будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура
Щербино Ксения

Немного солнца в холодной Юте

Немного солнца в холодной Юте
sundance

С 19 по 27 февраля в Америке проходит Sundance – единственный американский фестиваль, который делает ставку на независимое международное кино. Темы, как всегда, три: политика, секс и знаменитости.

«Инди» всегда были политизированы донельзя. Потому никого не удивило, что на открытии Роберт Редфорд обратился к присутствующим с пламенной речью, в которой просил прощения за президента Буша в связи с действиями в Ираке. Это оказалось на редкость в тему: фестиваль открывался фильмом «Чикаго 10» об антивоенных протестах 1968 года. К тому же, сам Редфорд поддержал «своего президента» после событий 11 сентября и выступал за контр-удар по терроризму и ввод американских войск в Афганистан и Ирак. Что это, запоздалые угрызения совести? Или уверенность рядового американца в своей правоте? Та уверенность, ради которой он изменил даже традиционную речь на открытие фестиваля.

Перекличка событий 40-летней давности с современностью имеет значение и для режиссера фильма, Бретта Моргена. Оглядываясь на дело против «Чикагской семерки» - Тома Хэйдена, Эбби Хоффмана и Джерри Рубина, он словно предлагает современной молодежи последовать их примеру. Фильм, однако, не встретил того энтузиазма, на который мог бы рассчитывать в бурные 60-е. Нынешнюю молодежь волнуют совсем другие проблемы.

Например, секс. Оставим в стороне неизвестный разве что глухому скандал с фильмом «Zoo», из-за которого нынешний Sundance окрестили «лошадиным». Понятно, что экранизация скандальной истории в окрестностях Сиэтла, когда вполне себе преуспевающий мужчина скончался после полового акта с жеребцом, не могла не вызвать противоречивых реакций. Последнее табу на грани разумного превращается в экстравагантный и лиричный фильм. Не все его герои согласились появиться в камере. Впрочем, режиссер Робинсон Девор и не ставил себе задачей напомнить обществу о его пороках, да и борцом за права человека его не назовешь. Скорей, его фильм подтверждает постулат Теренция: «Ничто человеческое мне не чуждо». А вот рамки человеческого каждый устанавливает самостоятельно.

Другой скандальный фильм фестиваля – «Houndog» Дэборы Кампмайер со сценой изнасилования девочки-подростка в исполнении Дакоты Фэннинг. Вообще, в этом конкурсном подборе детям пришлось несладко: о надругательствах и убийстве детей фильмы «An Anerican Crime», «Trade» и «Snow Angels». Жестко и неромантично; но чего еще можно ждать от интеллектуального, а не потребительского кино?

Бестиарий знаменитостей

Хотя на самом деле Sundance создавался с тем, чтобы продвигать малобюджетные независимые фильмы, на этот раз в конкурсную программу вошли ленты, в которых блистают актеры с немаленькими гонорарами. В « Away From Her»  - Джулия Кристи, в «Dark Matter » - Мерил Стрип, Джон Кьюсак в «Grace is Gone», в «The Good Night» - Дэнни де Вито, Гвинет Пэлтроу, Пенелопа Крус, Майкл Дуглас в «King of California», Филлип Сеймур Хоффман и Лора Линни в «The Savages». То ли звезды большого экрана полюбили малый (после прошлогодних прорывов независимого и полунезависимого кино в лице «Горбатой горы» или «Компаньонов» это могло казаться вполне себе денежным ходом).

В независимый кинематограф ринулись и дочки известных режиссеров – видно, после удачного дебюта Софьи Кoпполы, которая доказала всему миру дебютом «Девственниц-самоубийц» и «Трудностями перевода», что на детях природа не отдыхает. Впрочем, в расписании природы многие усомнились после того, как вышел ее последний фильм фильм – «Мария-Антуанетта». Деньги, как известно, портят: при бюджете в 4 млн. она сняла великолепный фильм о комплексах, религии и сексе. А при бюджете в 40 миллионов у нее получился фильм о пирожных без секса.

Среди режиссеров участников – Зоэ Кассаветс и Жюли Гаврас, прекрасные дочери известных режиссеров. Зоэ Кассаветс представила романтическую комедию «Broken English», а Жюли Гаврас обвиняет во всем Фиделя в фильме «Blame It on Fidel».

В режиссуру хлынули и актеры. Конечно, в свое время сам Редфорд, да и Клинт Иствуд показали, что могут просчитать сложный психологический рисунок игры не только для себя, но и для других, находясь по другую сторону камеры.

