будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 25, 2025
Культура
Клейн Леонид

Не дай мне Бог сойти с ума

Не дай мне Бог сойти с ума
hroniki

 Каждое слово в названии фильма знаменитого чешского режиссера точно, емко и стоит на своем месте.


ХРОНИКИ. Фильм начинается с  документальной хроники: Фидель Кастро приезжает с дружественным визитом в социалистическую Чехословакию. Кубинский лидер приветствует трудовой чешский народ, восторженные жители Праги радушно встречают борца с американским империализмом. Стоп кадр. Мы уже в современной Чехии. Отец главного героя - в прошлом диктор национального телевидения, и сегодня, почти через 30 лет, все так же хорошо помнит тексты политических новостей, которые он озвучивал по телевидению: "+посетил с дружественным визитом и присутствовал на торжественном открытии нового цеха по производству..." - опять хроника.

Но это еще не все. Картина Петра Зеленки состоит из нескольких сюжетных линий, каждая из которых вдруг прерывается, чтобы дать место другой. Возникает ощущение нарезки материала, монтажа, лица и ситуации мелькают на экране, как в кинохронике. Вот главный герой, романтический неудачник Петр,  в надежде вернуть свою возлюбленную, приходит в дом, в котором та живет с новым молодым человеком. Вот отец главного героя, пребывающий в многолетней депрессии, звонит по случайному телефонному номеру и знакомится с женщиной. Вот начальник главного героя наряжает женский манекен и представляет себе, что это его любимая.  Существует еще и мать Петра, которая очень озабочена международным положением и сдает донорскую кровь, чтобы как-то помочь несчастным гражданам воюющей Боснии... Конечно, все персонажи связаны друг с другом, но одиночество и разрыв важнее связи, у каждого из героев своя и только своя трагедия, и  хроника побеждает, вырастая из сценарного приема в принцип мироустройства.

ОБЫКНОВЕННОГО. До боли пронзительный, романтичный, местами комичный, но по сути совершенно трагический фильм, в финале которого главный герой неожиданно и нелепо погибает, снят в очень будничной, бытовой обстановке. Петр - работник грузового склада международного аэропорта, и почти треть эпизодов происходит именно там, среди бесконечных коробок, автопогрузчиков, на фоне взлетающих самолетов. Петр влюблен, но он не сидит в кафе, не слушает музыку, не дарит любимой цветы. Он каждый день видит самолеты, но сам никуда не летит. У Петра мало денег, и он начинает подрабатывать довольно странным образом. Его соседи просят, чтобы он наблюдал за ними во время занятий любовью. Петр просто сидит на стуле и просто cмотрит. Ему платят. Ничего особенного. Дикость и извращение превращаются в обыкновенную и скучную вещь, до того скучную, что камера оператора даже не удостаивает своего внимания "публичных" любовников, и мы только видим сидящего на стуле главного героя, прилежно наблюдающего за процессом. Отец Петра, случайно познакомившись с женщиной, обретает вторую молодость и даже совершает прыжок с парашютом. Но это не дает счастья. Новая женщина по сути такая же пошлая, как и его жена, хотя и сильно моложе. Есть любовное напряжение, которое быстро спадает, уступая место жизни, в которой, "обычно ничего не исправишь", как любит повторять в прошлом знаменитый на всю страну телевизионный диктор.

БЕЗУМИЯ. Мать героя сходит с ума. В какой-то момент, она выбегает из кафе на улицу, на городскую площадь и начинает метаться и пугать народ. Это одна из самых сильных сцен фильма. Пожилая женщина, в прошлом коммунистка, все время жившая проблемами общества, вдруг осознает, что ее собственная жизнь разрушена, что нет ничего, кроме одинокого сына и мужа, который к тому же стал изменять ей. И вот она появлятеся на площади, чтобы выплеснуть в страшном и нелепом танце  все, что накопилось за долгие годы: вальяжные туристы - в основном молодые люди - шарахаются от нее.

Ясно, что в фильме безумна не только она. Сам главный герой в одиноком отчаянии борется против ожившего матраса;   начальник на работе выкапывает могилу для своего любимого манекена, отец Петра, уносит из квартиры телефонный аппарат, чтобы не из дома позвонить женщине, с которой  случайно познакомился. Часть безумных поступков совершается  во имя любви. "Женщины не враги нам, они друзья, но играют они очень жестко", - произносит один из персонажей. Безумие от любви - вещь понятная и очень традиционная. "Вот нехотя с ума свела", как говаривала Софья. Но гораздо глубиннее и трагичнее безумие политическое, сумасшествие эпохи, которая, умирая, не только разрушает социальный порядок, но и кромсает человеческие судьбы.

В фильме Петра Зеленки совершенно по-кундеровски связаны политика и любовь, социальные и сексуальные извращения. Сын преуспевающих в прошлом родителей становится обыкновенным грузчиком,  тексты официальных политических новостей прошлых лет годятся в качестве хеппиненгов для современной художественной инсталляции, сдача донорской крови  - оказывается единственным способом, заставляющим человека жить.

 Сами герои не осознают эту страшную связь со временем. Вернее, не замечают. Петр носит майку с изображением Че Гевары. Его сосед,  которому почему-то необходимо заниматься публичным сексом, - композитор,  и вспоминает, как хорошо жилось при коммунизме. Начальник Петра рассказывает главному герою историю о том, как он в 1983 году попытался пересечь границу, отправив себя в деревянном ящике в качестве груза. Его любимая жила в Западной Германии... Политическая несвобода изуверским образом препятствует свободе любви. Или как пишут в школьных сочинениях, "безумие Чацкого обусловлено как любовным конфликтом, так и социальным".

Несмотря на множество мелко нарезанных сюжетных фрагментов, картина обладает удивительной цельностью, каждый эпизод - деталями - связан с последующим. В начале фильма отец главного героя неподвижно сидит в кресле в собственной квартире, потом  его возлюбленная, которая оказалась художником, лепит его скульптуру. Сам Петр приносит домой манекен женщины, чтобы хоть как-то укрыться от одиночества. Но укрыться нельзя, потому что вся жизнь упакована в отдельные коробки, как на складе грузового терминала. Можно открыть коробку, но там окажется не то, что вы ожидали. Можно открыть дверцу самолета, и спрыгнуть с парашютом, но это будет всего лишь возвращением на землю, можно совершить безумство и...  влюбиться, но и это не поможет. Отклонение от правил приводит не к победе, а к ошибке. На складе человеческих биографий одна коробка перепутана с другой, и какая-то ячейка судьбы осталась незаполненной. Безумие становится рутиной. Нам остается лишь наблюдать за его хроникой.

Интервью Петра Зеленки обозревателю "Прагматики культуры" Юлии Идлис читайте здесь.

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).