будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Культура
Идлис Юлия

Ненастоящее прошлое

Ненастоящее прошлое
idlis52.gif

В одном прекрасном романе из жизни Робина Гуда главный герой, сетуя на дикие нравы окружающих его людей, говорит с упреком: «Все-таки на дворе просвещенный XIII век, не варварство какое-нибудь». Для него это аргумент, чтобы не есть руками и не жечь античные рукописи, написанные язычниками.

Наступление просвещенного времени, в котором мы живем, всегда становится аргументом, чтобы перестать, наконец, вести себя как дикие предки и жить по-новому. Пользоваться Интернетом, зависеть от рекламы, снимать кино кислотных цветов с клиповым монтажом и спецэффектами. Даже если это кино о донских казаках, снятое 13 лет назад, то есть в прошлом веке.

С прошлым всегда так: оно никогда не настоящее. Вот и «Тихий Дон», снятый Сергеем Бондарчуком и смонтированный его сыном Федором, по многочисленным отзывам зрителей и критиков, тоже не настоящий. Кто-то говорит – клюква в сахаре, итальянцы в России; кто-то говорит – гламурная картинка, рекламный монтаж. А в целом с фильмом Бондарчуков получилось как со старинной одеждой: все, что мы пытаемся носить, а не храним в музеях, неминуемо превращается в модную тенденцию или винтаж.

Прошлое стремительно уходит: носить старые вещи так, как их носили 15 лет назад, уже нельзя, их надо сочетать с современным макияжем и мобильным телефоном на поясе. И смотреть старые фильмы без эстетского пижонства тоже нельзя, потому что та же «Война и мир» Бондарчука-старшего, увиденная глазами современного подростка, - смешное медленное кино, без единого спецэффекта. Но смотреть-то хочется, а эстетское пижонство доступно далеко не всем. И потому берется 13-летний добротный кино-материал и под руками гламурного дизайнера Бондарчука-младшего превращается… в элегантные шорты.

«Тихий Дон» - самое настоящее винтажное кино. Суть винтажа – в том, что старую вещь обрабатывают и используют не совсем по назначению. Платье бабушки, чтобы оно стало винтажным, нужно дополнить сумочкой от Louis Vuitton и очками от Dolce&Gabbana. Вот и Бондарчук-младший дополняет отцовский Тихий Дон компьютерными снежинками от Уолта Диснея, ядовитыми красно-зелеными цветами от дизайн-студии Первого канала и судорожным рекламным монтажом от самого себя.

В результате получается дорогое кино с модным нынче патриотическим узором, которое выглядит не как «Тихий Дон», а как семисерийный трейлер «Тихого Дона», так и не снятого Сергеем Бондарчуком. А при еще живом «Тихом Доне» Герасимова с Элиной Быстрицкой и Петром Глебовым нынешний «Тихий Дон» производит полное впечатление модного показа а-ля рюс, в котором топ-модели Дельфин Форрест и Руперт Эверетт выходят на подиум в стилизованных платках и папахах, демонстрируя последний писк российского кино.

Логика этого безумного фэшн-шоу от Первого канала вполне ясна и разумна. Прошлое – не настоящее и уже никогда не будет выглядеть настоящим. Со времен бабушкиной юности и фигуры, и наши представления о красоте так изменились, что если бабушкино платье надеть на бабушку и в таком виде выпустить ее на улицу, получится или «Назад в будущее», или «Психоз», на выбор. А вовсе не модная винтажная вещь, которую стоит рекламировать голосом Константина Эрнста и аранжировать голосом Сергея Михалкова.

А вот как винтаж наше прошлое – и историческое, и кинематографическое – вполне рыночный продукт и модная тенденция. Причем модной тенденцией оно было уже во времена Бондарчука-старшего, который пригласил на главные роли в «Тихом Доне» иностранных звезд и «отшивал» фильм о гражданской войне в России на деньги итальянских продюсеров. Почему-то в таких случаях неминуемо получается «Сибирский цирюльник», в котором, как в глянцевом журнале, узнать страну производителя можно только по подписи под фотографией, и то не всегда.

Впрочем, это и не нужно: кто, в самом деле, на модном показе где-нибудь в Париже разбирается в национальности моделей и происхождении деталей их туалета. Главное, что все вместе – красиво, дорого, динамично, и завтра все об этом напишут. Вот и «Тихий Дон» на Первом канале – семидневное фэшн-шоу современного российского кинематографа, на котором нам демонстрируют все, что модно в этом сезоне: патриотизм, павлопосадские платки, русскую идею, рекламный монтаж, яркие цвета, иностранных звезд, и т.д. А главное – винтаж под названием «классика российского кино». Как с лучших блошиных рынков Лондона или Рима.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).