будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Культура
Ицкович Евгений

Неделька

Неделька
eci1
Картина Евгения Ицковича

Наш удивительный МузеуМ окончательно перешел на собственную систему летоисчисления, отмеряемую «неделями».

В незабвенную эпоху перестройки вскоре после рождения дочери я забрел в ближайший универсальный магазин, изображающий своими прилавками обнаженную на абстрактной картине в духе времени. И неожиданно купил набор женских трусиков «Неделька». 

Из этого по памяти делаю два вывода: во-первых, магазин был обнажен не окончательно, а старательно старался прикрыть срам женским нижним бельем. А во-вторых, моя покупка была следствием шоковой терапии, опробованной в масштабах государства. Ведь до этого приходилось сталкиваться с наборами продовольственными, промтоварными…. Даже наборы посуды доставались от усопших предков, или только созерцались, как экспонаты в музеях и антикварных магазинах.

Зная коварство этой «наборочной» системы, я долго стоял у прилавка, рассматривая кружевное белье и пытаясь определить, что здесь лишнее. Ни «понедельник», ни «суббота» таковыми не показались, все представлялось очень милым и веселой раскраски.

Жена была бесконечно тронута не только подарком, но и моим представлением о ее женской красоте. Она все внимательно рассмотрела, порадовалась и отложила в шкаф. Через пару лет, когда наша новорожденная подросла, трусики пришлись ей как раз впору!

Началась очередная «неделя», на этот раз кино и Тарковского под эгидой нашего музея, но для меня вполне неожиданно.

Как раз сейчас в Рио-де-Жанейро бум увлечения Тарковским!  На предыдущую «неделю» оттуда приехал молодой кинорежиссер, так его больше всего впечатлило в нашем городе, что вся моя семья ходит в одежде с эмблемой магазина «Сталкер». По случайному совпадению, это любимое торговое заведение моей суженой, где продают не только качественную одежду, но и натуральную, чего остальные обитатели благословенной Бразилии пока оценить не в состоянии.

Мы с супругой приехали в университет, и на просмотре «Соляриса» выступили в роли свадебных генералов – говорили речи, каждый о своем, о девичьем. Моя половина поделилась школьными воспоминаниями от первого просмотра фильма, попутно пытаясь разъяснить бразильской аудитории, что значил для освоения космоса и для Советского Союза город Королев. В свете тематики ленты выступление уместное, но для аудитории туманное, как и атмосфера «Соляриса». 

Далее благоверная поведала, как после сеанса сослуживицы из бухгалтерии ее мамы попросили прийти к ним на работу и рассказать, о чем же фильм. И как потом она была вынуждена ходить по компаниям и знакомым, пересказывая содержание и выступая в роли талмача. Из этой истории Люба вынесла идею, что такие фильмы нужно показывать маленькими кусочками, тщательно комментируя кадр за кадром.
Я же рассказал о режиссере, как о русском мистике, вкратце разъяснив, чем русская религиозная мистика отличается от католической и почему автор романа, живший в такой же католической, как и зрители, стране, фильма не принял.
 

Русская мистика - это мистика любви, в отличии католической – мистики страстей. Оттого у нас святые и Богобоязненные люди совсем не употребляют в быту стигматы. Зато наивный вопрос – как будет выглядеть человек, его тело, его разум после Воскресения – ключевой для русской религиозной мысли. Ибо русские мыслители, не взирая на весь свой платонический замес, понимали любовь конкретно – «здесь и сейчас!», стремясь перенести ее на живого и близкого с не меньшим рвением, чем средневековые рыцари, посвященные Прекрасной Даме. 

К концу сеанса осталось человек пять из начальных пятнадцати, и я ругал себя, куда это меня черт понес! Нужно было сказать, что таких фильмов они еще не видали, что надо скрепиться, терпеть до конца и получить удовольствие, когда пытка кончится!  
Титры мне не понравились, перевод сухой и никак не отражает эмоциональной стороны происходящего.

Второй день, в программе «Зеркало», и уже в МузеуМе. Не удалось достать экран для дата шоу, отчего небольшое сообщество уютно съежилось у телевизора. Выступали все те же.

Я нарисовал параллель Феллини–Тарковский, начав от Блаженного Августина и не решившись упомянуть «Исповедь» Руссо. Сообщив, что благородный жанр исповеди благодаря Феллини и Фрейду дополнился аллюзиями сна, для демонстрации которого кино будто бы создано. И подразнил аудиторию последними достижениями науки, обещающей в недалеком будущем демонстрировать на Youtube сновидения особо богатых избранных. (А вам это надо?!) 

У Феллини аффектированная эстетика цирка. Обычно в роли Альтер Эго и грустного голубого клоуна выступает Марчелло Мастроянни, а роль клоунов красных и веселых отводится его партнерам, в основном женщинам.

В принципе Феллини это – южное Возрождение, а Тарковский – северное. Построение кадра у Андрея Арсеньевича восходит к Питеру Брейгелю Старшему. Климат Голландии, в эпоху расцвета живописи, отличался морозностью и снежностью, как выяснилось впоследствии, из-за малого оледенения. 
Забыл упомянуть, что Терехова создает не только боттичеллевский образ, но и имеет прямую отсылку в фильме к рисунку великого флорентинца.

