “С мужем?” – едко переспрашивает прекрасная креолка. И далее в таком же духе.

Я ни за что не осмелилась бы начать этой довольно легкомысленной, хотя и не лишенной внутреннего драматизма историей заметку о сборнике, в который вошли четырнадцать статей серьезных специалистов по изучению массовой культуры – в основном профессоров и преподавателей высшей школы из Великобритании, США, Канады и Австралии – если бы не услышала ее после того, как прочла в этом сборнике статью Дэвида Якобсона «Формирование образа в киберпространстве: online–ожидания и offline–реальность в “текстовых” виртуальных сообществах». Американский ученый строит свою работу на полевых, как это именуется в классической антропологии, данных – интервью с теми, кто, познакомившись “через компьютер”, затем довел-таки дело до личной встречи.

Примечательно в этом анализе не то, что on- и offline образы, как правило, не совпадают, и не то, что исследователь описывает разновидности такого несовпадения и выявляет его причины при помощи тонкого эпистемологического инструментария. Поразительно, что людям иногда все же удается более или менее адекватно представлять себе тех, с кем они состоят в сетевом общении. Правда, остается непонятным, каким образом – то ли благодаря уникальному чутью, работающему даже в отсутствие визуальных, голосовых и прочих невербальных знаков, то ли за счет исключительных логических способностей, вычитающих из online-впечатления как погрешность как раз те факторы, которые фиксирует Якобсон.

Подобное «попадание» в образ тем реже, что свобода от привязки личности к определенному набору физических и социальных черт, от «великой триады гендера, расы и класса», или, вернее, ее индивидуальная перекодировка – важнейшее стремление человека–члена одного или нескольких МПМ (многопользовательских миров). Этому посвящена статья Элизабет Рейд «Идентичность и кибернетическое тело». Ученый реконструирует многоступенчатый процесс созидания виртуальной личности – изобретение имени, самопрезентация, указание на пол (попутно рассматривая возникающие в МПМ споры об этичности обманов наподобие упомянутого выше, а также проблему киберсекса), описание внешности, зачастую измененной при помощи виртуальной косметической хирургии.

О трансформациях внешности – на этот раз реальных – идет речь в статье Кэтрин Падмор «Выразительная плоть: косметическая хирургия, физиогномика и стирание визуальных различий». Здесь массовые обращения жительниц Японии, Кореи, Гавайских островов и Филиппин к блефаропластике (операциям на глазах, а точнее – на веках) изучаются как «момент пересечения различных факторов: “своего тела” и идентичности, образов, тиражируемых СМИ, исторических дискурсов и коммерческих интересов». Подобный подход, стремящийся учитывать максимум существенных аспектов в их взаимной динамической соотнесенности, характерен, пожалуй, для всех статей сборника. Академический взгляд на методологию авторов и объекты их исследования обстоятельно изложен Верой Зверевой в предисловии и Валерием Подорогой – в статье «Культура и реальность: Заметки на полях», служащей заключением сборника.

Я же замечу, что чтение этой книги, которую можно рассматривать и как заготовку к энциклопедическому словарю «Массовая культура», вызвало в памяти пионерские труды Лотмана: комментарий к «Евгению Онегину» (1980) и биографию Пушкина (1981). Лотман прибегал к тем же, в сущности, исследовательским приемам (проблематизация и семиотизация явлений повседневности), вследствие чего литературный текст, привычно воспринимавшийся как цельный и самодостаточный феномен, обнаруживал свою связь с толщей быта и вместе с классическим глянцем утрачивал хрестоматийную прозрачность, превращался в дебри сложно контактирующих друг с другом смыслов. Равным образом выяснялось, что идентичность Пушкина неоднородна, что, будучи поэтом, он в то же время принадлежал ко многим субкультурам (или периодически соприкасался с ними): Лицея, «Арзамаса», «декабристских сообществ», театроманов, провинциального дворянства, одесского чиновничества, петербургского большого света, двора и др.

При всем несходстве материала (культура пушкинской эпохи отошла в прошлое, современная – длится и непрерывно меняется ), эффект демифологизации, «разрушения монолитности», научно очень плодотворный, возникает в обоих случаях. За термином «массовая культура» скрывается необозримое количество составляющих. Один и тот же индивид в принципе может осуществлять все практики (с их бесчисленными изводами), рассмотренные авторами: посещать МПМ-миры, прибегать к косметической хирургии, тем или иным образом передвигаться по миру (статья Джона Урри «Взгляд туриста и глобализация»), приобретать товары (работа Мэри К. Гили и Мэри Волфинбаргер «Электронная коммерция и торговый центр: сравнительный анализ опыта покупателей»), быть посетителем зоопарков и искусственных тропических лесов (статья Кена Сейнса об имитациях различных экосистем), футбольным болельщиком (статья  Ричарда Джулианотти «Футбол и средства информации в Великобритании как объект культурных исследований»), слушателем рэпа (статья Стивена Беста и Дугласа Келлнера «Рэп, черный гнев и расовые разногласия», одна из интереснейших в сборнике), телезрителем (работы Луизы Саффхил о подростках – зрителях мыльных опер и Лоры Гриндстафф о «реальном телевидении»). Как все это воздействует на индивида? Как он мыслит себя, других, окружающий мир? Предлагаемые учеными ответы порождают новые пучки вопросов.

«Любить самого себя» рекомендовал еще Пушкин. Любить, однако, нельзя, не изучая – себя же, современного человека в современном мире. Вдохновляющим вводным курсом к такой учебной дисциплине мог бы стать (например, вместе с бестселлером Джона Сибрука “Nobrow. Культура маркетинга и маркетинг культуры» и тематическим блоком об индустрии моды в №4 «Критической массы» за прошлый год) рассмотренный – по необходимости кратко – сборник.

Массовая культура: современные западные исследования. – М.: Фонд научных исследований “Прагматика культуры”, 2005. – 339 с.

Лямина Екатерина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).