Мы публикуем шестую часть стенограммы форума «Наука и рынок. Маркетинг и тенденции развития издательств научно-популярной литературы», проходившего в рамках проекта "Популярная наука" - выступление соучредителя магазина «Фаланстер», организатора проекта «Циолковский» Бориса Куприянова «Литература научно-популярного направления: дань моде или долгосрочная тенденция?». Акция проходила 29 ноября 2011 г. в рамках проекта „Популярная наука“. Проект организуется в рамках Российско-германского года науки, образования и инноваций 2011/2012.
Вы знаете, я постараюсь не занимать долго Ваше внимание, и постараюсь говорить очень немного, у меня у доклада провокационное такое название, которое не я придумал, которое за меня придумала Ольга, за что я ей благодарен, потому что у меня оно было бы более злым. В нем я постараюсь ответить на некоторые моменты, о которых мы говорили. Я буду говорить о научно-популярное литературе, которую буду подразумевать почти так же, как говорил предыдущий оратор, только поставлю одно небольшое дополнение. Я буду говорить о книгах для широкого круга читателей, не имеющих специального образования, по естественным и точным наукам. Я не буду говорить о гуманитарной литературе. Я не буду говорить о литературе гуманитарного свойства. Потому что это все-таки немножко разные вещи, и путать их здесь не хочется. Потому что мы находимся в здании политехнического музея, который располагает все-таки к более техническим, естественнонаучным вещам.
Давайте попробуем проследить, каким образом, когда вообще сформировалась научно-популярная литература. Как нам замечательно сказали, она сформировалась в XIX веке, был ее взлет. Чем он был обеспечен? Почему именно в каких-то непосредственных культурах выходило много научно-популярной литературы. Ну, у меня есть подход совершенно марксистский. Могу сказать, что был определенный заказ социальный на эту литературу. Если мы проследим места авторов и темы данной литературы, то увидим, что там, где нужно сделать атомную бомбу, там выходит очень много научно-популярной литературы по физике. Там, где нужно делать новый прорыв в электронной области, выходит очень много научно-популярной литературы по математике. Никакого заговора здесь нет. Здесь есть естественный запрос общества, который реализуется в издателях и регулирующих структурах, которые поддерживают данных издателей. Хороший пример, конечно, Советский Союз в данной ситуации, которому было нужно много инженеров в самых разных областях, и научно-популярная литература была на очень большом подъеме. Конечно, можно ответить, что научно-популярная литература служит не только как пропаганда и популяризация науки. Да, безусловно, у нее есть другая функция, функция так называемого научного развлечения. Я специально обратился к своим британским коллегам из крупной книжной сети, чтобы они дали мне какую-нибудь статистику по поводу возрастного среза, кто покупает научно-популярные книги. Но точно они мне ответить не могли, но сказали с большой долей вероятности, что примерно 70% покупателей – это люде до 30 лет, то есть это те, кто пытается формироваться. Значит оставшиеся 30% делятся очень неоднородно: 20% -- это люди, которым уже за 50 лет, которые пенсионного возраста; и только 10 % -- это люди, которые сейчас находятся в активной рабочей среде, которые активно работают в данный момент. То есть, на самом деле, даже на Западе, функция популяризации науки, пропаганды науки выполняется. Если мы относим все-таки 100 % людей пенсионного возраста, которые читают научно-популярную литературу как функцию развлечения, то с категорией до 30 лет можно как-то поспорить. Нельзя провести точную статистику, но есть надежда, что большинство этих людей все-таки пытаются выбрать свой путь и пытаются узнать о мире больше. Поэтому говорить о научно-популярной литературе, как только о поп-культуре я бы не стал. Возможно у Германии просто есть особый опыт. Вот если мы посмотрим, например, на англоязычный рынок, то там очень хорошо заметно смена трендов научно-популярной литературы. За последние 20 лет, в связи с большим интересом к биотехнологиям и основным финансированием этих областей с научной точки зрения, мы увидим, что примерно 45% книг научно-популярных (в строгом смысле научно-популярных книг) связано, так или иначе, с биологией, зоологией, зоопсихологией, генетикой и т.д. Есть ли здесь прямая связь? Я считаю, что есть, потому что издания научно-популярной литературы такого уровня – это достаточно дорогое удовольствие. Ее должен написать хороший ученый, который прекрасно разбирается в теме, или писатель и ученый (что было в советское время, кстати, распространено), или какая-то другая структура. В любом случае, написание научно-популярной литературы требует большего ресурса, чем написание литературы, например, о занимательной психологии, или даже возможно в каких-то других областях. Это требует отрыва человека от производства, от его деятельности и так далее. Есть масса нюансов. Важную роль здесь, конечно, играют государственные дотации и государственные гранты на издание научно-популярной литературы. Я не знаю, как ситуация происходит в Германии, но вот во Франции, я знаю, что по некоторым областям есть специальные государственные гранты научно-популярной литературы. Такая же ситуация происходит в Америке, где очень плохо с грантами. Примерно обозначив эти вещи, я не хотел бы делать никаких выводов, чтобы выводы мои не воспринимались спорно. Я предлагаю только определенную информацию к размышлению.
