будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура
Угольников Юрий

«Над чем посмеёшься, тому и послужишь»

«Над чем посмеёшься, тому и послужишь»
margolit
«Кадр из фильма "Шинель" с сайта "Другое кино"»

20-го апреля 2009 г. в рамках работы научной лаборатории “Театр в пространстве культуры» кафедры истории и теории культуры РГГУ (руководители Юлия Лидерман и Мария Неклюдова) состоялся доклад Е.Я. Марголита «Эксцентриада в советском кино». Со многими тезисами этого доклада, по словам Евгения Яковлевича, можно будет ознакомиться в его будущей книге о Григории Козинцеве. Однако выйдет она ещё не скоро, к тому же нет уверенности, что в ней действительно будут опубликованы все тезисы, прозвучавшие в выступлении Е.Я. Марголита, а они заслуживают внимания.

По масштабу обобщения концепция Е.Я. Марголита сопоставима, пожалуй, лишь с работой Вадима Паперного «Культура 2» (1) и с книгой Бориса Гройса «Утопия и обмен» (2) (эссе «Стиль Сталин»). Исследование В.З. Паперного узкоспециально: его интересует почти исключительно архитектура, но на основе изучения советской архитектуры 1920-х и 1930-х гг. он выстраивает теорию культуры, точнее, множественных культур всего этого периода. Е.Я. Марголит ограничивается в своём анализе киноискусством, но его выводы так же легко могут быть экстраполированы на всю советскую культуру в целом.

Эксцентрика занимала значительное место в советской живописи, скажем, у Александра Тышлера или Александра Лабаса, хотя их лирическая эксцентрика остаётся в стороне от «магистрального» направления официально-парадной живописи, как остаётся в стороне от официальной литературы лирически-эксцентрическая проза Андрея Платонова (близкая, правда, скорее к работам К. Петрова-Водкина, чем к творчеству ОСТовцев). Да и вообще движение советской живописи от увлечения сочетанием плоскостей к большей фигуративности можно соотнести с движением кино от ориентации на монтажную реальность к ориентации на персонаж.

Эксцентрика распространена и в советской литературе, как официальной, так и непубликуемой: более того, в ней как бы заново изобретается плутовской роман (Ильей Ильфом и Евгением Петровым, Леонидом Соловьёвым). Официальный литературный эпос 1930-х гг. так же включает в себя эксцентрическое начало: в «Поднятой целине» Михаила Шолохова возникает комический персонаж дед Щукарь и ряд эксцентрических диалогов. Так, теория Е.Я. Марголита, хотя он сам на это и не претендует, может послужить основой для глобальных обобщений.

Смысл концепции Е.Я. Марголита состоит в том, что советский киноэпос тридцатых годов, аккумулируя, по сути, комические и эксцентрические приёмы, естественным путем вырастает из советской, да и не только советской эксцентрики, из приключенческого авантюрного кино: скажем, В.И. Ленин из дилогии Михаила Ромма «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918-м году» оказывается фигурой, родственной Фантомасу Л. Фейяда, то есть героем плутовского романа и, одновременно, носителем народной смеховой культуры, этаким коммунистическим Иваном-дураком. Можно вспомнить, как Захар Павлович, герой уже упомянутого мной А. Платонова («Чевенгур»), описывает революцию: «Там дураки власть берут». Неоднократно отмечалось, что миф о младшем сыне (тип Ивана-дурака) можно рассматривать как психологический комплекс (архетип «революционера»); не менее общим местом является связь революции и народного карнавального начала. Более того, о карнавальности революции начали говорить едва ли не раньше, чем она произошла. Во всяком случае, уже в 1918-м году Велимир Хлебников пишет поэму «Ночь перед Советами», в названии которой сквозит прямая аналогия с «Ночью перед Рождеством» Н.В. Гоголя, а через Гоголя устанавливается связь и со всей святочно-карнавальной традицией (связь не поэмы, а именно революции). Но то, с какой легкостью этот карнавал с его переодеваниями и перевоплощениями превращается в эпос, пока не привлекало внимания исследователей. А ведь «Ленин в Октябре» М.И. Ромма – карнавальная картина, полная перевоплощений, смены масок, а Ленин – главная икона советского мифа.

Многократно отмечалась и связь раннего кинематографа с фольклором, с народной литературой, лубком: достаточно вспомнить исследования Неи Зоркой (скажем, работу «Фольклор. Лубок. Экран» (3)). Однако трансформация фольклорного начала в кинематографе, объединение различных типов фольклорной литературы и культуры, взаимодействие этих типов внутри кинематографа пока остаются слабо исследованы.

