будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Клейн Леонид

Не быть Стенли Кубриком

Не быть Стенли Кубриком
cubrick

Некто Алан Конвэй, стареющий лондонский нищий, алкоголик, авантюрист и гей живет тем, что выдает себя за Стенли Кубрика. Его афера бесхитростна и наивна, как наивны люди, которых он влегкую обманывает. Чарами великого имени околдованы все: от театральных критиков до начинающих рок-музыкантов, от владельца ресторана до таксиста. Так как самозваный Стенли Кубрик не очень забоится ни о правдоподобии своей легенды, ни даже о собственной безопасности, то его обман раскрывается достаточно быстро, что, впрочем, не мешает ему, выбрав очередную жертву, вновь представляться знаменитым кинорежиссером. Секрет "неуловимости" прост: никто не хочет признаться в суде, что был так глупо обведен вокруг пальца каким-то проходимцем. Самое интересное, что окончательное разоблачение, которое, в конце концов, происходит в картине, никак не сказывается ни на психике, ни на поведении, ни даже на образе жизни Алана Конвэя: вместо заслуженного наказания он получает "заслуженный" отдых и коротает время в элитной клинике в компании с реальными кинозвездами+

Таков сюжет фильма, снятого Брайном Куком. В главной роли - Джон Малкович, и это должно восприниматься как цитата из знаменитого фильма "Быть Джоном Малковичем", хотя у картины "Быть Стнели Кубриком" мало общего с эксцентричной артхаузной комедией Спайка Джоунза. Дело в том, что у Джоунза, кроме самозванца действует и реальный Джон Малкович, и это дает эффект "принца и нищего", с напряженной драматургией и настоящей интригой.

У Брайна Кука никакого Стенли Кубрика нет. Режиссер вяло пережевывает старую как мир, перепетую не раз и не пять, тему самозванства. Или вечную проблему несовпадения с самим собой. "Я разве только я - я только краткий миг чужих переживаний" - далее по тексту. Только ничего этого в фильме нет. Главный герой без особого вдохновения, устало вживается в образ Кубрика, чтобы потом вновь вернуться в конуру собственного одиночества. Сцены обмана доверчивых и падких на славу граждан похожи друг на друга: Алан Конвэй везде говорит примерно одно и то же, да и реа кция окружающих на "Стенли Кубрика" предсказуема и однообразна. Забавно? - иногда. Грустно? - местами. Скучно? - почти все время. Никакого сопереживания ни главному герою, ни вообще кому-либо не возникает.

В картине есть два любопытных эпизода. Один - психологический. В какой-то момент ничтожный и никчемный нищий становится действительно знаменитым - его, именно его, фигурой начинают интересоваться журналисты, они ждут Конвэя у дверей его квартиры, чтобы сделать из него своего рода звезду. Кажется, что герой сейчас согласится на постыдную, но реальную славу, но нет - одинокому и несчастному авантюристу проще быть Стенли Кубриком, то есть быть не собой, то есть - быть никем или не быть вовсе.

Другой эпизод связан с гомосексуальным фоном картины. В фильме постоянно обыгрывается нетрадиционная ориентация многих персонажей (кажется словосочетание "нетрадицонная ориентация" звучит очень неполиткорректно и будет скоро запрещено, но пока еще можно, правда?), до середины картины в кадре только мужчины и несколько некрасивых или пожилых женщин. И вдруг в какой-то момент нам показывают группу девушек, танцующих на сцене. Этот луч света в темном царстве мужского "братства" производит сильный культурный эффект и заставляет заподозрить режиссера в том... нет, совсем не в том. Может, дело не в самозванстве? Может, это любовь? К Стенли Кубрику, например?

Кстати, почему именно к Стенли Кубрику, а не Стивену Спилбергу или Вуди Алену? Все дело в том, что история, как говорится, основана на реальных фактах: действительно был такой человек, который использовал имя великого кинорежиссера в корыстных целях. Настоящий Стенли Кубрик даже знал о его существовании. Ну и что с того?

Один человек берет знаменитое имя, чтобы утвердить себя в этом мире. Другой берет то же имя, чтобы снять фильм. Почувствуйте разницу.

Кадр из фильма с сайта Allstars.pp.ru

См. также:

Джон Малкович: Я легче, чем можно себе представить (Интервью журналу L'Express).

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).