Если мы говорим о социальном заказе, если мы говорим о том, что государство заинтересовано и пытается быть заинтересованным в развитии тех или иных областей, и с самого юного возраста до взрослого возраста пропагандирует какой-то раздел знаний, и выдает гранты на создание этих книг, можно проследить за тем, какие, например, основные тренды за последние 50 лет были в Америке в научно-популярном издании. Они полностью совпадают с самыми передовыми разработками, с передовыми трендами научными. Кто в начале, кто потом – я сказать не могу. Но эта связь совершенно естественна. И приходим мы к совершенно страшному вопросу. Я опять же консультировался со своими английскими друзьями и пытался добиться от них такой совсем уже иезуитской статистики. Повлияли ли реформы Тэтчер, связанные с образованием, на популярность научно-популярных книг? Но для них этот вопрос был достаточно сложным, потому что статистика в такие времена не велась. Нашли мне одного человека, который, собственно говоря, 45 лет работает в небольшом магазине в окрестностях Оксфорда, который сказал, что да, научно-популярной литературы стало меньше с дней либеральных реформ. Ну, доверять ему 100% мы не можем. Это его субъективное мнение.
Возможно ли развитие научно-популярной литературы в стране, где нет науки, в принципе, где нет образования? Этот тот вопрос, на который надо ответить сначала, перед тем, как строить диаграммы. Зачем научно-популярная литература в стране, где науке не уделяется никакого интереса и никакого общественного и государственного внимания. Вот на этот вопрос надо ответить, и тогда все встанет на свои места. Пока научно-популярная литература в России развивается, скорей вопреки, а не благодаря общему интересу к научному знанию. Я глубоко убежден, что эти вещи связаны. И давайте проследим, что происходит сейчас. И вот, собственно говоря, мы приходим к названию моего доклада, который называется там как-то очень спекулятивно, по поводу того, что мода или тенденции и прочее. Если мы поглядим на развитие научно-популярной литературы за последние 10 лет, то мы видим, действительно, грандиозный провал. Когда в течение 90-х годов и в начале 2000-х не издавались фактически научно-популярные книги. Крайне немного и некачественно переиздавались книги советские, в очень небольшом количестве. Опять же, чаще всего это был какой-нибудь, действительно, Перельман с «Занимательной арифметикой» или еще что-нибудь в этом роде. Кроме некоторых, совершенно активистских, энтузиазистских (от слова энтузиазм) движений, как например, издательство «Амфора», которое первое стало издавать Хокинга, еще некоторые издательства, которые активно стали действовать на этом пути, но не очень активно, конечно, потому что серия «Амфоры» научно-популярная, в ней вышло порядка менее 20 книг, и, в принципе, серия была провальной. Кроме Хокинга, остальные книги не покупали. Хотя там были классические известнейшие книжки. Что-то делало «НЛО», какие-то еще небольшие попытки были с разных сторон. Но они все канули в лету, и никто не может посмотреть на их дальнейшее развитие. Даже такие большие проекты как «Амфора», они, в общем-то, фактически закрылись.
