будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 15, 2025
Культура

Не хватает одаренных людей

Не хватает одаренных людей
prosh
Андрей Прошкин. Источник: Энциклопедия отечественного кино

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открылся экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. На вопросы «Полит.ру» отвечает режиссер Андрей Прошкин.

Андрей Прошкин родился 1969 году. Окончил факультет журналистики МГУ и Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров (мастерская М. Хуциева, 1999 г.). Режиссер фильмов  «Миннесота», «Солдатский декамерон», «Игры мотыльков» и др. Неоднократно награжден призами за фильм «Спартак и Калашников». В июле 2011 года был в числе учредителей Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений («КиноСоюз»). На I съезде Киносоюза избран его председателем. Завершил съемки масштабного (10 миллионов евро) кинопроекта "Орда".

«Полит.ру»: Какие, на ваш взгляд, сегодня существуют проблемы в различных сферах российского кино – бизнесе, производстве, прокате?

Андрей Прошкин: Их довольно много. Я не эксперт по проблемам отрасли, но, на мой взгляд, одна из существенных проблем – это отсутствие энергетической связи между теми, кто делает кино, и теми, кто его смотрит – зритель отсутствует. Есть достаточно распространенное утверждение, в Интернете оно часто встречается, что «русское кино – говно». Снобизм отечественного зрителя по отношению к собственному кинематографу – это корневая проблема, от которой много чего отходит.

Есть еще одна проблема: у нас в кино ходят далеко не все. Я, помню, был совершенно поражен, когда несколько лет назад в Париже проходила неделя русского кино в многозальном кинотеатре. Касса была на улице, и когда я подошел к кинотеатру, к ней стояла очередь, люди от 13 до 70 лет. Это говорит о том, что в кино ходят разные люди, с разным опытом, образованием, всем остальным.

Соответственно, разнообразие зрителей вызывает и разнообразие кино, и у разного кино есть свой зритель, свои ниши. Наш зритель, к сожалению, далеко не столь разнообразен, это в основном молодежь с очень конкретными, я бы сказал, агрессивными требованиями, под которые довольно сложно, да и не хочется подстраиваться. Поэтому кто-то не берет зрителя в расчет, что тоже плохо, так как отсутствие этой связи дает излишнюю свободу. Кто-то, в первую очередь продюсеры, пытаются учитывать мнение этого зрителя, «выслужиться» перед ним, это приводит к тому, что наш кинопейзаж начинает по качеству соответствовать телевизионному пейзажу, который примерно лет 5 назад, когда я практически перестал смотреть телевизор, уже был грустным. Я знаю от своих товарищей, которые продолжают время от времени открывать это «окно в мир», что с тех пор телевидение стало еще более отвратительным.

«Полит.ру»: Как вы думаете, как можно преодолеть пропасть между создателями кино и зрителями?

А.П.: Я думаю, что это должно быть движение с двух сторон. 

В первую очередь, я начал бы с повышения образовательного уровня в стране и в школе.

Уровень зрителя, судя по тому, что я читал и слышал об этом – это одна из составляющих гуманитарной катастрофы, в которую попала Россия. Главные ее признаки – чудовищное, катастрофическое падение среднего уровня образования; у людей пропадает желание читать, что тоже о многом говорит, они перестают воспринимать все, что хоть как-то отличается от примитива. Мне очень жалко таких людей, потому что это состояние колоссально обедняет жизнь человека, и кино здесь не самая страшная проблема.

Некий снобизм, который зачастую существует у нас, кинематографистов – ответная реакция на отсутствие зрителя, следствие того, что мы начинаем наслаждаться своей герметичностью, петь только то, что интересно нам, любимым. В этом тоже есть перебор, и должны быть картины, направленные на диалог, на разговор.

«Полит.ру»: А для кого вы снимаете?

А.П.: Черт его знает. Я думаю, что рассказ «я снимаю для зрителя» имеет место быть, и есть люди, которые умеют все вычислить, но для этого нужно обладать какой-то вычислительной машиной. В любом случае, все более или менее снимают для себя как для зрителя и людей своего круга. Так же поступаю и я – беру вещи, которые меня волнуют, и пытаюсь о них эмоционально рассказать.

«Полит.ру»: Вы хотите, чтобы ваши фильмы были поняты?

А.П.: Безусловно. Мне кажется, мои картины достаточно понятны и способны вызывать эмоции. Другой разговор, что сами истории и темы, которые существуют в моих картинах, немногим близки. Очень жаль, тем более, что я не сверхсложный и утонченный художник.

«Полит.ру»: Вы согласны с тем, что наше общество курсирует в сторону медиаобщества и кино может стать одним из инструментов медиаязыка?

А.П.: В нашем обществе на всех уровнях происходит принципиальное отрицание гуманитарных ценностей, мы сейчас в большей степени направлены на конкурентность, эффективность, на технические вещи. Собственно человеком, его бытием и развитием, мы мало озабочены, что проявляется в любом виде искусства.

