будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Культура
Мусвик Виктория

Не кольцо в носу

Не кольцо в носу
0465024769.01

В Москве на форуме "Культура plus" прошла презентация книг Ричарда Флориды "Креативный класс: люди, которые меняют будущее" и Чарльза Лэндри "Креативный город" (обе - издательство "Классика- XXI"). Две очень непохожие книги представляют системный анализ нового явления на стыке культуры и бизнеса, свидетельствующего о коренных изменениях, происходящих в общественной, экономической и социальной жизни разных стран мира.

Книги Ричарда Флориды и Чарльза Лэндри, несмотря на то что они изданы под похожими обложками, в названиях обеих стоит слово "креативность", стоят они по 530 рублей, а у каждого автора имеется список впечатляющих достижений, крайне неравноценны по своему содержанию. "Креативный класс" создателя компаний Creativity Group (инновационные коммуникации) и Catalytix (стратегический консалтинг), американского профессора, экономиста и социолога Ричарда Флориды, сразу по своему выходу в свет три года назад произвел нечто вроде эффекта разорвавшейся бомбы и уже считается одной из самых революционных книг начинающегося XXI века. Изданный двумя годами раньше "Креативный город" создателя фирмы "Co-media" и эксперта Всемирного банка британца Чарльза Лэндри рядом с ней выглядит безобидным и милым пособием для учеников средней школы по выпиливанию лобзиком, вышиванию крестиком и прочим полезным умениям творчески ориентированных членов детских коллективов.

Про "креативность" и "креатив" в последние пять-десять лет у нас, как кажется, не говорит только ленивый. Это излюбленное словечко в словаре декораторов аляповатых домов на Рублевке и создателей рекламных роликов, его активно используют в бизнес-треннингах любители НЛП и прочие шарлатаны от психологии, а в последнее время его можно все чаще встретить на страницах глянцевых журналов - рядом с такими базовыми понятиями, как "гламур" и "метросексуал". Не удивительно, что в среде серьезных профессионалов в сфере, скажем, экономики или юриспруденции репутация у "креативности" сильно подмочена. Это показала и крайне ироничная реакция моих коллег (между прочим, безусловно относящихся к флоридовскому "креативному классу") на названия обеих книг. Между тем, по мнению обоих авторов, креативность - это гораздо больше, чем модное словцо, утопический проект будущего или избыточная концепция, придуманная для впаривания работодателям или потребителям дорогостоящих и попросту ненужных им продуктов.

Как считает Ричард Флорида, блестящий систематизатор и аналитик, опирающийся на цифры и социологические выкладки (не только свои, но и других специалистов) об устройстве американского общества последнего столетия, креативность - это движущая сила современного экономического и политического развития. В самом начале книги автор делает громкое заявление: современное общество имеет новую классовую структуру. Его основой является "креативная экономика", а ядром - политическим, социальным и экономическим - так называемый "креативный класс". Флорида настаивает именно на таком определении новой силы, отрицая наименование "средний класс" как бессмысленное. В США новый класс составляет 30 процентов от всей рабочей силы (более 38 млн человек), будучи вторым по численности (на первом месте стоит так называемый "обслуживающий класс" - 55 млн чел., или около половины всей рабочей силы США, на третье переместился "рабочий класс"- 33 млн чел.). Обладая собственной системой ценностей и значительной политической и экономической властью (самые успешные его члены составляют основу правительства и топ-менеджмента главных предприятий страны), этот класс является первым по уровню доходов и влиянию на экономические и политические процессы.