Три года назад фонд «Династия» во главе с Зиминым стал активно пропагандировать научные знания. И активно пропагандировать издание научных книг. Я не знаю, может быть, конечно, нынешние тенденции связаны с речью Президента, насколько я знаю, все книги, которые вы показали, выпущены с грантами фонда «Династия». То есть фонд «Династия» купил права, оплатил перевод и так далее. Ну, может быть здесь, конечно, виноват Президент, но у меня другое мнение на этот счет. Значит, фактически насильно в нашу книжную индустрию были введены потрясающе качественные прекрасные образцы западного научпопа. Потому что первые из них, в принципе, тоже не были прочитаны. Например, до сих пор не прочитана книжка А.М.Леруа «Мутанты», которая вышла одна из первых в их серии. Прекрасная книжка о генетике, одна из лучших. Большие проблемы были у «Альпины нон-фикшн» с книжкой «Паразиты», которая вышла не так давно. Прекрасная тоже, необыкновенно написана замечательным языком, познавательная, почти детективная история про эволюцию. Сейчас ситуация стала лучше. Чуть-чуть, но не сильно. Поэтому говорить о каких-то серьезных изменениях, вот можно говорить о заслуге непосредственных персонажей. Насколько такая литература будет популярна в России, это вопрос. Мне кажется, что после нескольких удач. После удачи, прежде всего, Даймонда, Хокинга, еще нескольких авторов, российские издательства увидели, что существует такой рынок научно-популярной литературы, и стали бросаться в него с головой. Как вы правильно сказали, что если здесь есть АСТ с ЭКСМО - значит нам здесь, в принципе, вообще делать нечего. Так оно, наверное, и есть, потому что из моей беседы с Валентином из фонда «Династия», он рассказывает, что к нему уже часто приходят люди, приносят список книг, которые они хотят купить, которые взяты тупо из их списков бестселлеров, которые уже куплены. То есть все бестселлеры уже расписываются на первичном уровне и издательства конкурируют с ними.
Насколько в России будет популярна научно-популярная литература? Вот этот новый взлет, новый подъем, который можно констатировать, что он произошел за последние два года. Я думаю, что насыщение пройдет очень быстро, и особой популярности в России научно-популярной литературы нет, по той простой причине, что не существует науки, и незачем пропагандировать научные знания в этой стране. Ни государственно, ни на частном уровне. Я живу здесь, мы открыли только что магазин «Циолковский», который должен это делать, и будем продолжать эту ситуацию развивать, но никакого большого социального заказа, никакого общественного интереса к научно-популярной литературе, в принципе, не будет. И к несчастью, вот этот вот современный взлет закончится опять провалом и забвением. Дай Бог, чтобы я был не прав. В конце концов, мы открыли магазин «Циолковский» специально, чтобы это было не так. Но такое подозрение есть, потому что я не вижу причин, которые могут вызвать интерес к научно-популярной литературе. Кстати, между прочим, еще добавлю буквально два слова в конце по поводу возраста. Я говорил про возраст в Англии, так вот по моим наблюдениям и по нашей статистике, внутримагазинной, в основном покупают научно-популярную литературу люди за 40 лет, то есть те люди, у которых есть уже устойчивая любовь к знаниям, науке. Для них это словно научное развлечение, для них это развлечение, они пытаются таким образом вернуться к своим каким-то корням. Они сейчас может быть торгуют нефтью и лесом, но им очень хочется почитать о том, что же происходит с физикой, которой они посвятили 5 лет своей жизни, учась в университете. Спасибо большое.
(Ольга Ро, модератор) Ну что ж, концентрация позитива возрастает. Да, пожалуйста, вопросы.
(Вопрос из зала) Меня зовут Ирина Опимах. Я человек, который делает такую литературу. Я ведущий редактор серии «Галилео». Я вот даже принесла с собой книжки, ну, наверное, вы их видели. Обложки у нас делает замечательный Андрей Бондаренко. В этой серии у нас издательство «Колибри», «Иностранка», издательский дом «Аттикус-Азбука». Вот все то, что Вы говорили, Борис, я, так сказать, на своем опыте все это дело вижу, и, несмотря ни на что, мы делаем эти книжки, и более того, некоторые книжки из этой серии переиздаются, хотя тиражи их средние, порядка 4000. Но порядка 6 книжек из серии уже переиздавались, и там пару уже даже 2 раза переиздавались. Я просто хочу сказать, что у меня такое ощущение, что определенный интерес к такого рода литературе сейчас как раз наблюдается, поскольку…….