Общество, не только наше, движется к примитивизации, превалированию визуальных образов над письменностью. Это, с одной стороны, веяние времени и соответствует технологическому развитию общества, но с другой стороны, от этого примитивизация не перестает быть самой собой. Визуальные образы легче, они хорошо воспринимаются и менее затратны. Эта привычка «не дай Бог не тратить себя» мне в принципе кажется опасной. В медиаобществе кино, наверно, найдет свое место, причем кинозалы станут другими, сегодняшних кинозалов не будет через 10-15 лет. Вопрос, что это будет за кино, будет ли оно способом отражения и познания мира, каким-то прозрением, или превратится в обслугу, в движущиеся комиксы. Графические комиксы помрут, а вместо них будут движущиеся, интерактивные, и такие, и сякие.

«Полит.ру»: Есть разные направления в кино: мэйнстрим, артхаус. Вы для себя как определяете разные виды кино?

А.П.: Я как зритель делю кино по принципу «нравится – не нравится, цепляет – не цепляет», а плохих картин в артхаусе не меньше, чем в массовом кино. Обратное тоже верно: замечательные картины есть и там, и там. Возможно, я как-то меняюсь, например, с большим трудом теперь смотрю американское кино. Братьев Коэнов сейчас смотрю с бОльшим удовольствием, чем раньше, а

прокатные блокбастеры просто перестал воспринимать – я вижу, как это сделано, там очень богатая визуальная фантазия, но мне скучно,

поскольку мне всегда интересны люди, а людей там не осталось. Один знакомый сказал мне, что сейчас американские сериалы в миллион раз интереснее американского кино, и замечательные артисты постепенно мигрируют в сериалы, потому что там есть, что играть, есть история, характеры, и соответственно, есть что смотреть.

«Полит.ру»: Как вы думаете, стоит ли в школах вводить уроки изучения кино?

А.П.: Да, я думаю, что это было бы неплохо. 

Уроки кино существуют во Франции и приносят серьезные плоды, причем не только кинематографу. Это было бы неплохо, небесполезно, но я пока не верю в осуществимость этой идеи в России.

Мы изучаем литературу, музыку, в моем детстве были уроки рисования, хотя очень жаль, что не было изучения живописи.

Кино – такое же искусство, как литература и музыка.

«Полит.ру»: Кинообразование в России сейчас концентрируется в нескольких ВУЗах и распылено по немногим журналам и форумам. Как вы думаете, достаточно ли адекватных площадок для кинодискурса и кинообразования?

А.П.: Нет, наверное, не достаточно. Что касается профессионального кинообразования, я не большой эксперт и не учился во ВГИКе, а заканчивал Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров. Замечательное было время, оно мне сейчас вспоминается как череда просмотров, пьянок и общения, обсуждений всего на свете с сокурсниками – больше вспоминается это, а не то, чему меня учили.

Мне кажется, что школа должны быть подвижной. Было бы лучше, если бы было больше киношкол.

Судя по рассказам моих коллег, ВГИК – довольно окостеневшая структура, не поспевающая за изменениями в зрителе,

в технологиях кино, в способах рассказа, он слишком «классичный». Скажем, сегодня изменения в языке происходят гораздо быстрее, чем раньше.

Вопрос еще в том, кого в школах учить. Я знаю многих людей, преподающих во ВГИКе, так они и там не могут набрать хороший курс. Допустим, сделаем мы вместо двух-трех школ пятьдесят – количество интересных и подготовленных абитуриентов от этого прибавится? Вот это довольно серьезный вопрос.

«Полит.ру»: Есть ли какие-то кинопрофессии, которых вам не хватает, например, на съемочной площадке?

А.П.: Два года назад я бы сказал, что не хватает всех. Но сейчас я снял картину с такой фантастической группой, что чувствовал себя самым непрофессиональным субъектом, и очень остро это переживал.

Конечно, есть определенная нехватка, например, все говорят, что не хватает сценаристов. Но я не думаю, что это связано со способом обучения – просто не хватает одаренных людей. Посмотрите на литературу: можно подумать, что число выдающихся писателей невероятно. Мне кажется, вообще такое время ленивое, неинтересное, нет какого-то бурления. Мало таких, как молодой Ефремов, которые приходят и на вступительных экзаменах читают «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», так что с одной стороны нравится, а с другой – хочется выгнать этого наглеца. Вот мало этого! Поэтому и зритель такой, и мы такие.

Просто наращиванием количества школ положения не исправить, но то, что образование надо делать более подвижным – безусловно.

Что касается нытья из серии «у нас никого нет», можно говорить, что мало, условно говоря, режиссеров, реквизиторов, но в небольшом числе они есть, и с ними можно делать вещи мирового уровня в любой из составляющих кинопроцесса.