Непризнанный, но существующий де-факто новый класс, по мнению Флориды, имеет четкую структуру.  В его центре находится так называемое "суперкреативное ядро" - "ученые и инженеры, университетские профессора, поэты и писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, публицисты, редакторы, крупные деятели культуры, эксперты аналитического центра, обозреватели". Этих людей "творческий процесс поглощает целиком" - и это вполне соответствует стандартному представлению не столько о "креативном классе", сколько о так называемой "творческой интеллигенции". Однако, по мнению Флориды, к центральной группе примыкают (и все чаще проникают в нее) специалисты, работающие в "секторе высоких технологий, финансов, права и здравоохранения, а также управления бизнесом". Эти люди "участвуют в творческом решении проблем" по тем же творческим моделям, так как это "как правило, подразумевает высокий уровень образования, а тем самым и человеческого капитала", "умение всегда мыслить самостоятельно", "оригинальным образом применять (или комбинировать) стандартные подходы" и т.д. Они "опробуют и совершенствуют новые технологии, лечебные протоколы или методы менеджмента, а также разрабатывают их". Если эта деятельность начинает занимать у них основное время, они входят в суперкреативное ядро класса. На границах же класса располагаются лаборанты и технический персонал, способный творчески подходить к решению конкретных проблем и проявлять самостоятельность в их принятии.

Что же такое пресловутая "креативность", являющаяся базовой ценностью нового класса, почему всякого рода чудаки, жившие раньше на периферии общества, начинают диктовать ему свои условия, а крупные и мелкие корпорации перенимают методы организации рабочего пространства у университетской лаборатории или дизайн-бюро? Ответ Флориды таков: потому что креативность - это не просто способность сочинять стихи, облекать свои идеи в эстетически приятную форму или появляться на работе в полдень с кольцом в носу. Не тождественно это понятие и словам "творчество" или "интеллект". Креативность, по Флориде и его единомышленникам (скажем, по мнению сторонника экономической "теории нового роста" Пола Роммера), - это "производство новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать (сюда относятся, например, "разработка новых видов продукции для массового производства, продажи и потребления" или "изобретение теоремы или стратегии универсального значения"). Одной из первых подобных идей (которые "не изнашиваются и не истощаются при пользовании") стала, например, пришедшая тысячелетия назад в голову кому-то "концепция колеса".

Способность к созданию таких практических идей и форм является одной из основных для человека. Вся разница, однако, в том, что "в настоящий момент мы переводим эту деятельность с периферии в центр всей экономической структуры". В "креативной экономике" (термин, появившийся на свет в августе 2000 года в журнале Business Week) технологии и открытия начинают играть ключевую роль - а значит, необходимо сделать место работы привлекательным для несговорчивых гениев, для которых стабильность и финансы не являются основными мотивациями выбора места работы. Кстати, во мнении о том, что компании, строящие свою внутреннюю политику и управление персоналом на основании унификации и вытеснения "непохожих", "рискуют проиграть, потому что они ограничивают для себя потенциальный контингент творческих талантов", Флорида отнюдь не одинок. Достаточно вспомнить недавно вышедшую у нас книгу Тома Питерса "Представьте себе: превосходство в бизнесе в эпоху разрушений" ("Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге". 2004) или знаменитую статью "Опасность: токсическая компания" Джефри Пфеффера (текст статьи на английском).