(Борис Куприянов) Кто является потребителем этой литературы?
(Ирина Опимах) Ну, так называемая таргет-группа. Это старшие школьники, студенты и их родители, которые покупают эти книги, родители, потому что научно-техническая интеллигенция. Это люди, которые живут в научных городках; это ребята студенты, которые понимают, что их будущее научное может быть связано не только с этой страной, но и с другими странами; у которых просто есть любопытство и желание познать этот мир, в котором мы живем. Ну, я не знаю, мне кажется, что не так все пессимистично, мне хочется верить в нормальное светлое будущее, научное будущее нашей страны. Потому что все-таки здесь еще живут люди любознательные, которым важно понять, что такое коллайдер. Кроме того, к примеру, что такое геном и что он может дать человеку. Кроме того, мне кажется, что интеллигентный человек, интеллектуал в сегодняшнем мире должен широко быть образованным. И поэтому, если ты попадаешь в приличное общество, какие-то вещи просто неприлично не знать. И вот для такого рода людей мы и делаем эти книги.
(Борис Куприянов) Я с Вами совершенно согласен. И мало того, тоже надеюсь на это. Но проблема в том, что науку в современном мире делают не любознательные люди, а делают огромные научные структуры и институция, понимаете. Этих структур и институций в нашей России нет, и нет никаких перспектив, чтоб они возникли, нет никаких оснований, чтобы видеть это. Извините, пожалуйста, я прошу взять некоторую паузу в вопросах ко мне просто по технической причине, совершенно, потому что я своей машиной запер какую-то другую машину, и человек в течение всего времени звонил мне, и уже, видимо, проколол колеса. Если Вы меня отпустите на 5 минут, я с удовольствием ее переставлю. Спасибо, извините.
(Ольга Ро, модератор) Ну что ж, мы отпустим Бориса, и, наверное, сами прервемся на кофе, а потом вернемся к этому разговору и продолжим его другими темами. Спасибо нашим докладчикам.
(Ольга Ро, модератор) Ну что, коллеги, мы продолжаем с того места, на котором мы прервались. Поскольку вторая наша сессия должна быть посвящена способам и методам продвижения, мне бы хотелось, чтобы Борис закончил свое выступление, рассказав о том магазине, который они затеяли здесь, в рамках Политехнического музея, а потом у Вас будет возможность задать вопросы докладчикам первой сессии, и мы перейдем плавно ко второй сессии.
(Борис Куприянов) Спасибо большое. Я постараюсь ответить на вопросы, посвященные моему выступлению и в первой части, и до перерыва. Готов, наверное, это сделать. Извините ради Бога, что так все получилось разорвано, во многом по моей вине. Я, на самом деле, хочу сгладить несколько общую ситуацию после мрачного прогноза, в который мне самому не хотелось бы верить, который является, скорей, редостережением, чем точной и понятной историей. Хотел бы рассказать о нашем опыте работы с научно-популярными книгами и о том, что мы делаем для этого. Действительно, два года назад силами некоторого количества энтузиастов научно-популярные книги стали активно издаваться в России. Книги очень хорошего качества, книги переводные, чаще всего. Были большие проблемы (насколько я знаю у премии «Просветитель» тоже) с отечественными авторами. Первая проблема, на которую все они ссылаются всегда, это проблема финансовая. Потому что, чтобы попросить ученого написать научно-популярную книгу, надо оплатить ему год его работы, что накладно в современных российских издательских вещах при тех гонорарах, которые выплачиваются авторам. Но, тем не менее, надо сказать, что некоторые прорывы в этой области есть. Например, книга Успенского, известного математика, например, книга «Тысяча лет озарений» Сергея