будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
гендер социология
Июнь 13, 2025
Культура
Темкина Анна

Настоящий мужчина

Настоящий мужчина
terekhov_dmitriev_books
Какими видятся современным писателям образцы настоящей мужественности?

Кто в современной России считается «настоящим мужчиной»? Есть ли в стране гегемонная маскулинность? И какова она? Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к двум заметным романам, получившим литературные премии 2012 года: «Немцы» Александра Терехова (премия «Нацбест») и «Крестьянин и тинейджер» Андрея Дмитриева (премия «Русский букер»). 

Для начала проясним, что понимается под термином «гегемонная маскулинность». Социальные исследователи анализируют образцы мужественности, которые транслируются в СМИ, фильмах, литературе, рекламе, т.е. в различных репрезентациях. Всё это позволяет выделить нормативные тиражируемые модели мужественности – представления о настоящем мужчине. Гегемония – это идеологический конструкт, задающий нормативные модели «настоящей мужественности», диктующей и стратегии успеха и его субъективное ощущение некоторых групп мужчин, которые занимают властные позиции и которые способны их поддерживать. Данное понятие, получившее распространение на Западе в 1980-е годы, оказалось востребованным в российском контексте. 

В 1990-е годы исследователи описали новые образцы профессионализма, благополучия, экономической состоятельности, потребления, телесности и сексуальных отношений. Такие образцы задают гендерную идеологию – идеологию «настоящего мужчины», и что самое главное – делают ее привлекательной для многих, если не для большинства, мужчин (и женщин). 

Успешная маскулинность связывается с экономическими ресурсами, а ресурсы – с профессией. Образцы 1990-х – 2000-х годов – успешный бизнесмен, интеллектуальный программист, мастер своего дела, криминальный авторитет. К ним присоединяется и романтизированный опер, который ловит романтизированного бандита. «Настоящий мужчина» независим и успешен. Он, кроме того, атлетически сложен, образован, сексуально привлекателен, модно одет и имеет соответствующие аксессуары (часы Ролекс, машину BMW, квартиру с евроремонтом, отдых на Канарских островах и пр.) (Кон 2006, Чернова 2003. Мещеркина 2002). 

Такой образ настоящего мужчины в определенном смысле выстраивается по контрасту с «несостоявшейся мужественностью (социологи используют также термин «кризис маскулинности») советского времени, когда лишь немногие мужчины обладали реальной властью и могли реально контролировать свою жизнь и уровень благополучия. Номенклатура не могла открыто тиражировать свои ценности и прославлять потребление из закрытых распределителей и подконтрольные выезды за рубеж. Мужчины – под угрозой! – лозунг советского времени (Б. Урланис, «Берегите мужчин!» 1969 год) – они страдают, рано умирают, предаются вредным привычкам, не заботятся о своем здоровье и о своих детях. Они оглядываются в поисках образцов на героев войны, на литературных аристократов и хозяйственных крестьян, на кинематографических ковбоев, не имея главного основания для стабильной власти – частной собственности и либеральных прав человека (Здравомыслова, Темкина 2002). 

Формирование новой гегемонной маскулинности предполагает и новые иерархии. Если гегемонная позиция основывается на профессиональном и экономическом успехе, то утрата этих возможностей – это и утрата качеств «настоящего мужчины». Формируются и становятся долгосрочными новые типы несостоявшейся мужественности, признавшей свое поражение и несостоятельность перед лицом нормативной модели мужского успеха. Среди них – безработные и мало зарабатывающие, «смирившиеся неудачники», «несправедливо обиженные», алкоголики и пр. (Тартаковcкая, 2003). Гомосексуальные мужчины, мужчины-мигранты, мужчины «не титульных национальностей», пожилые, больные, наркозависимые – все они представляют модели маскулинности, расположенные в нижних сегментах символической гендерной иерархии. 

Гегемонная маскулинность 2010-х годов еще ждет своего исследования. Однако ее проблемность уже обозначена в современных романах, получающих оценку в виде литературных премий и привлекающих внимание читателей. Воспользуемся ими как дискурсивными примерами. 

Первый пример – маскулинность высших слоев – успешная, эффективная, рациональная – претендует или могла бы претендовать на гегемонию. Главный герой романа Терехова «Немцы» – экономически состоятельный преуспевающий мужчина среднего возраста, не лишенный обаяния, юмора и чувств. Он может обеспечить себе и своим близким высокий уровень потребления и качества жизни . Он в известном смысле профессионал, по крайней мере, в совершенстве владеет правилами игры своей сферы занятости. Он даже умеет относиться к своим коллегам и начальству с иронией, по крайней мере, поначалу, когда ему еще ничего не угрожает. Он востребован и может многим диктовать свои условия, подчиняя их не столько своей воле, сколько правилам игры. «Добрый. Мастер своего дела. И деликатные вопросы умеет решать» – рекомендует его коллега (с. 104). «Он может всё, что захочет» – считает его вторая жена (с. 444). И ему самому, до определенного времени представляется всё «прозрачным, постижимым и подвластным» (с. 444). 

