будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 22, 2025
Культура
Усыскин Лев

Настоящие старухи

Есть в Замоскворечье довольно нарядная церковь конца 17 века, мимо которой не проходит ни один истинный любитель архитектурных курьезов. Секрет этой ее специфической притягательности состоит исключительно в фасадном декоре – точнее, в единственном элементе этого декора: колонках, обрамляющих фасадные окна. Колонки как колонки – все как положено со времен античности: база, энтазис, капитель, антаблемент – вполне соответствующие царствовавшему тогда в Европе барокко, если бы не одно "но": колонки эти русский архитектор расположил перевернутыми – с базой вверху и капителью снизу. То есть мастер несомненно видел где-то правильные колонны, но так и не понял, что являются они лишь составляющими ордера – структурной сущности более сложного порядка. Не понял и воспринял их просто как декоративный элемент.

Описывая данный казус, можно было бы и ограничиться высокомерной насмешкой над некомпетентным архитектором провинциальной Московии, но что-то мешает нам сделать это. Это "что-то", на самом деле, – финальная творческая победа зодчего: даже и с перевернутыми колоннами церковь все-таки красива своей варварской красотой, красива и самобытна. Человеческий талант нашел себе выход несмотря на, так сказать, частное невежество…

Так вот, и эту безордерную красоту, и эту самобытность просто тянет распространить на русскую культуру в целом – на русское искусство, кино, а стало быть - и на русскую жизнь…

В финальной сцене "Старух" Геннадия Сидорова все, по сути, положительные герои фильма – население вымершей деревушки – встречаются за осенним праздничным столом, накрытым прямо на свежем воздухе. Кадр организован так, что возникает какое-то смазанное ощущение: что-то промежуточное между улицей и интерьером, похожее на представление улицы в каком-нибудь театре. Как всегда в таких случаях, остается лишь гадать о степени осознанности режиссером цитатности данного кадра – разумеется, мы имеем в виду центральный эпизод "Догвиля" Ларса фон Триера, "4 июля, как-никак", когда население столь же вымершего американского городка Догвиль собирается за таким же длинным уличным столом отметить национальный праздник. Сходство, в самом деле, густое: участники застолья, кажется, даже пьют из одинаковых штофов – самогон у Сидорова и что-то неопределенное у датчанина. В обоих случаях "исконное" население обречено на вымирание, в обоих случаях за столом помимо жителей присутствуют чужаки – беженцы-таджики и беглянка-Грэйс соответственно. Можно перечислять дальше: и городок Догвиль, и деревня "Старух" живет представлениями о некоем прошлом достоинстве, ничем не подкрепленном в нищем настоящем. В оба населенных пункта люди из внешнего мира прибывают изредка и всегда неожиданно на разного рода автотранспортных средствах, что еще более подчеркивает экзистенциальную обособленность пространства. Оно как бы и доступно, и отделено одновременно. Есть и другие параллели, большие и малые, но уже перечисленного достаточно, чтобы увериться в их неслучайности.

А потому займемся теперь поисками различий, ведь именно они должны открыть нам семантику режиссерского послания. Их, разумеется, тоже будет немало, и окажутся они более чем характерными.

Для начала – главный конфликт того и другого фильма: отношение местных жителей к пришельцам, ищущим у них убежище. В фильме датского режиссера налицо линейное и динамичное развитие этого отношения – настоящая ордерная система драматургии, наложенная на ордерную систему групповой психологии. Аборигены Догвиля сперва оказывают покровительство Грэйс, затем, осознав в полной мере свое с ней статусное неравенство (девушку, по их убеждению, преследует Закон), начинают помаленьку унижать и эксплуатировать. Это отношение разрастается, вовлекает всех без исключения жителей Догвиля и в конце концов приводит к развязке. Иначе у Сидорова. Беженцы-таджики вызывают у населяющих деревню старух аморфную смесь чувств – здесь и страх, и зависть, и, напротив, естественное желание войти в нормальный человеческий контакт, и любопытство, и сочувствие. Говоря короче – все те же колонны, но никакого ордера. В итоге, наслушавшись старухиных бредней, даун-Миколка сжигает принадлежащий беженцам дом, после чего те же самые старухи немедленно привечают погорельцев в своих избах. И даже основной отрицательный персонаж – майор-танкист из ближайшей части (его, кстати сказать, играет сам режиссер) – затаив на беженцев злобу, ограничивается лишь нарочито-грубым несанкционированным обыском в их доме, да словесными оскорблениями: никакого доведения противостояния до кульминационного накала нет и в помине.

Вообще, в отличие от "Догвиля", где прежде финальных титров разрешаются все заявленные драматургические конфликты, в "Старухах" если что и разрешается, то лишь беременность молодой таджички. Все прочие противоречия принципиально остаются в конце фильма столь же открытыми, как и в его начале. Мы не знаем, нашел ли справедливость убежавший из части солдат, наладилось ли у гадкого майора с женой, дадут ли таджикам спокойно жить в деревне, мы не ведаем, куда делся посетивший деревню в начале фильма внук покойной бабы Ани – мы вообще ничего не можем сказать определенного. И эта драматургическая неопределенность, отражающая неопределенность экзистенциальную – и есть содержательное авторское высказывание: яркая составляющая образа России по версии Геннадия Сидорова. И в координатах лирического восприятия указанная неопределенность занимает не менее веское место: мы сочувствуем героям, сопереживаем им именно в силу невозможности оценить перспективы их персональных и коллективных судеб. Говоря иными словами, перед нами картина социума, находящегося в неустойчивом состоянии уже очень давно и не выведенного из этого состояния в рамках рассказанной нам с экрана истории.

Здесь можно вглядываться в детали и соотносить их с представлением о русском национальном характере. Так, беженцы, занявшие пустующий дом официально, на законных основаниях, возможно даже за деньги, у старух вызывают сперва неприязнь, их "пожигают", после чего они бесплатно вселяются в другой пустующий дом, но теперь уже "на птичьих правах", как во время обыска заявляет им хам-танкист. Однако после этого неприязнь старух в значительной степени трансформируется в жалость и сочувствие: им словно бы милее сосед беспомощный, бесправный и зависимый, чем обустроенный и самодеятельный.

Или символическая цепочка образов, связанная с армией как таковой. Здесь это нагнетание идеи бесплодия-смерти. Брак майора бесплоден, старухам воинская часть помогает рытьем могил и гробами. (Единственный в фильме аттракцион, не связанный никак с дальнейшим развитием киноповествования – разрушение метким выстрелом танкового орудия старой избы – тоже легко ложится в данный контекст.)

В целом все перечисленные материи в "Старухах" довольно легко вычитываются. Фильм вообще производит впечатление простого и как бы неоригинального – но эти впечатления до известной степени обманчивы: заслуга режиссера собственно и состоит в том, чтобы создать оригинальное высказывание из знакомых зрителю кирпичиков. Смеем утверждать, что это сложнее, чем снимать сливки с качественно нового материала.

Действительно, поработал режиссер, по всей видимости, изрядно. Взять хотя бы исполнителей ролей фильма: актер-даун или, собственно, настоящие старухи Сусанинского(!) района Костромской области – они, похоже, так и не поняли, в какое кино попали – художественное или документальное… Чтобы прочувствовать, насколько правилен был выбор Сидорова - непрофессиональные исполнители, - достаточно вообразить на их местах каких-нибудь привычных актеров – ту же Мордюкову, например. Хотя порою кажется, что отсутствие на экране знакомых лиц Маковецкого-Меньшикова-Сухорукова уже само по себе является залогом кинематографического успеха…

Усыскин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).