Иванова, историка и византивиста, и книги русских авторов появляются. Другое дело, что к несчастью появляется уже обратная сторона медали. Уже появляются авторы, которые штампуют по 20-30 научно-популярных книг в год. И с ними тоже возникает некоторая проблема, связанная с тем, что просто качество этих книг не вполне соответствует тому качеству, которое было заявлено в самом начале фондом «Династия», которые приняты теперь, можно сказать, на российском книжном рынке. На самом деле идея создания магазина «Циолковский» в Политехническом музее, который находится прямо за углом от нас, в 7 подъезде, родилась достаточно спонтанно. Так как сейчас представителей Политехнического музея уже нет в зале, я могу их хвалить, совершенно, без всякого камня за пазухой. Когда в музей пришла новая команда, когда появился фонд поддержки Политехнического музея, совершенно активные, современные, что самое главное, молодые люди, которые хотели изменить музей, хотели сделать музей другим, и делают, и будут делать музей другим, они понимали, что в такой большой институции как музей, необходим книжный магазин. Если они хотят сделать научный техническо-культурный центр, что уже получается благодаря электорию, благодаря тому, что мы сейчас сидим здесь, а не в какой-нибудь другой аудитории, то книжный магазин для такой институции необходим. Нам было сделано предложение, от которого мы просто не могли отказаться, потому что нам понравилась эта идея, потому что нам понравилось делать магазин самого широкого профиля, но с определенными акцентами на научно-популярную литературу, нам показалось это интересным. Хочу сразу сказать, что была оказана неоценимая помощь от, собственно говоря, музея и от фонда поддержки Политехнического музея, но магазин существует на совершенно коммерческих основаниях, он платит коммерческую аренду. Все взаимоотношения с Политехническим музеем базируются на взаимовыгодной, ни в коем случае ни грантовой, ни дотационной основе, что, конечно, жалко для нас, но, это, в общем то, один из наших принципов, потому что мы стараемся быть коммерчески независимыми. Работать в Политехническом музее и с Политехническим музеем нам очень удобно и интересно. Действительно, это одна из немногих государственных структур, которые открыты к изменениям и активно их хочет. Что мы думали, когда мы открывали магазин в Политехническом музее? Название «Циолковский», конечно, выбрали не случайно. Нам нужно было, чтобы название было узнаваемым, чтобы название вызывало у всех определенные эмоции. Но не будем вдаваться в личность самого Циолковского, в перипетии его судьбы, не всегда, надо сказать, приятные и интересные. Ассоциации это у всех вызывает примерно одни и те же. Это наука, это прогресс, это какое-то движение, таким образом, возникло название. Мы сразу заявили, что это будет магазин, отличающийся от магазинов «Фаланстер», с которым мы имеем честь работать, что он будет немножко другого профиля, что он будет более широкого круга, что больше внимания мы уделим детской литературе, и особенно не только детской литературе, но особенно литературе научной и научно-популярной. Особо выделена детская научно-популярная литература. Насколько у нас это получилось, пока говорить рано, потому что магазин открылся в начале апреля, я думаю, что итоги подводить сейчас нельзя. Но он как-то развивается тихой сапой. Конечно, если бы мы делали просто книжный магазин без всяких самовзятых на себя обязательств по поводу научной литературы и научно-популярной, мы бы достигли большего экономического эффекта. Но нам это не так интересно, потому что хотелось бы посмотреть, насколько такая литература покупабельная и насколько она имеет спрос.
