будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Некролог почтенному жанру

Некролог почтенному жанру
98_kobrin

Краткая история доноса. Список прочитанных книг Жозефа Д’Эмри. Рогоносец Кребийон. Не дарите нищим литераторам денег – он могут этого не вынести. Десятилетие одной интереснейшей книги. Какой дух гнездился в Петербурге 180 лет назад. Николай Византийский. От нас не останется ничего (м.б., ну и ладно?)

Одна из самых крупных литературных жанровых потерь последних десяти-пятнадцати лет – доносы. История доноса еще не написана; меж тем, среди доносителей можно было встретить одареннейших людей: писателей, поэтов, музыкантов, полководцев. Если говорить о доносе литературном, то возникший вместе с появлением «республики литераторов», этот жанр вырос на благодатной почве Просвещения, достиг своего зенита в XIX веке и пришел в упадок (несмотря на тотальное распространение)  в XX-м. Сегодня он сходит на нет, потеряв все претензии – если не на интригующее содержание, то уж точно на безупречную форму. Особенно это касается доносов на литераторов. Чем могущественнее была литература, тем чаще сообщали куда надо о поведении и трудах писателей и поэтов; к тому же, в известные времена многие шпики и сыщики выказывали претензии на изящество слога -- соответственно качество такого рода словесности было вполне приличным. Да и адресат доноса был об ту пору требователен: безграмотной чепухи не жаловал, предпочитая коротать служебное время за чтением высокохудожественных сочинений. Литературный уровень доноса опустился до прискорбно низкого уровня в демократически-тоталитарный XX век – количество заменило качество; впрочем, и авторы, вкупе с читателями, были попроще. К тому же, время было такое, что не до стилистических красот... Потому – хотя бы из уважения к литературе - прошлое столетие мы опустим, вернувшись, для начала, на 260 лет назад.

В 1748 году безвестный парижский полицейский чиновник Жозеф Д’Эмри принялся сочинять книгу, ставшую делом его жизни. Называлась она «Сведения о писателях» и состояла из донесений о столичных литераторах, за которыми автор обязан был присматривать по должности – Д’Эмри приставили инспектировать книготорговлю. Никто уже не ответит на вопрос – зачем он начал свой труд, который явно выходил за рамки его прямых обязанностей. Что бы ни послужило причиной создания «Сведений о писателях», но три амбарные книги, содержащие 500 донесений, написанных за 5 лет, так и пылились в Национальной библиотеке Франции, если бы их не отыскал там американский историк Роберт Дарнтон. Благодаря его трудам мы и можем сейчас узнать, что думал о писателях скромный парижский полицейский. Д’Эмри был, несомненно, человек культурный; в годы создания главного труда своей жизни, он – по долгу службы – прочел такие великие книги, как «О духе законов» Монтескье, «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо, «Письмо о слепых в назидании зрячим» Дидро, «Естественная история» Буффона. Однако нашего героя больше занимали не столько сочинения, сколько сочинители. Здесь наблюдательность Д’Эмри и его безусловный дар рассказчика делают «Сведения о писателях» захватывающим чтением. Вот, например, история об известных литераторах Кребийоне-отце и сыне, (последний, помимо всего прочего, прославился сочинениями в эротическом жанре). Итак, слово Д’Эмри: «Его отец сказал: Я сожалею о сотворении всего двух вещей, «Семирамиды» (трагедия, написанная им в 1717 году – К.К.) и сына. – Не волнуйся, отвечал сын. – Никто и не думает приписывать хотя бы одну из них тебе». В пятистах донесениях Д’Эмри – 501 писатель, сочинения большинства из них не пережили авторов, да и судьба этих грошовых литераторов была чаще всего печальной. Вот, например, некто Сулас Д’Алленваль, сочинитель фарсов для театра Итальянской комедии в Париже. Театральные доходы были столь невелики и случайны, что он принялся сочинять памфлеты возмутительного (чаще всего – политического) содержания, за что угодил в Бастилию. Выйдя на свободу, Д’Алленваль оказался в долгах. Бедный литератор остался даже без главного своего орудия труда – бумаги: в счет непогашенного долга владелец канцелярской лавки забирал у него все деньги, которые тот получал в театре. В конце концов, Д’Алленваль оказался на улице. Литератор настолько обнищал, что когда некий Бертен дал ему на бедность два луидора, с Д’Эмри (видимо от удивления) случился апоплексический удар. Парализованного писателя поместили в больницу для нищих, однако позже и оттуда выбросили. Тут его следы теряются, и наш человеколюбивый полицейский предполагает, что бедняге найдется место либо в сумасшедшем доме, либо в больнице для безнадежно больных.