По их стопам пошли Джастин Теру c фильмом «Dedication» о мизантропичном авторе детских книг и любви, которая нагрянула внезапно, и Митчелл Лихтенштейн с фильмом «Teeth», пародирующем миф о vagina dentata и комплексах юных девственниц.

А вот Энтони Хопкинсу так удаются роли убийц, что на этот раз он выступил в роли убийцы собственного фильма «Slipstream». С этим бессвязным потоком образов может посоперничать разве что «Внутренняя империя» Линча. Впрочем, “Summer rain” Бандераса вышел еще хуже - псевдоностальгическая драма о первой любви, действие которой происходит в 70-е годы.

Несмотря на всю нынешнюю популярность Sundance, вечеринок там проходит не так уж много. Что с них взять, американская глубинка! Сами американские звезды жалуются, что риэлтеры в Patk City неохотно предоставляют помещения под мероприятия во время Sundance. Не очень-то местные жалуют новоприбывших. Видно, за все эти годы пятна вина и пепла въелись в ковры местных жителей. Не заставишь же тусовщиков понять, что там, где они прокутили ночь, кому-то еще жить придется.

Тем не менее, и Джош Хартнетт, и Сиена Миллер, и многие другие не вняли призыву Редфорда «смотреть фильмы, а не друг на друга». Кто ищет, тот всегда обрящет – а большая часть «тусовки» приехала развлекаться. Может, на следующий год они и посмотрят что-нибудь?

Финансы и романсы

А придется. Фильмы, прошедшие Sundance, иногда заслуженно получают свой кусок пирога. Так, кто бы мог подумать, что Little Miss Sunshine, дебютировавший на фестивале в прошлом году, соберет только в США 80 миллионов долларов? И после этого еще и получит номинацию на «Оскар»?

Однако большинство критиков сходится в том, что на этот год таких результатов ждать не приходится. Фильмы этого фестиваля, как мы уже выяснили, не рассчитаны на коммерческий успех.

Впрочем, не все так плохо. Как и любой фестиваль такого рода, Sundance сопровождается кинорынком. И хотя результаты его будут известны позднее, о некоторых сделках уже судачат в киношных кругах. За один понедельник общая сумма сделок превысила 15 миллионов долларов.

Так, в воскресенье крупнейший прокатчик The Weinstein Company объявил о покупке за 4 млн. долларов прав на выпуск фильма Grace is Gone. Magnolia Pictures выкупила права на Crazy Love за неоглашаемую сумму.

За 4 млн. компания Fox Searchlight приобрела права на "Waitress", новый фильм Адрианны Шелли, и за 3.7 млн. долларов - на психологический триллер "Joshua". Warner Independent Pictures купили "Clubland" за 4 млн. К тому же, говорят, что суммы за права на «Son of Rambow» Гарта Дженнингса достигают 10 миллионов.

Для сравнения: средний бюджет фильмов, представляемых на Sundance , - от 2 до 4 млн. Большинство из них финансируется из европейских фондов помощи кинематографистам, субвенций франко-немецкого телеканала Arte, а также налоговых схем. Так, фильм «Khadak» Джессики Вудворф на 70% был снят на деньги бельгийских и немецких фондов, минимальных гарантий от Arte и других дистрибьютеров и системы налогообложения в Бельгии, позволившей восполнить недостаток бюджета. Остальные 30% были найдены у сопродюсеров.
 
Кстати, одна из акций Sundance в поддержку независимого кино – продажа фильмов через Интернет. За каких-то 1.99 долларов любой желающий может загрузить короткометражный фильм, а также ряд обсуждений, подкастов и музыкальных номеров. При этом авторам отчисляется прибыли. Копейки, конечно! Но для независимых режиссеров, которые, по выражению одного из участников Дэвида Стенна, «Сами себе и продюсер, и рекламщик», и это помощь.

Сам же фестиваль существует большей частью на деньги спонсоров. Из 25 спонсоров этого года можно выделить Volkswagen, Turning Leaf, American Express и Ray-Ban. Однако вокруг фестиваля образовался такой ореол логотипов и рекламных щитов, что сложно разобраться, кто из них имеет официальный статус, а кто нет.

Так, Variety пишет, что тент с логотипом Heineken мозолит глаза представителям официального спонсора Stella Artois. А журнал Premiere, устраивающий ежедневные вечеринки в ресторане Riverhorse, изрядно действует на нервы официальному партнеру Entertainment Weekly. Что уж говорить о Yahoo, Phillips и прочая страждущих внимания посетителей фестиваля, но не желающих это внимание денежно оправдывать. Конечно, в другой ситуации спонсорский пакет мог достаться и им, но раз уж не получилось, отчего бы не открыть свою палатку рядом с фестивалем? Раз уж пошла такая пьянка.

Щербино Ксения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).