Эта идея об экономической природе креативности - проходит через всю книгу Флориды, постоянно подчеркивающего, что она является основой развития ведущих стран и одновременно ответом на перемены в мире. Однако его работа - отнюдь не панегирик креативному классу. Среди главных проблем -то, что представители креативного класса пока не рассматривают себя в качестве общественной силы, хотя в реальности их объединяют "общие вкусы, желания и предпочтения". К тому же креативность - явление хрупкое, требующее поддержки и целиком зависящее от стабильности экономической и политической ситуации. Кстати, именно такого - критического, системного, всеобъемлющего - подхода не хватает книге Чарльза Лэндри "Креативный город". Последнее является довольно целостным руководством по созданию "творческого города", с некоторыми важными выводами по поводу "креативности", борьбы с бюрократией и "человеческого климата". Однако этой работе не хватает ни системности, ни вписанности в иные конткесты. Позицию этой книги можно определить как взгляд на мир через розовые очки западного гуманитария, с его прекраснодушными представлениями о всеобщей открытости, мультикультурности и всеобщем торжестве политкорректности -- взгляды, которые не выдерживают первого же испытания реальностью, будь то многие проблемы финансового характера (не связанные с культурой) или терроризм.
Однако основная ценность книги Флориды для так называемой новой российской элиты заключается, пожалуй, в части "Взросление креативного класса", в которой автор критикует его за инфантилизм, безответственность и пренебрежение исполнением своих лидерских обязательств. Если свободный и активный выбор места жизни и работы на основании собственных интересов является одной из базовых особенностей представителей новой общественной формации, то ее стремительно растущий разрыв с так называемым обслуживающим классом (увеличившимся в США с 1900 года в 10 раз, крайне пассивным, фактически занимающимся только удовлетворением бытовых потребностей креативного класса и часто ведущим "изнурительную борьбу за существование посреди чужого изобилия") является, пожалуй, важнейшей социальной проблемой. Как ни режет слух свободолюбивых "творцов"-индивидуалистов это выражение, автор призывает их к выработке классового сознания: "Любая концепция персональной идентичности требует продуманного представления о том, как человек соотносится с другими людьми, в чем его обязанности перед ними и что он ожидает от них. Боюсь, что об этом у членов креативного класса самые раплывчатые представления". И далее: "Мы должны превратиться из аморфного сборища самодеятельных, пусть и преуспевающих, индивидов, в более сплоченную, более ответственную группу".

Просто диву даешься, насколько многие из выкладок Флориды, сделанных, напомню, на основании анализа экономики и общественной жизни только в США (и также иногда грешащие всеми "родимыми пятнами" современного западного человека, будь то излишняя толерантность в ущерб самосохранению или превознесение индивидуальности в ущерб семейным и традиционным ценностям), в этой своей части применимы к только-только зарождающемуся (и в совершенно, заметим, других экономических условиях), российскому креативному классу - а по оценке автора, в России уже существует около 13 млн представителей этой общественной силы. Тут сразу же припоминаешь разнообразные случаи проявления беспринципности разнообразными отечественными "креативными специалистами", будь то олигархи, политтехнологи, журналисты или деятели пиар-компаний, а также наша общая разобщенность. Между тем, по Флориде, социальная ответственность, чувство общности и включенности не только в глобальную экономику, но и вписанность в конкретную экономическую ситуацию являются не просто необязательным довеском, эдаким изящным розовым бантиком в фиолетовый горошек на сумочке гламурного метросексуала, но условиями выживания этого класса, фактически в данный момент провоцирующего усиление социальной напряженности (чем она чревата в такой стране, как Россия, пожалуй, объяснять особенно не нужно). Кстати, готовьтесь и к тому, что выводы Флориды вас изумят, а то и вызовут слезы радостного узнавания - возможно, впервые в жизни вы поймете, что в вашей собственной способности перерабатывать, жить в постоянном цейтноте и "искривленном времени", чувстве неустроенности и нестабильности или тоске, которую вы испытываете, когда вынуждены работать с 9 и до 5, вы отнюдь не одиноки - с вами десятки миллионов других людей. Я бы также советовала всем креативным специалистам особенно подробно проштудировать главы о работе и о жизни и досуге - чтобы понять, как управлять собственной креативностью, а также творческими коллективами из многих десятков людей.

"Эту книгу трудно будет осилить,"- высказался на презентации какой-то человек, держа в руках "Креативный класс". "Одни тридцать пять страниц сносок в конце чего стоят! Кто будет в это вчитываться?" Несмотря на обилие схем и примечаний, я прочла эту книгу от корки до корки (в отличие от опуса Лэндри, в который мне лично вчитываться с карандашом в руке не захотелось уже после пары десятков страниц). Ведь в конечном итоге сделать это стоит для того, чтобы узнать, каким образом получить контроль над важнейшим "средством производства", которое находится у нас в голове, и как устроить так, чтобы твоей креативностью и чувствительностью к рабочему и общественному микроклимату не воспользовались те, кто строит свое благосостояние исключительно на умении манипулировать творческим потенциалом других людей.

Мусвик Виктория
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).