Частенько, впрочем, не полицейские писали доносы на писателей, а сами писатели брали на себя полицейские функции. В дореволюционной России это было редкостью (чего нельзя сказать о послереволюционной). Быть может, поэтому так прославился Фаддей Булгарин. В кругу «литературных аристократов» этого бойкого журналиста, автора популярнейших авантюрно-моралистических романов про Ивана Выжигина презирали -- как за коммерческую жилку, так и (вполне естественно) за доносительство. Из эпиграмм на Булгарина можно составить небольшую книжицу. Напомню, нашего неустанного литературного труженика прозвали «Видок Фиглярин»; первая часть прозвища – имя знаменитого французского полицейского, бывшего уголовника, прославившегося своей беспринципностью. Что же до вымышленной фамилии «Фиглярин», то она говорит сама за себя. Благодаря самоотверженному и скрупулезному труду А.И. Рейтблата, мы теперь знаем, что доносы Булгарина – литература гораздо более интересная, нежели его романы. Вот лишь несколько примеров из тома «Писем и агентурных записок Ф.В.Булгарина в III Отделение», вышедшего ровно десять лет тому назад.

К начальнику Третьего отделения Александру Бенкендорфу Булгарин обращался так: «Милостивый государь Александр Христофорович! С тех пор, как Государь Император облек Вас в звание шефа жандармов, все честные люди чтят в Вас отца сирот, примирителя, покровителя добрых». А преемника Бенкендорфа, Дубельта, наш доносчик именовал кратко и от всей души: «Отец и командир!». Между тем, в донесениях Булгарина имеется множество точных и верных политических характеристик, и даже психологических портретов. Есть там и места лирические, даже в стилистике модного тогда романтизма: «Должно сознаться, что какой-то злой дух гнездится в Петербурге и среди общего энтузиазма всегда показывается какая-то туча в общем мнении» (писано 180 лет назад, в 27 июня 1827 года). Как он, наверное, жалел, что никто – кроме покровителя добрых да отца и командира – не прочтет этих его сочинений! Какой труд, и напрасно... Впрочем, Булгарин, несмотря на все свои таланты, страдал главной болезнью доносчиков – он был настолько раболепен, настолько преувеличивал могущество своего начальственного читателя, что тем самым ставил себя в опасное положение: если власть так сильна, а недовольные столь жалки, стоит ли оплачивать услуги шпика? Если бы к Булгарину прислушивались, Российская империя не протянула бы и пары лет. Чего стоит, хотя бы, два донесения, 22 и 29 августа 1828 года, где Булгарин пересказывает циркулирующие в обществе слухи о войне с Турцией. Вот какие перспективы лелеют, если верить ему, истинные патриоты: «Они надеются, что Государь вступит в Константинополь с победоносным войском и что современники и потомство присоединят к Его имени прозвание: Николай Византийский, для вечной славы России».

Нынче же все совсем не так. Стукнет кто-то на московскую англоязычную экспатскую газету, что, мол, Лимонова печатают; газету закроют, но ни высокого слога, ни полетов мысли и души в доносе не наблюдается. Все анонимно, все тихо, никаких отцов и командиров. Или вот пишет кто-то в abuse team телегу на некоего блогера – но ни слова ведь ни о Константинополе, ни полслова о «злом духе», который где-то там гнездится. Что останется от нынешних доносчиков? Ничего. Разве что «Полное собрание SMS и емейлов»...

См. также другие тексты автора:

  • Любимый поэт Бьорк
  • Цены и немножко нервно
  • Всё во всём
  • Сью Тилли: жизнь в искусстве
  • Ни шагу назад!
  • Обреченные
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).