Однако эта власть не является ни культурным, ни легитимным образцом. Она обеспечена физической силой, прямым и косвенным насилием. Она держится на материальных выгодах, на жесткой субординации «начальник – подчиненный». В романе ее проявления доведены до крайности – высшее начальство внушает ужас и одновременно карикатурно в своем хамстве, подчиненные – в своем подобострастии. 

Итак, наш герой – чиновник московской префектуры. Вся его жизнь организована вокруг больших денег, которые «пилят» или «заносят начальству». И он весьма эффективен в организации социальных отношений вокруг этих задач. Он также весьма успешен в результатах – его стиль жизни (современный идеал дорогого потребления) реалистично отражает возможности «распила денег». Он – как и многие бы хотели – делает роскошный ремонт, заботится о матери и близких, обеспечивая им все внешние признаки благополучия. 

Однако его карьера, благополучие, власть, позиция – основа гегемонной маскулинности – постепенно становятся всё более и более неустойчивыми. Главная цель и забота героя – удержаться на достигнутой позиции, «не выпасть из системы». И это не спорт и не азарт, сопровождающий рискованное поведение кинематографического ковбоя. И уж конечно, не честь и не доблесть аристократических и военных образцов, и не романтизм Робин Гуда. Это положение господина, презирающего «быдло», и испытывающего панический страх перед вполне реальной перспективой утраты своих привилегий и превращения в раба.

Взаимодействия в системе формулируются достаточно жестко: «раса господ выходила к сероштанному миллионному быдлу без палки и в меньшинстве – никто не осмелился даже поднять глаза» (с. 420). Имя герою выбрано немецкое, ибо способы его господства «над быдлом» и образцы его маскулинности вряд ли могли бы открыто претендовать на легитимную гегемонию в российском национальном сообществе и быть привлекательными своим экзистенциальным смыслом. 

Если выпадешь из системы – «не будет ничего» (с. 428) – и это ад, который страшнее классического. Это страх потерять основу своей власти  – «сейчас окончательно делится народ – кто встроился, пойдет навсегда наверх, остальные навсегда – вниз» (с. 429). Страшная перспектива «низа» – «сдавать квартиру, самим ехать за кольцевую», «скидки ловить», «откладывать на отдых», страшно представить, что будет « если у тебя заболеет мать и потребуется операции» (с. 429-430). Да и нам тоже страшно. И за экономические и символические блага у них битва идет буквально не на жизнь, а на смерть. 

Маскулинность, претендующая на гегемонию, подчиняет даже не женщин (женщины всерьез как конкуренты не рассматриваются). Она выстраивается за счет порабощения других мужчин и диктует закон массы «Вы – стадо баранов! Вы не видите, что волки вокруг! Слабых будут резать!» (с. 440). 

Позиция «волка» уязвима, он легко может потерять статус, который определяется не им, а системой, которая не поддается индивидуальному контролю и действует по своим жестким правилам, исключая тех, кто не готов подчиняться законам выживания сильнейшего. Не поддается контролю и частная жизнь героя, несмотря на все его административные усилия и силовое давление на бывшую жену. 

Контрастные модели маскулинности представлены в романе Дмитриева «Крестьянин и тинейджер». Это крестьянин из далекой деревни и москвич, прячущийся от армии в этой деревне. Данные образы маскулинности выглядят еще более уязвимыми. Крестьянина Панюкова постоянно мучают боли в ногах. Он в одиночку выживает в вымершей деревне, где нет мобильной связи. В его поведении мало романтизма. Чтобы удержать свою невесту, он совершает над ней сексуальное насилие. «Хороший и непьющий мужик» держит корову, иногда незаконно рубит лес, и не из-за денег, а потому, что невозможно отказать «хозяину» (с. 254) – председателю поселковой администрации, от которого зависит вся жизнь. 

Вспомним главного персонажа из предыдущего романа. Иерархия выстраивается по одинаковому принципу, хотя и в разных масштабах. За незаконную вырубку Панюков попадает в «барщину» (с. 254) к начальнику милиции. «Были рабы и будем рабами» – объясняет он свое место в обществе и социальной иерархии (с. 255) и отвечает не только своему постояльцу, но и «немцу» из предыдущего романа. Москвич Гера презирает его за такую позицию, но сам вынужден скрываться у него от призыва. Честная жизнь по правилам не годится для выживания в данной системе. И это понимают и высшие, и низшие слои. Но гегемония не у них – она у системы, хотя высшие слои, конечно, гораздо более эффективно оборачивают власть и ресурсы на свою пользу. 

