будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 17, 2025
Культура

Наша жизнь кончается вот у той реки. «Клипмейкеры» Константинопольского

Наша жизнь кончается вот у той реки. «Клипмейкеры» Константинопольского
orig.jpeg
«Клипмейкеры». кадр со съемок. kinopoisk.ru

В российском прокате — новая комедия Григория Константинопольского («8 ½ $», «Пьяная фирма», «Мертвые души») «Клипмейкеры». Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов рассказывает, почему история нищих киношников из 1990-х актуальна и в 2023 году.

Наша жизнь кончается
Вот у того столба.
А ваша где кончается?
Ах, ваша не кончается!
Ах, ваша навсегда!
Поздравляем с вашей жизнью!
Как прекрасна ваша жизнь!
А как прекрасна — мы не знаем,
Поскольку наша кончилась уже.

Это стихотворение Д. А. Пригова могло бы стать эпиграфом, а еще лучше – кодой «Клипмейкеров»: веселой сказки с грустным концом о 1992–1999 гг. московской богемной жизни. С бандитами, перестрелками, казино, поп-звездами, политиками, кино, гэбней. Истории про то, как лавировали-лавировали, да не вылавировали. Точнее, вылавировали, но именно туда, где мы сейчас и есть. 

1992 год, зимняя Москва. Перед гостиницей «Космос» народец торгует чем ни попадя: самоваром, носками, духами. Гриша Византийский (Александр Горчилин) выходит из телефонной будки, нервничает, крутит на указательном пальце револьвер. Еще чуть-чуть, и быть беде. Но нет — приезжает его приятель, кинооператор. Привозит деньги (должок) и зовет на ВДНХ, в павильон, где сейчас снимают клип Богдану Титомиру. Можно выпить там, отдохнуть — почему бы и нет-то? Поехали! 

В этот павильон зритель будет возвращаться на протяжении всего фильма — не одним же Титомиром богата дикая эстрада российских 90-х, есть еще Пресняков, Орбакайте и проч. Правда, клипмейкеры (а Гриша Византийский — один из них: молодых, талантливых, голодных) всё это слушают только на работе, у них в машинах и на вечеринках играют Цой, «Наутилус», «Моральный кодекс». 

Помимо павильона, есть еще одна сквозная линия — река. Пронзительная сцена: главные герои после ночных разборок идут по Яузе мимо высотки на Котельнической набережной сквозь толпу утренних заспанных серых людей, неохотно спешащих на ничего не обещающую работу. Поворотная сцена: Гриша Византийский хвастается перед своей возлюбленной, что для новых задач, связанных с политагитками, они с командой сняли целый корабль! «Валерий Брюсов» называется. Финальная сцена гибели всех надежд — на Бережковской набережной. 

Именно здесь в 1999 году погиб в автокатастрофе друг Григория Константинопольского, ученик Хитрука, режиссер клипов Кристины Орбакайте, Линды, Меладзе Армен Петросян. Во многом фильм — дань его памяти. Персонаж Армена (Арам Вардеванян) — единственный, который фигурирует под оригинальным именем (а еще он здесь самый светлый, неиспорченный). Кроме него, у Гриши есть два ближайших друга: клипмейкер Вася Коппола (Александр Кузнецов) — это, видимо, Фёдор Бондарчук, и сценаристка Таня Водкина (Мария Шалаева) — похоже, что Авдотья Смирнова. Первый — прущий как танк плейбой, вторая — бой-баба-девушка-беда. 

Вместе им предстоит «помейкерить» клипы (и даже фильм!), поубивать бандитов (правда, герой Епифанцева — «Бобёр» — от их рук и стульев так и не умрет все-таки), сорвать джек-пот вместе с бабушкой Армена Ануш (Роза Хайруллина), рискнуть ради денег душами, репутацией (а кому-то — и жизнью!) и ввязаться в политическую авантюру с «Берёзой» (Николай Фоменко). 

История оборвется быстро и страшно. Выяснится, что неубиваемый стульями бандит «Бобёр» все-таки смертен. Убить его может пуля из гэбэшного автомата (не те ли серые люди с Яузы превратились к 99-му году в этих ребят в черном?). Гоша Византийский наконец-таки выпустит весь заряд своего револьвера. В сторону убийц, в кого-то даже пару раз попадет, но эти черти сделаны из совсем непробиваемого чего-то. И останется Гоша лежать у изрешеченной пулями машины, потому что время клипмейкеров истекло. Его друзья — независимо от того, умерли ли они в жизни или в фильме, — в этом новом времени ему уже не помогут. Поэтому Григорию (уже Константинопольскому, не Византийскому) только и останется, что оживить всё это дело на экране — не столько задокументировать, сколько исповедаться, что ли. Ведь рано или поздно каждому из нас нужно рассказать, где мы были 30 лет назад. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).