Пока, возможно, наши ожидания оправдались не сильно, но мы считаем, что в течение года магазин себя оправдает и выйдет на те показатели, которые мы планировали. Мы просто планировали их раньше достичь. Так как это магазин для всей семьи, так как это магазин для людей, читающих и любящих читать, мы сформулировали, собственно говоря, нашего покупателя очень просто. Это человек с высшим образованием, практически читающий, т.е. имеющий практику чтения, не читающий от случая к случаю, не ищущий учебник или какую-то другую вещь, которая необходима сейчас, а старающийся читать, как Вы говорили любознательные, довольно открытые к познанию нового. Действительно, надо признать, что может быть из-за того, что мы находимся в Политехническом музее, может быть из-за того, что мы сразу настаивали на какой-то научно-популярной основе, научно-популярная литература покупается в магазин «Циолковский», возможно, даже к удивлению для нас, больше, чем в магазине «Фаланстер», и выбор здесь ее больше, и интересной здесь больше. Но особенно хотелось бы отметить (вновь появляющиеся, вот они уже были на презентации предыдущего оратора) то, что происходит сейчас с детской литературой. Детская литература тоже находится, на мой взгляд, досужего покупателя, отца, если хотите, на определенном подъеме, это вселяет большую надежду, и появился целый сектор детской научно-популярной литературы, не книжки там «Танки», «Машины» или «Тачки-4», я не это имею в виду. А я имею в виду именно просветительскую пропагандистскую литературу, как например, книжки Хокинга для детей, как, например, серия интересных книг по самым разным областям, на мой взгляд гуманитарным, которые выходят «Розовый жираф». Вообще «Розовый жираф» -- лидер, наверное, в этом направлении. Книжки действительно очень интересные. И при прочих равных они, неожиданно, пользуются бОльшим спросом сразу, чем обычные детские книги того же издательства. То есть их ждали, и их с удовольствием читают и покупают. Ну опять же не хочется делать выводы, определять почему же так происходит. Самое простое, что можно предположить это то, что родители, получившие высшее образование, воспитанные на каких-то журналах «Юный химик», «Юный техник», пытаются сделать детям если не такое же детство как у себя, то пытаются дать им те же возможности, которые были у них в детстве. Но и детский интерес к этим книгам необыкновенен. Выводы, которые мы сделали из этой ситуации, мы стали проводить постоянно, вначале самостоятельно, а теперь уже с поддержкой лектория Политехнического музея, постоянные детские мероприятия, встречи с авторами, которые проходят в летнее время 1 раз в неделю, осенью – 2 раза в неделю, и больше половины из этих мероприятий так или иначе связаны с научно-популярной тематикой. Это может быть биолог, который рассказывает про книгу о животных; это может быть лингвист, который рассказывает, почему разные языки, это может быть физик, и, на самом деле, интерес у детской аудитории и главное, конечно, не у детской аудитории, извините за выражение, за цинизм такой, а у взрослой аудитории, аудитории их родителей, которые в конечном итоге должны заплатить за эту книгу, очень большой. Я думаю, что это связано с какими-то, может быть, минусами, пробелами в школьной истории, потому что когда учился я, в советское время, у нас куда больше информации в школе было по пропаганде знаний и научного знания. Возможно, сейчас в школах не такая происходит история. Но, тем не менее, это действует, и действует очень интересно. Я не готов назвать цифры, насколько у нас увеличилась продажа книги Хокинга детской, двух детских книжек Хокинга, после проведения мероприятий, но то, что интерес к ним у детей необыкновенно велик, я совершенно согласен. Что касается провинции и нашего взаимодействия с провинцией, то есть маленькая ремарка. Хотелось бы, конечно, поспорить с предыдущим докладчиком, потому что, что происходит в провинции мы не знаем. Мы давно поставили на нее крест, решили, что там никто не читает, это никому не нужно, решили, что люди не могут покупать там книги, дороже, чем 300 рублей и прочее. Но статистика у нас есть только по некоторым сетевым магазинам.
Как показывает опыт, например, книжного магазина «Пиотровский» в Перми, все не совсем так. Люди читают, читают с удовольствием, люди готовы покупать хорошие книги, пусть стоят дорого, люди готовы книги читать, готовы книги обсуждать. Мы не знаем статистику Озона, мы не знаем, сколько книг Озон поставляет в Москву, а сколько поставляет за ее пределами. Мой друг, ростовский писать Василий Авченко покупает в Озоне на 4000 рублей книг в месяц, это очень качественные книги, потому что и покупатель их достаточно образованный человек. Но возвращаясь обратно к «Циолковскому», успех мероприятий детских не совсем кальерирует с успехом мероприятий взрослых. Взрослых мероприятий у нас проходит больше, чем детских. То есть примерно три мероприятия в неделю. В основном, это все-таки мероприятия, связанные с гуманитарной областью, чтение стихов, поэтические мероприятия, презентации книг. Мы стараемся делать научно-популярные взрослые мероприятия, но получается это сложнее. Во-первых, потому что на взрослую аудиторию не все ученые готовы говорить, и готовы говорить просто и внятно и участвовать в дискуссии, я думаю, что лучше бы на это историю Вам рассказал бы Борис из Полит ру, потому что у них постоянные проблемы со спикерами. Но чего-то получается. Мы провели несколько научно-популярных презентаций. Не могу сказать, что они пользовались большим спросом, потому что не могу сказать, что пришло много людей. Во-первых, в России, к несчастью люди совершенно отвыкли от презентации научно-популярной, научной книги. Посмотрим, что сейчас будет на нон-фикшн, где Марков будет представлять свой двухтомних про эволюцию. Увидим, может быть, все изменится. Но, как это ни странно, из всех презентаций и встреч с авторами, как раз встречи с авторами научпопа проходят хуже всего. Ну, вот такая практика.
