С 19 по 27 февраля в Америке проходит Sundance – единственный американский фестиваль, который делает ставку на независимое международное кино. Темы, как всегда, три: политика, секс и знаменитости.
«Инди» всегда были политизированы донельзя. Потому никого не удивило, что на открытии Роберт Редфорд обратился к присутствующим с пламенной речью, в которой просил прощения за президента Буша в связи с действиями в Ираке. Это оказалось на редкость в тему: фестиваль открывался фильмом «Чикаго 10» об антивоенных протестах 1968 года. К тому же, сам Редфорд поддержал «своего президента» после событий 11 сентября и выступал за контр-удар по терроризму и ввод американских войск в Афганистан и Ирак. Что это, запоздалые угрызения совести? Или уверенность рядового американца в своей правоте? Та уверенность, ради которой он изменил даже традиционную речь на открытие фестиваля.
Перекличка событий 40-летней давности с современностью имеет значение и для режиссера фильма, Бретта Моргена. Оглядываясь на дело против «Чикагской семерки» - Тома Хэйдена, Эбби Хоффмана и Джерри Рубина, он словно предлагает современной молодежи последовать их примеру. Фильм, однако, не встретил того энтузиазма, на который мог бы рассчитывать в бурные 60-е. Нынешнюю молодежь волнуют совсем другие проблемы.
Например, секс. Оставим в стороне неизвестный разве что глухому скандал с фильмом «Zoo», из-за которого нынешний Sundance окрестили «лошадиным». Понятно, что экранизация скандальной истории в окрестностях Сиэтла, когда вполне себе преуспевающий мужчина скончался после полового акта с жеребцом, не могла не вызвать противоречивых реакций. Последнее табу на грани разумного превращается в экстравагантный и лиричный фильм. Не все его герои согласились появиться в камере. Впрочем, режиссер Робинсон Девор и не ставил себе задачей напомнить обществу о его пороках, да и борцом за права человека его не назовешь. Скорей, его фильм подтверждает постулат Теренция: «Ничто человеческое мне не чуждо». А вот рамки человеческого каждый устанавливает самостоятельно.
Другой скандальный фильм фестиваля – «Houndog» Дэборы Кампмайер со сценой изнасилования девочки-подростка в исполнении Дакоты Фэннинг. Вообще, в этом конкурсном подборе детям пришлось несладко: о надругательствах и убийстве детей фильмы «An Anerican Crime», «Trade» и «Snow Angels». Жестко и неромантично; но чего еще можно ждать от интеллектуального, а не потребительского кино?
Бестиарий знаменитостей
Хотя на самом деле Sundance создавался с тем, чтобы продвигать малобюджетные независимые фильмы, на этот раз в конкурсную программу вошли ленты, в которых блистают актеры с немаленькими гонорарами. В « Away From Her» - Джулия Кристи, в «Dark Matter » - Мерил Стрип, Джон Кьюсак в «Grace is Gone», в «The Good Night» - Дэнни де Вито, Гвинет Пэлтроу, Пенелопа Крус, Майкл Дуглас в «King of California», Филлип Сеймур Хоффман и Лора Линни в «The Savages». То ли звезды большого экрана полюбили малый (после прошлогодних прорывов независимого и полунезависимого кино в лице «Горбатой горы» или «Компаньонов» это могло казаться вполне себе денежным ходом).
В независимый кинематограф ринулись и дочки известных режиссеров – видно, после удачного дебюта Софьи Кoпполы, которая доказала всему миру дебютом «Девственниц-самоубийц» и «Трудностями перевода», что на детях природа не отдыхает. Впрочем, в расписании природы многие усомнились после того, как вышел ее последний фильм фильм – «Мария-Антуанетта». Деньги, как известно, портят: при бюджете в 4 млн. она сняла великолепный фильм о комплексах, религии и сексе. А при бюджете в 40 миллионов у нее получился фильм о пирожных без секса.
Среди режиссеров участников – Зоэ Кассаветс и Жюли Гаврас, прекрасные дочери известных режиссеров. Зоэ Кассаветс представила романтическую комедию «Broken English», а Жюли Гаврас обвиняет во всем Фиделя в фильме «Blame It on Fidel».
В режиссуру хлынули и актеры. Конечно, в свое время сам Редфорд, да и Клинт Иствуд показали, что могут просчитать сложный психологический рисунок игры не только для себя, но и для других, находясь по другую сторону камеры.
По их стопам пошли Джастин Теру c фильмом «Dedication» о мизантропичном авторе детских книг и любви, которая нагрянула внезапно, и Митчелл Лихтенштейн с фильмом «Teeth», пародирующем миф о vagina dentata и комплексах юных девственниц.