В последующие годы кинематографический Ленин постепенно превращается в комического двойника фигуры Сталина, призванного его оттенять. Это происходит не сразу, но возможность этого развития была заложена в первых фильмах об Ильиче. Сам выбор актера на роль вождя революции – актера, в основном известного исполнением одной из комических масок в спектакле «Принцесса Турандот», – кажется невероятным, однако именно так поступил Михаил Ромм, пригласив на роль Ленина в фильме «Ленин в Октябре» вахтанговца Бориса Щукина. Многие герои советского киноэпоса сохраняют смеховые черты, которые заметны и в трилогии Григория Козинцева и Леонида Трауберга, и у братьев Васильевых. В последнем случае заряд эксцентрики оказывается столь силен, что герой эпоса практически мгновенно превратился в персонажа анекдотов и остаётся им до сих пор. На откровенно комических приёмах строит роль профессора Полежаева в «Депутате Балтики» Николай Черкасов: по-видимому, это соответствовало замыслу режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица, которые отдали роль старика ещё молодому актёру.

Даже такой творец советского мифа, как Александр Довженко, начинал в 1920-х гг. с постановки эксцентрических комедий «Ягодка Любовь» и «Вася реформатор».

Эта смеховая, карнавальная культура, которая органично существует в киноэпосе 1930-х, имеет много сходных черт с «Культурой 2» В.З. Паперного. Последний отмечает, что «культура 2» (культура социализма 1930-х гг.) тяготеет к биологизму, противопоставляя себя как живое начало «культуре 1» – якобы мертвенной культуре авангарда. Точно так же в фильме «Александр Невский» Сергей Эйзенштейн выстраивает оппозицию Новгород / тевтонский орден (жизненность, биологизм / мертвенность, окаменелость). По В.З. Паперному «культура 2» – порождающая культура: в ней особенно подчеркивается плодородие и плодотворение. И в фильме С.М. Эйзенштейна военная стратегия рождается из непристойного анекдота, победу над тевтонцами довершают свадьбы героев битвы. Однако, как отмечает Юрий Цивьян в монографии «Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930» (4), и в 1920-х гг. – скажем, в фильме «Октябрь» – встречаются метафоры оплодотворения и вообще метафоры сексуального характера. Временная градация здесь не действует, трансформация происходит иначе (возможно, из-за изначальной близости кинематографа фольклору).

Мысль о преемственности, о логичности возникновения киноэпоса из киноэксцентрики близка, но не идентична тем идеям, которые высказывали Б. Гройс и В.З. Паперный. Последний подчеркивает противоположность «культуры 1» и «культуры 2» – авангардизма 1920-х и неоклассицизма 1930-х гг. – обнажая рационализм первого и мифологизм второго, и акцентирует внимание именно на различиях. Б. Гройс находит возникновение социалистического реализма естественным результатом перенесения сверхчеловеческих черт художника – творца реальности (что свойственно авангарду) – на фигуру вождя (что свойственно социалистическому реализму), и этим он ближе к Е. Марголиту, который также отмечает, что внимание кинематографиста изначально концентрируется на монтаже. Именно монтаж – сотворение новой реальности – главное кинооткрытие начала 1920-х гг., соотносимое с революционным переустройством и конструированием мира. Затем акцент постепенно переносится на героя, занимающего в фильме всё большую роль, что ограничивает свободу режиссёра и, прежде всего, свободу монтажа (процесс идет по нарастающей с открытием звукового кино, и особенно в 1930-е гг.).

Однако Б. Гройс не говорит о непосредственном внесении элементов авангардистской живописи в отдельные произведения социалистического реализма (его исследование тоже монотематично и, в основном, ограничивается живописью). Напротив, Е.Я. Марголит обнаруживает родство и последовательность не только на глобальном мировоззренческом уровне, но в самих приёмах, используемых кинотворцами.

С этой концепцией можно не соглашаться, можно не видеть аналогии между киноэксцентрикой 1920-х гг. и архитектурным и художественным авангардом 1930-х гг. Можно вообще не считать эксцентрику существенной частью культуры, однако нет сомнения, что концепция Е.Я. Марголита заслуживает анализа. Более того, его мысль злободневна: сходные процессы есть и в сегодняшнем кинематографе. Можно упомянуть «Остров» Павла Лунгина: это вроде бы эпическая по размаху картина, в которой главный персонаж – отец Анатолий – сыгран Петром Мамоновым как эксцентричный старик, этакий дед Щукарь при монастыре, «русская народная галлюцинация». Другой пример: Александр Рогожкин, который, также опираясь на опыт своих комедий, снимает в 2002-м году фильм о Великой Отечественной войне («Кукушка»). Конечно, уровень популярности этих картин, как бы мы ни относились к ним, много ниже той популярности, которой пользовались в 1930-е гг. годы ленты «Чапаев» или «Александр Невский»: мы говорим исключительно о родстве явления. Пока оно проявилось лишь в отдельных фильмах, но не исключено, что и эти разрозненные случаи когда-нибудь сложатся в ясную картину, как это произошло с советским кинематографом 1920-х – 1930-х гг. в докладе Е.Я. Марголита.

Примечания

1.        Паперный В.З. Культура Два. 2-е изд., испр. и доп. М. : НЛО, 2006. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

2.        Гройс Б. Утопия и обмен : Стиль Сталин ; О новом ; Статьи. М. : Знак, 1993.

3.      Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М. : Искусство, 1994.

4.      Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино : Кинематограф в России, 1896-1930. Рига : Зинатне, 1991.

Угольников Юрий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).