Вот собственно то, что я хотел сказать. Если у Вас есть ко мне какие-то вопросы, я готов на них ответить.
(Ольга Ро, модератор) Позвольте я только добавлю. Борис, в силу скромности видимо, не сказал, не пригласил посетить магазин, но сказал, действительно, что он в седьмом подъезде, там в рамках конференции и в рамках форума сделана особая выставка, условно назовем это выставкой, но, во всяком случае, книжки по научпопу очень удобно выложены, и, пожалуйста, тех, кого эта тематика интересует, кто хочет посмотреть, что издается сейчас, увидеть те книги, которые представлены в презентации. Если кто-то, какие-то наименования не знает, милости просим.
Теперь, пожалуйста, вопросы к докладчикам. И я опять же по праву модератора, позволю себе задать вопрос одному из тех, кто из немецких докладчиков готов на это ответить, тот вопрос, который задал Борис. Есть ли в Германии гранты на издание научно-популярной литературы?
(д-р Давид Йольс) Формулирую следующим образом. По научно-популярной литературе очень мало премий. То, что касается премий для беллетристики, то это область весьма широкая. Мне кажется, примерно 2 литературные премии в день вручаются. То, что касается научно-популярной литературы, гораздо меньше этих премий. То, что касается научной литературы, то я могу сказать, что ситуация выглядит в общем сложнее. И нужно провести точную границу. Есть ученые, которые получают оплату труда от государства, и есть еще дополнительные субсидии на книгопечатание, то есть, например, различные ведомства могут предложить средства для того, чтобы Вашу книгу напечатали, но то, что касается научной литературы, то большая часть книг продается непосредственно в библиотеке. То есть, по сути дела, таким образом идет субсидирование. То, что касается премий, то я могу сказать следующее. Специальные журналы также вручают свои собственные премии. Мне кажется, что есть гораздо больше премий, которые вручаются журналистам, которые пишут научные статьи. И поэтому я могу сказать, что автор научно-популярных книг, по сути дела, ставят коммерческий продукт и поэтому создание данного продукта финансируется на открытом рынке, на свободном рынке.
(Ольга Ро, модератор) Спасибо большое. Вопросы, пожалуйста, к докладчикам.
(Вопрос из зала) У меня есть вопрос к нашим немецким гостям. Я преподаю немецкий язык в техническом университете. И у нас старые дурацкие учебники, которые студентам не нравятся. Поэтому интерес со стороны студентов к дисциплинам падает. Скажите, пожалуйста, предполагаете ли Вы когда-нибудь с российскими ВУЗами сотрудничать для того, чтобы производить новее учебники по техническим дисциплинам, и, возможно, это также приведет к росту интереса к немецкому языку. Может быть Вы таким образом планируете популяризовать немецкий язык, способствовать его интересу, как это делает Немецкий исторический институт. Мы боремся за немецкий язык изо всех сил, но нам нужна Ваша поддержка. Отдельно, самостоятельно бороться для меня это очень тяжело. Я работаю с дурацким учебником, но у меня нет ничего другого. Я не могу купить нормальную, немецкую, изданную в Германии книгу. Мне это не разрешается в нашем университете. Возможно, если Вы с нашим университетом будете вести какое-то сотрудничество, тогда мы может быть получим новые интересные учебники. Спасибо, если Вы сможете ответить.
