Вчера в ЦДХ открылась ежегодная международная архитектурная выставка "Арх-Москва". В этот раз ее сопровождает огромное количество специальных проектов и лекций мировых звезд архитектуры.
Арх-Москва занимает все три (вместе с антресольным) этажа ЦДХ. В основном зале на втором этаже расположилась глянцевая коммерческая часть. Это яркие, престижные, отдизайненные пространства и мебель. На одном из стендов Dupont Corian преставляла небывалые пластические возможности своего нового материала с работами из которого в Москву приехал британская знаменитость Рон Арад. А в конце зала затесалась «Триумфальная марка» К Б «Аня Исти» (на фото). Архитектурные разработки бюро нужно смотреть проходя как бы по пищеводу огромного земляного червяка, которого из простейших строительных материалов соорудило К Б.
Журнал «Штаб-квартира» представлял знаменитую голландскую архитектурную группу MVRDV. Один из участников группы Якоб Ван Риз, рассказывал о последних проектах группы. В ответ на повальное увлечение свиноводством в Голландии (в некоторых районах свиней стало больше чем людей) MVRDV предложили построить небоскребы для свиней. Проект еще не воплощен, но этим ребятам удавалось реализовать такие невероятные вещи, что возможно скоро в Голландии в каждом городе с обычными небоскребами будут соседствовать свинобашни. В общем на Арх-Москве можно найти много интересного.
Это уже десятая выставка и кураторы, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, не преминули воспользоваться многозначительным символом «Х», назвав выставку "Х-files". Вот что они рассказали Альберту Снегиреву о своем кураторском взгляде на выставку.В кураторском манифесте заявляется, что на "Арх-Москве" представлены "секретные" материалы ("Х-files") - что стоит за этим красивым образом?
Влад Савинкин. Мы старались чтобы каждый архитектор нашел самое чувственное, не тривиальное, новое. «Совершенно секретные» материалы означают неопубликованные идеи и нереализованные проекты двух последних десятилетий. Сейчас в архитектурной практике России сложилась довольно порочная связь между бизнесом, инвестирующим слащавую архитектуру, напоминающую торты и пирожные -- и архитекторами, скрывающими свою неловкость от участия в этом за излишней манерностью, маньеризмом, стебом. Мы хотели представить «другую» архитектуру. И естественно было искать «другое» в неопубликованных, нереализованных и, таким образом, свободном от рыночного давления проектах.
Владимир Кузьмин. А еще мы полностью освободили основной зал от перегородок. Теперь мы «все вместе» и не разделены ненужными, лишними стенами. Это символизирует наше движение навстречу изменению стандартов и открытость процессу глобализации.
Какие направления в архитектуре представляются Вам особенно интересными и как они представлены в экспозиции?
Владимир Кузьмин. Мы не живем в эпоху большого стиля. Сейчас имея в виду мировой процесс, стоит скорее ориентироваться на имена отдельных архитекторов или названия архитектурных бюро. Мы, образно выражаясь, плаваем в окрошке, где колбаса – это Заха Хадид, кусочек огурца – это Даниэль Либескинд, а плавающий лист салата – Якоб Ван Риз. Всех их, кстати, можно будет увидеть и услышать сейчас в Москве.
Ваша окрошка получилась блюдом западноевропейской кухни...
Владимир Кузьмин. "Арх-Москва" - действительно единственное событие в России, которое как-то связано с общеевропейским процессом в архитектуре. На третьем этаже представлены проекты ведущих мировых студий. Пока у нас нет своей биеннале, вместо нее - "Арх-Москва". Выставка определяет тенденции развития архитектуры в России и поднимает общий уровень рынка. Сначала приезжает какой-нибудь зарубежный архитектор на "Арх-Москву", через год он предлагает свой проект, а там недалеко и до того, чтобы что-нибудь построить.
То есть это универсальное событие, выполняющее функции, которые могут быть у современного международного архитектурного форума?
Влад. Савинкин. Да, это универсальное ежегодное событие. Дискуссии, лекции, мастер классы, коммерческая и некоммерческая часть. Участники коммерческой части покупают право участия в выставке, участники некоммерческой части (проект «Арх-каталог») выбираются, как я говорил, экспертным советом. Происходит контакт разных поколений скульпторов, контакт бюро с заказчиками. Но главное, что это самое значимое интеллектуальное событие года, к которому престижно иметь отношение.
Назовите, пожалуйста, несколько событий, которые могли бы удачно задать контекст выставки?
Влад Савинкин. Венецианская биеннале, вот наши ориентиры. В московской выставочной жизни - выставка Рона Арада в Аптекарском приказе МУАРА. Он выступает сегодня в пресс-центре Арх-Москвы. В субботу днем выступление Даниэля Либескинда. В реальном процессе – строительство района Москва-сити.
P.S. А на первом этаже нуждающиеся в практическом совете могут получить бесплатные консультации опытных архитекторов по поводу ремонта, перепланировки, дизайна интерьера, отделки квартиры и расстановки мебели. Вот она прагматика культуры в действии.