Зато сообщил, что когда главный герой, находящийся за кадром, умирает, ладонь выпускает птицу и голос Смоктуновского произносит – «Ка!». Это уносит нас к истории Древнего Египта и его сложным представлениям о душе и здоровье.

День третий, «Дикая охота» – фильм моего сына.
 
Организаторы так не смогли найти в университете сворачивающийся в рулон экран, которых там десятки, если не сотни. Поэтому шурин пожертвовал свой деревянно-оргалитовый от домашнего кинотеатра. Но эта нескладушка оказалось столь велика, что ее пришлось транспортировать на грузовике. На очередном повороте сооружение рухнуло и сильно повредилось. Тут уж я примчался, все перевязал, и был вынужден ехать сзади, наблюдая за сохранностью. Больше никаких приключений не было, за исключением виденной аварии, в которой на место водительского сиденья встал фонарный столб. Ну что ж, в нашем городе бывают и такие дни!

До начала просмотра махину собрать полностью не удалось, но как-то приспособились, и экран без сучка и задоринки отстоял весь сеанс.

Народу набралось больше, чем на Тарковского, и почти все досидели до конца. 
Традиционно выступил с короткой речью, объяснив, что название «Дикая охота» одноименно легенде, в которой во время бури небесный царь ловит заблудшие души.

Фильм настолько всех взволновал, что люди больше часа не расходились и неугомонно его обсуждали.
Они все поняли!! И это несмотря на плохие титры, и то, что стихи не переводились совсем! 

Всех поразил сюжет, его исполнение и разрешение. Отмечали потрясающую красоту и фотографичность, и очень недоумевали, отчего же герои смирились и не пытались вырваться из леса. Пришлось выступить с разъяснениями, что это не целая лента, а только часть, но и это не успокоило. И тогда супруга все объяснила русским характером!

Организатор «недели» заявила, что если бы Женя показал фильм в Сан-Паулу, его бы уже признали гением, а здесь попросту некому оценить. К сожалению, я кокетничал с соседкой и пропустил этот интересный момент, а никто не догадался спросить, какое именно место в этом огромном городе выступавшая имела в виду. Ради такого дела мы бы обязательно туда съездили!

В заключении, когда аффектированные зрители разошлись, к нам домой в гости заехал китаец, владеющий английским, и работающий в какой-то огромной экспортной фирме, друг нашего преподавателя португальского для китайцев, чуть-чуть говорящего по-русски. Весь остаток вечера и часть ночи он готовил нам китайские кушанья и непрерывно фотографировал.
Моей хозяйке этот посетитель очень понравился. Мало говорит и всех кормит!

Если наблюдательный читатель тоже заметил, что в неделе только три дня…, так ведь это же Бразилия!

Картина Евгения Ицковича

*************
Я прилёг на окраине мира,
Небо чрево отверзло за мзду,
И в разъятом глазу палантира
Я увидел живую звезду!

Я увидел в дыханье эфира
Обнажённые чресла Творца,
Пелена родового порфира
Наплывала на берег лица.

Чёрный ангел раздвинул крылами
Полушария – тлеющий мозг,
И, казалось, не бездна над нами,
А бескровные промельки звёзд.
 

Много видело зрением чрева!
Ад и Рай на уде, как блесна,
 
И от ужаса сна Приснодева
Отверзала устам ложесна!

Много сгинуло с именем чуда,
Им земля затворила уста!..
И, целуя распятье, Иуда
Выходил из объятий Христа!
_______________________
А на ветке бескрылой – сердца,
Птицы в клетке межрёбий гортани
Перед тем, как напиться свинца,
Брызжут кровью и золотом ранят!

Их ласкает холодная твердь –
Бескорыстные слезы агоний!
И Творец, отпуская на смерть,
Опускает в живые ладони.
1992 г. - 12.02.1993 г.
***************
О, ты, пустой, гонимый всеми,
Простор на темени земли!
Мой путь в тебе, как имя в теме,
И в чреве моря – корабли.

Я предречён в твоей глазнице
Я вынут из твоих ложесн…
Для одиночества столицы –
Державный скипетр и жезл.

О, пастырь семени и снега,
Бесплодный вечности побег,
Ты вымыт смертью для ночлега,
И на груди твоей – ковчег!

Ты близкий, тесный, мой убийца
 
И воскрешающая мать!..
С тобой смириться – длиться в лица,
Родиться в смерть и умирать.
26.02.1993 г.
******************
Опять в груди нахлынет эхо,
И пламя гонит згу на зги,
Дыхания слепая веха
Восходит к небу: «Помоги!»

Мне больно! Здесь, внутри, над чревом,
Разрыт корнями ветхий год,
Я прорастаю веком, древом,
Плацента в кроне и приплод.
 

И ты!.. – Не ты ли, холм надгрудья,
Не ты ли, космос и карниз,
Где стенобитные орудья
На пыточных надорвались?!

Хочу! – Но ствол ломают брёвна!
Молчу! – Но губы в губы – крик!
Страдание – единокровно,
И жажда в пламени – родник!

И всё сошлось: земное небо,
Душевный камень, кровный мел…
И я успел!.. Но не был, не был!..
Не умер, не зазеленел!


31.02.1993 г.

Ицкович Евгений
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).