«Полит.ру»: Какую роль кино играет в вашей жизни?

А.П.: Это моя жизнь. Я сейчас с ужасом понял, что ничего другого не умею и, видимо, уже не научусь… Поскольку я к нему прикован, я не так много об этом думаю.

Кино для меня – один из источников невероятного удовольствия, не примитивного толка, типа вкусной жратвы, оно затрагивает значительно большее количество рецепторов – и когда делаешь, и когда смотришь.

Не очень часто, но бывает, что кино – источник очень острых и сильных ощущений.

«Полит.ру»: Какой фильм стал первым для вас – по впечатлениям, по тому, что запомнилось?

А.П.: Поскольку я кино люблю и смотрю, ярких впечатлений достаточно много. Я не могу сказать, что у меня есть какой-то один фильм на все времена.

Сложно назвать и первый фильм, ведь я как все дети ходил в кино. Очень нравится фильм «Черная курица», чего многие люди почему-то не могут понять. Была такая штука: в 10-м классе я сильно заболел, была высокая температура, а отец как раз вернулся из какой-то загранпоездки и привез видеомагнитофон – это такое событие, как сейчас покупка яхты. Поскольку я лежал безвылазно в постели, тихо стенал, и надо было как-то возвращать меня к жизни, отец ездил по знакомым и брал у них кассеты. Я помню, посмотрел фильм «Таксист» Мартина Скорсезе раз пять подряд, это было колоссальное впечатление, некоторые моменты фильма – музыка, проезды машины под дождем – со мной навсегда.

«Полит.ру»: Назовите фильмы, сильно повлиявшие на вас, какие фильмы понравились/не понравились?

А.П.: Мне не нравится жульничество, когда видно, что кино сделано «левой ногой с холодным носом», что люди совершенно не затрачивались. Я не могу сказать, что я ненавижу это, но такое кино вызывает раздражение, которое через какое-то время тухнет.

Хотя был один фильм - «Олимпус Инферно» Игоря Волошина… Я считаю, что для талантливого человека, который считает себя художником, заниматься политпропагандой на открытой ране – подло и омерзительно. Я этому человеку руки не подам никогда в жизни.

Что касается понравившегося – его много, я люблю разное кино, и не очень хорошо понимаю, кто и как на меня повлиял. Из наших люблю Данелия, Тарковского, Германа, «Пацаны» Динары Асановой в свое время произвели потрясающее впечатление. Из американских картин можно назвать «Пролетая над гнездом кукушки», картины Боба Фосса. Из недавних потрясений – открыл для себя Джона Кассаветиса, это невероятный режиссер, я очень полюбил его картины.

«Полит.ру»: Где вы предпочитаете смотреть кино – дома или в кинотеатре?

А.П.: В кино. Если у меня есть возможность посмотреть фильм, то, безусловно, в кино. Это совершенно другой способ восприятия. Во-первых,

ты сидишь в темноте, и рядом есть другие люди, даже если их немного, то возникает ощущение единения, как в церкви.

Конечно, на восприятие влияет и то, что смотришь немножко снизу вверх, и на экране люди, которые больше, чем ты – это совершенно иной способ просмотра, чем дома перед телевизором, и его я люблю больше.

Другой разговор, что я чисто физиологически не могу слышать родной дубляж, и если есть какая-то хорошая зарубежная картина, но я не могу найти ее с субтитрами, то предпочитаю купить диск, чтобы посмотреть кино с оригинальным звуком.

Полит.ру»: Как вы думаете, идея школы «продвинутого» зрителя найдет отклик?

А.П.: Я бы очень хотел надеяться, что найдет.

Во всем мире кино, которое не вписывается в основной бизнес-поток, существует в каких-то своих нишах: это может быть школа, кинотеатр, их не так много и там показывают специфическое кино. Есть люди, которые еще чувствуют необходимость поговорить о том, что они смотрят, обсудить и понять, почему кино волнует.

Поэтому я полагаю, что подобные места нужны и они будут существовать. Я люблю кино и при этом довольно редко хожу в кинотеатр, потому что смотрю на афиши и не вижу ни одного фильма, на который хотелось бы сходить.

В свое время в Москве была площадка – Музей Кино. Он объединял людей в постоянный кружок единомышленников. Люди приходили не на какой-то конкретный сеанс, а просто потому, что у них было время, они хотели сходить в кино и они знали, что в одном из залов Музея кино обязательно найдется интересная картина.

В Москве очень чувствуется нехватка такой площадки, как Музей Кино.

И то, что он разрушен не без участия кинематографистов – это метафора нынешнего времени и места в нашей жизни вещей не индустриальных, не полностью задавленных бизнесом.

«Полит.ру»: Знаете ли вы, что такое МакГаффин?

А. П.: Если имеется в виду хичкоковский термин, то это метафора драматургических ситуаций, нечто, что все ищут, двигатель пружин действия.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).