Личная жизнь Геры тоже терпит крах. После этого, в конце повествования автор дает своим персонажам шанс совершить поступок, который может восстановить их маскулинность, однако читателю достаточно трудно в это поверить. Иерархия маскулинностей в данной случае – это иерархия бюрократической и в прямом смысле насильственной власти над всеми остальными. Власть хотя бы над своей жизнью и обстоятельствами для всех них проблематична. 

А что же женщины? Они и их чувства – это награда, которую ни один из этих персонажей не получает. Жена, расставшись с мужем, требует от него деньги и препятствует общению с дочерью. Дочь – главное страдание персонажа – не хочет видеть отца. Красавица возлюбленная, новая жена, которую он перестал любить, занята ремонтом роскошной квартиры и подготовкой к родам. 

Второстепенные персонажи – профессиональные женщины или женщины во власти представлены как сексуализированные хищницы. Потребление и борьба за ресурсы – удел женщин в такой патриархатной системе. Их главный ресурс –  близость (в первую очередь интимная) – к сильным мира сего («Немцы»). Ни крестьянину, ни московскому тинейджеру (тинейджер он скорее не по возрасту, а по степени инфантильности) награда также не достается. Саня, невеста Панюкова уходит к другому, спивается и погибает. До гибели она не прекращает заботиться о бывшем женихе. Татьяна, московская подруга и любовь Геры, не прекращает связь и заботу о другом возлюбленном, пожилом человеке с либеральными идеалами начала 1990-х годов. Удел этих женщин из разных социальных слоев парадоксален – они продолжают заботиться о любимых и при этом теряют любовь. 

Кризис маскулинности оборачивается не только невозможностью управлять своей жизнью, которую подминает под себя обезличенная власть силовых структур и персонифицированная власть начальства. Она оборачивается разрушением чувств, романтических связей и, в экстремальном варианте, – драматическим крушением самой жизни, и мужчин, и женщин. Для пожилого возлюбленного Татьяны современность – это предательство «мечты о воле, правде и добре» (с. 283) за право «никого не любить, за право всем рвать пасть, а в целом говоря – за похвальбу» (с. 284) Однако утрата идеалов – всего лишь боковая линия повествования. 

Парадоксальным образом, и мужчины из высших слоев, и мужчины из низкоресурсных групп воспринимают себя как подчиненных даже не системе, а «господам», обладающим не диффузной, а вполне конкретной и практической властью, которая утверждается с помощью физического и символического насилия. Благополучие – удел волков, господ, избранных, тех мужчин, которые готовы на насилие. Однако их позиции не надежны – господа легко превращаются в рабов. Гегемония оказывается призрачной фикцией, а любые позиции, и высшие, и низшие – уязвимыми. Писатели реагируют на это с социологической точностью. 

Какова же в России гегемонная маскулинность? Она должна быть привлекательной, соблазнять, заставлять себе подражать и воспроизводить свои образцы. Я воздержусь от того, чтобы делать выводы на основе всего двух, хотя и заметных, романов. Однако ответ просматривается: нео-номенклатурная система поддерживает идею патриархатной гегемонной маскулинности, которая не имеет под собой реальной частной собственности и личных прав как основы. Блага оказываются эфемерными, а персонажи – беззащитными. Они уничтожают сами себя (и не только себя), устойчиво воспроизводя систему, их порождающую. 

Есть только один – но важный позитивный вывод – социально острая художественная литература в России существует. И почва для нее весьма питательна.

Литература:

Терехов А. Немцы. М. Астрель 2012 (премия Нацбест) 

Дмитриев А. Крестьянин и тинейджер. М. Время 2012 (премия Русский букер) 

***

Кон И. Мужчина в меняющемся мире. 2006 

Здравомыслова Е., Тёмкина А. 2002. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(N)ственности. Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение. C. 432—451. http://www.eu.spb.ru/research-centers/gender-studies/publications 

Мещеркина Е. 2002. Бытие мужского сознания: опыт реконструкции маскулинной идентичности среднего и рабочего класса // о муже(N)ственности. Сборник статей. Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 268-288.http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/16710964.html 

Тартаковская И. 2003. «Несостоявшаяся мужественность» Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей/ Под ред. Л.Н. Попковой, И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.С. 42-70. http://library.gender-ehu.org/hms/attach.php/t__articles.files/id__271/Tartakovskaya.pdf

Чернова Ж.В. 2003 «Мужская работа»: анализ медиа-репрезентаций

Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей/ Под ред. Л.Н. Попковой, И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003

Темкина Анна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).