будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура

Научпоп в России

Научпоп в России
2
Наука и рынок. 2

Мы публикуем вторую часть стенограммы форума «Наука и рынок. Маркетинг и тенденции развития издательств научно-популярной литературы» в рамках проекта "Популярная наука" - выступление шеф-редактора журнала «Книжная индустрия»Елены Соловьевой «Научно-популярная книга в России: от космоса до нанотехнологий.
Динамика спроса и предложения». Акция проходила 29 ноября 2011 г. в рамках проекта „Популярная наука“. Проект организуется в рамках Российско-германского года науки, образования и инноваций 2011/2012.

    

Ольга Ро. Спасибо большое.  И теперь про российский рынок.  Елена Соловьева «Российский рынок научно-популярной книги».

Елена Соловьева. При совместных мероприятиях с определенными учреждениями в рамках симпозиумов, как правило, бывает такая ситуация, что организаторы не заинтересованы в том, чтобы определенная тема была представлена в прессе, а издательство хотело бы, чтобы в центре внимания была книга, и по этому есть такой пример в нашей деятельности как «Unseld Lectures», то есть лекции у нашего издательства, и мы, таким образом, пытаемся способствовать тому, чтобы можно было проводить различные научные мероприятия совместно. Как правило, мы совместно организуем такое мероприятие с кем-то еще, совместно финансируем его и готовим какой-то документ по результатам мероприятия. Лейпцигская книжная выставка-ярмарка в марте, Франкфуртская выставка в октябре являются, конечно, самыми важными мероприятиями в нашем книгоиздательском деле, здесь, прежде всего, преобладает беллетристическая  литература, есть, конечно, и ограниченная общественная платформа для научно-популярной литературы. Хотя, нужно сказать, что научно-популярная литература последнее время все больше внимания привлекает, и в Лейпциге мы занимаемся этой выставкой. Должны сказать, что там присуждается  премия по трем категориям: беллетристическая литература, научно-популярная литература и переводы. И нужно сказать, что уже номинация книги на данную премию вызывает большое количество откликов со стороны прессы, и речь идет в данном случае о компаниях, которые ведутся по формированию лонг-листа (long-list) и шорт-листа  (short-list) и так далее. На Франкфуртской книжной выставке в 2012 году аналогично Немецкой литературной премии будет в первый раз вручена премия за научно-популярную книгу.

Таким образом, расширяется количество премий в данной теме, как например в 2009 году была вручена в первый раз в Риме за научно-популярную книгу, которую учредил германский телерадиоканал  NDR. И я бы хотела сделать небольшой экскурс по так называемым спискам бестселлеров. Есть большое количество таких списков, как например есть свой собственный список бестселлеров «Шпигеля», есть список лучших бестселлеров в сфере научно-популярной литературы, есть еще отраслевой журнал, который называется «Биржевой вестник», и кроме того упомянутый мною канал  NDR также имеет свое собственное жюри, в которое входят 26 человек. Можно говорить о смысле бесконечного количества премий, но я думаю, что в  данном случае это другая тема, на которую нет смысла дискутировать, но, в любом случае, для общественного внимания к книге вручение премии имеет большое значение. В 2009 году вышла на немецком языке книга, которая называется «Основы человеческой коммуникации» оригинал «Origins of human communication» американского антрополога Майкла Томаселло (Michael Tomasello). В 2009 году эта книга получила премию Гегеля, и это в результате повлияло на продажи книги.

Я несколько слов скажу еще о дигитализации и о программе web 2.0. Конечно, мы занимались этим вопросом на различных уровнях. Это касается  непосредственно самого продукта, книги и текста, а именно что книга представляется в электронном формате как е-book, таким образом, это ставит дополнительные задачи перед производством. Мы должны наблюдать за отношением читателя к этому и за его поведением, и сейчас это в начале пути и это развитие будет продолжаться. Мы констатируем, что больше и больше журналистов, например, читают книги на цифровых носителях, на e-reader’е или на IPad’e. И, конечно же, сами средства массовой информации, носители информации меняются, большие и малые газеты, например, имеют различные презентационные формы, представленные в газете, это касается радио и телевидения. Таким образом, возникают новые платформы, которые обладают своими собственными редакциями и так же являются объектами ежедневной деятельности. Это требует больше сил и большее количество сотрудников на эту работу. Некоторые процессы идут только в Интернете, и есть большое количество Интернет-журналов, форумов, блогов, и обработать их все очень непросто, это связано с большими расходами. Например, есть такой theorieblog - теоретический блог, который занимается вопросами политической теории, философии, обменом и дискуссиями в научной области и позволяет обсуждать ежедневные политический события. Недавно был создан новый Интернет-ресурс, в рамках которого в течение 12 недель обсуждается какая-то научная книга, и вся эта дискуссия идет онлайн в Интернете. Наряду с классическими текстовыми формами, а именно рецензиями, портретами, интервью, предоставляются новые интерактивные возможности, мы говорим о чатах, о дискуссионных блогах, о лекциях и чтениях в потоках мультимедиа. Таким образом, мы должны выдерживать этот темп развития, а не просто наблюдать за этим процессом. Мне кажется, что это не всегда может быть благоприятным видом деятельности для нашего издательства, мы должны каким-то образом на это реагировать, но и вести свою собственную научную программу. Не могу сказать, что мы полностью должны выставлять ее в Интернет, но, тем не менее, мы должны реагировать на научные темы, которые в данном случае заявляются и сюда входят различные тематические вещи. Без сомнения, мы будем заниматься дальнейшими вопросами дигитализации и изменениями, связанными с рынками. Так, например, на Фейсбуке у нас каждый день обсуждали эту тему, каждый день на нашей страничке в Фейсбуке был пост на эту тему. И, конечно же, без сомнений мы должны будем заниматься вопросами дигитализации и новыми электронными средствами информации. В научном секторе наблюдается особое предпочтение вопросу дигитализации, и я должен привести пример недавно вышла новая книга философа Юргена Хабермаса. 10ого ноября в газете «Ди Цайт» вышла рецензия, очень хвалебная, и 14ого ноября мы наблюдали, что резко повысилась продажа этой книги, начиная с 15.00. Мы искали причину для этого, и выяснилось, что, по всей видимости, это было связано с тем, что в 14.28 газета выставила всю эту хвалебную статью, и это привело к тому, что большое количество покупателей отреагировало на это. Таким образом, мы должны внимательно наблюдать за такими феноменами.