(Ольга Ро, модератор) Вопрос в определенном смысле частный. Конкретный ВУЗ вряд ли может снабжаться конкретным издательством. Вы знаете, если Вы позволите, я бы вопрос сформулировала бы так. По каким учебникам обучают техническим дисциплинам студентов Германии и налажен ли какой-то обмен между ВУЗами? (модератор)
(д-р Ева Вилле) Итак, мы снабжаем отдельные технические университеты в Германии, и сейчас то, что касается электронных книг, мы все больше и больше заключаем договором с университетами. Это значит, что мы как издательство, в зависимости от того, в чем нуждается данное конкретное ВУЗ, на английском языке например, тогда мы с помощью Великобритании поставляем книги в переводе на немецкий язык. У нас в Германии ситуация складывается таким образом, что очень часто, прежде всего учебники американцев и англичан превалируют на рынке, преобладают на рынке. Там совершенно другая культура издания и так называемая литература для колледжей выглядит иначе, чем строгие немецкие научные книги и учебники, поэтому мы по сути дела все начинали с переводной литературы, с английского языка, а потом постепенно все больше и больше мы находим немецких авторов, которые ориентируются как раз на литературу, то что называется для колледжа, и пишут новые учебники для Германии. Поэтому так, например, у нас есть каталоги, их нужно просто посмотреть, и Вы увидите по каталогу, что мы поставляем книги в разные страны мира. Так что те книги, которые Вам нужны, Вы точно сможете найти.
(Ольга Ро, модератор) Скажите, а Вы даете зарубежным ВУЗам доступ к Вашей электронной библиотеке? Может, наших коллег это может заинтересовать.
(д-р Ева Вилле) Вы знаете, то, что касается электронных моделей бизнеса, так мы их теперь называем, они все конечно же экспериментируем, и конечно же есть различные подходы к этому. В Германии в настоящий момент выглядит ситуация таким образом, что библиотеки начинают закупать сканеры и просто сканируют книги, и затем можно будет скачать эту книгу из библиотеки. Конечно же, мы как издательство не хотели бы такую возможность предоставлять, потому что Вы же понимаете, что мы должны вести экономическую деятельность, мы платим гонорары авторам. То, что касается книг из Америки, то они все больше и больше поступают в Европу, из Великобритании много книг в Европе распространяется, и много электронных книг закупается, и печатная книга тоже закупается. И вот эта печатная книга продается на определенный курс, и во время семестра или второго семестра предоставляется доступ к электронной версии данного учебника. И доцент преподаватель может эту электронную книгу использовать и кроме того, добавлять свой собственный материал, то есть, например, это может быть русский материал, или немецкий материал, который таким образом дополняет содержание английской книги. И благодаря имеющемуся программному обеспечению преподаватель может проводить экзамены, или, например, еженедельные семинары проводить. Мы, таким образом, большое количество опыта уже набрали в этой сфере. Например, в начале сервер в воскресенье вечером просто падал, потому что мы знаем, что в воскресенье и в субботу практически мало что происходит. Но в субботу вечером студенты все начинали хором писать их работы, или они должны были сдавать их работы в воскресенье вечером. И тогда в этот момент сервер все время накрывался. И я должна Вам сказать, что интересным Вам покажется, что программирование проходит в основном непосредственно отсюда, недалеко отсюда. Программирование нашего сервера ведет российская команда. Я не знаю как правильно нужно сказать -- Карелов или Горелов ведет эта команда. И сейчас мы уже называем их команду Уайли Плюс. Программное обеспечение готовиться здесь, таким образом, в тесном сотрудничестве с редакционной коллегией в Германии и в Америке. И порядка одного миллиона американцев студентов, прежде всего, участвуют в этой обучающей программе, но мы констатируем, что студенты с удовольствием хотят иметь печатную книгу, они вовсе не хотят, чтобы у них была возможность только по электронной книге в основном представлено. Поэтому мы предложили такую комбинацию. На ограниченное время мы даем доступ к книгам профессору и преподавателям, студенты покупают саму печатную книгу и что нередко эта книга всю жизнь им служит, а американским университетам, как правило, те, кто не использует дальше книгу, например, они прерывают обучение, они эту книгу сами продают кому они хотят дальше.