А вот Энтони Хопкинсу так удаются роли убийц, что на этот раз он выступил в роли убийцы собственного фильма «Slipstream». С этим бессвязным потоком образов может посоперничать разве что «Внутренняя империя» Линча. Впрочем, “Summer rain” Бандераса вышел еще хуже - псевдоностальгическая драма о первой любви, действие которой происходит в 70-е годы.
Несмотря на всю нынешнюю популярность Sundance, вечеринок там проходит не так уж много. Что с них взять, американская глубинка! Сами американские звезды жалуются, что риэлтеры в Patk City неохотно предоставляют помещения под мероприятия во время Sundance. Не очень-то местные жалуют новоприбывших. Видно, за все эти годы пятна вина и пепла въелись в ковры местных жителей. Не заставишь же тусовщиков понять, что там, где они прокутили ночь, кому-то еще жить придется.
Тем не менее, и Джош Хартнетт, и Сиена Миллер, и многие другие не вняли призыву Редфорда «смотреть фильмы, а не друг на друга». Кто ищет, тот всегда обрящет – а большая часть «тусовки» приехала развлекаться. Может, на следующий год они и посмотрят что-нибудь?
Финансы и романсы
А придется. Фильмы, прошедшие Sundance, иногда заслуженно получают свой кусок пирога. Так, кто бы мог подумать, что Little Miss Sunshine, дебютировавший на фестивале в прошлом году, соберет только в США 80 миллионов долларов? И после этого еще и получит номинацию на «Оскар»?
Однако большинство критиков сходится в том, что на этот год таких результатов ждать не приходится. Фильмы этого фестиваля, как мы уже выяснили, не рассчитаны на коммерческий успех.
Впрочем, не все так плохо. Как и любой фестиваль такого рода, Sundance сопровождается кинорынком. И хотя результаты его будут известны позднее, о некоторых сделках уже судачат в киношных кругах. За один понедельник общая сумма сделок превысила 15 миллионов долларов.
Так, в воскресенье крупнейший прокатчик The Weinstein Company объявил о покупке за 4 млн. долларов прав на выпуск фильма Grace is Gone. Magnolia Pictures выкупила права на Crazy Love за неоглашаемую сумму.
За 4 млн. компания Fox Searchlight приобрела права на "Waitress", новый фильм Адрианны Шелли, и за 3.7 млн. долларов - на психологический триллер "Joshua". Warner Independent Pictures купили "Clubland" за 4 млн. К тому же, говорят, что суммы за права на «Son of Rambow» Гарта Дженнингса достигают 10 миллионов.
Для сравнения: средний бюджет фильмов, представляемых на Sundance , - от 2 до 4 млн. Большинство из них финансируется из европейских фондов помощи кинематографистам, субвенций франко-немецкого телеканала Arte, а также налоговых схем. Так, фильм «Khadak» Джессики Вудворф на 70% был снят на деньги бельгийских и немецких фондов, минимальных гарантий от Arte и других дистрибьютеров и системы налогообложения в Бельгии, позволившей восполнить недостаток бюджета. Остальные 30% были найдены у сопродюсеров.
Кстати, одна из акций Sundance в поддержку независимого кино – продажа фильмов через Интернет. За каких-то 1.99 долларов любой желающий может загрузить короткометражный фильм, а также ряд обсуждений, подкастов и музыкальных номеров. При этом авторам отчисляется прибыли. Копейки, конечно! Но для независимых режиссеров, которые, по выражению одного из участников Дэвида Стенна, «Сами себе и продюсер, и рекламщик», и это помощь.
Сам же фестиваль существует большей частью на деньги спонсоров. Из 25 спонсоров этого года можно выделить Volkswagen, Turning Leaf, American Express и Ray-Ban. Однако вокруг фестиваля образовался такой ореол логотипов и рекламных щитов, что сложно разобраться, кто из них имеет официальный статус, а кто нет.
Так, Variety пишет, что тент с логотипом Heineken мозолит глаза представителям официального спонсора Stella Artois. А журнал Premiere, устраивающий ежедневные вечеринки в ресторане Riverhorse, изрядно действует на нервы официальному партнеру Entertainment Weekly. Что уж говорить о Yahoo, Phillips и прочая страждущих внимания посетителей фестиваля, но не желающих это внимание денежно оправдывать. Конечно, в другой ситуации спонсорский пакет мог достаться и им, но раз уж не получилось, отчего бы не открыть свою палатку рядом с фестивалем? Раз уж пошла такая пьянка.