Я хотела привести еще один пример в окончании моего доклада. В отношении последнего примера, на что может повлиять работа с прессой. Это очень приятный пример, который говорит об определенной специфике. Я не хотела бы сказать, что это всегда возможно, но я хотела бы показать, что наш девиз «наука для всех», это, может быть, очень сложная цель, но, тем не менее, это нередко удается. 12 октября этого года появилась книга «Почему любовь приносит боль». Ее написала израильский профессор социологии Ева Иллоуз (Eva Illouz). Это была четвертая книга в издательстве «Suhrkamp». Первая вышла «Чувства во время капитализма», она появилась в 2007 году. Таким образом, в академической среде этот автор пользуется положительными оценками. И это означает, что в момент, когда было заявлено о том, что это книга выйдет, а она была представлена уже весной 2011 года, было большое  количество запросов. «Spiegel» (Шпигель), газета «Ди Цайт» и «Зюддойче цайтунг» (Süddeutsche Zeitung) хотели получить интервью. Большое количество местных и региональных газет, а также журналов о стиле жизни политических  и информационных передач, по сути дела, вся германская пресса хотели получить возможность пригласить этого автора на интервью и сделать передачу о ней. Так как предстояла книжная  выставка во Франкфурте, а там ведь всегда идет охота на новые интересные книжные новинки, все это еще раз обострило интерес к данной книге. И, таким образом, у меня просто голова кружилась от того, сколько сил нужно было потратить координацию данного вопроса, но я  с удовольствием этим вопросом занимался, и Ева Иллоуз присутствовала на выставке. И ее присутствие было апофеозом данного процесса, и затем в телепередаче, которая была посвящена данной книжной выставке, так же вышла в эфир, и журналист и модератор Герт Скобель (Gert Scobel), очень известный человек в Германии, вел беседу с Шарлотт Рош о книге Евы Иллоуз. Шарлот Рош  откровенно сказала, что она всегда боялась научно литературы, но, тем не менее, она с очень большой похвалой высказалась об этой книге. Вот Вы видите как раз Шарлотт Рош, которая держит в руках книгу Евы Иллоуз и которая с очень большой похвалой о ней высказалась. Результатом этого было то, что эта книга так же попала  в список бестселлеров журнала «Шпигель», а также заполучила благоприятную позицию в ранг-листе Аmazon. Мы говорили о том, что научно-популярные книги являются достаточно непростой категорией, в данном случае наша книга заняла 19-ое место, это очень благоприятная ситуация. Но нужно сказать, что, тем не менее, научно-популярные книги в рамках категории, то, что мы называем нон-фикшн, всегда очень тяжело в них пробиваются. После полутора месяцев присутствия этой книге на рынке уже был издан четвертый тираж, и в общей сложности 20 тысяч экземпляров было продано. Я надеюсь, что данная ситуация будет так же продолжаться, так как поступают новые заявки на проведение интервью с Евой Иллоуз, автором этой книги. Причины для данного успеха многообразны. Прежде всего, речь идет о том, что это хорошая, умная книга, а вопросы любви и боли всегда вызывают потенциальный интерес, и, кроме того, эта тема рассматривалась в инновационной, современной перспективе, поэтому эта книга была успехом. Плюс, нужно сказать, что Ева Иллоуз – это успешный ученый, который хорошо понимает и разбирается в социологии. Можно сказать, в социологии как в ремесле, и она очень умная, элегантная женщина, она очень понятно и четко выражает свои мысли, поэтому она пользуется большой популярностью у журналистов. И я хотел бы сказать, что Ева Иллоуз очень важным считает, что ее исследование является действительно серьезным научным исследованием, и она бы не хотела, чтобы ее книга была задвинута в какую-то непонятную нишу, и мы долго думали о размещении наших интервью. И я всегда ей объясняла, в каком данном случае журнале, в какой передаче и в  какой статье речь идет. И нам нужно было очень много внимания и сил потратить на то, чтобы ее книга была правильным образом размещена, чтобы корректно и правильно прошла рекламная кампания в отношении этой книги, то есть мы серьезно поработали над этим вопросом в нашем издательстве. Мы вели дискуссию, в том числе с самим автором, как должна выглядеть обложка. Мы выбрали очень четкий, ясный шрифт для самого названия книги, и, по сути дела, этот шрифт соответствует тем, которые мы используем в нашем издательстве. Мы использовали так же очень яркий цвет обложки, многие называют этот цвет ярко-розовым, на самом деле, он называется пурпурным или цвет фуксии. Нужно сказать, что мужчины вообще не покупают книги розового цвета и книги о любви, но в результате, цвет, который мы выбрали, оправдал себя. И я должна сказать, что, несмотря на все жалобы, которые раздаются о том, что никто не читает книги, тяжелые философские книги, это не повод для того, чтобы пугаться. И наоборот. Шарлотт Рош, которая говорила, что никогда не читала или боялась научных книг, очень ясно и четко выразила свою мысль по поводу Евы Иллоуз: «Наука успокаивает, и она лишает нас страха».

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).