будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Культура
Петровская Елена

Неужели и вправду конец представления?

Неужели и вправду конец представления?
ep1
Рисунок Георгия Литичевского

В наше безнадежно унифицированное время, когда калькируется практически все что угодно, особенно если речь идет о компьютерных интерфейсах (sic!) или в целом о языке Интернета, имеет ли смысл задаваться вопросом по поводу простой «репрезентации»? Это слово стало настолько привычным и востребованным на кафедрах столь различных дисциплин, что подходить к нему с критическим мерилом кажется не менее рискованным, чем попытки пассионарного лидера ЛДПР разделаться со всеми иностранными словами. И тем не менее не могу не заметить: чем больше я читаю разных сочинений, тем сильнее укрепляюсь в мысли, что русское слово «представление» ничем не хуже его латинского аналога.

Скажу так: повсеместное засилие «репрезентации» можно объяснить двояко. Это либо проявление всеобщей лингвистической лености, либо стремление к наукообразию, понятное у молодых людей. Замечательные названия научных статей вроде «Внутренняя репрезентация фигуративной сексуальности как основание аутентичного восприятия сексуальной чувственности» или «Репрезентация идеологии потребления в культурных проектах современности»1 поражают не экзотичностью или вселенским размахом, а каким-то болезненно-тавтологическим разбуханием самой исследуемой материи: репрезентация и фигурация – это, строго говоря, одно и то же, тогда как идеология уже есть система представлений, отражающих, в необходимо искаженном виде, существующее положение вещей.

Я сказала, что «репрезентация» – излюбленный термин молодых. Чтобы не быть голословной, приведу название курсовой работы, а также реферата, который можно свободно скачивать из Интернета: «Языковая репрезентация концептосферы “разрушение” в романе J. Coe “What a Carve Up”» и «Феномен шрамирования и его репрезентация в искусстве как особые интимные отношения с телом»2. В мою задачу не входит полемика ни с предполагаемым содержанием упомянутых работ (например, с возможностью «аутентичного» восприятия самого себя, чем бы ни был объект такого восприятия), ни с другими интригующими терминами, которые вспыхивают тусклым огоньком наподобие «концептосферы». Меня по-прежнему интересует «репрезентация», которая, и в этом я вполне убеждена, емко и точно передается русским словом «представление».

Процитирую еще одну научную статью: «…не будет ошибкой, – пишет автор, –если мы назовем репрезентацию представлением, точнее – “представлением одного в другом и посредством другого”»3. Данное определение, принадлежащее американскому теоретику визуальной культуры и медиа Митчеллу, является формулой, охотно воспроизводимой в словарных и прочих статьях4. Что ж, очень хорошо. Но разве «представление» не содержит в себе заявленных выше значений?

Начну с того, что это «чувственно-наглядный обобщенный образ предметов и явлений внешнего мира, восстанавливаемый в мозгу при их отсутствии, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения»5. Здесь на первый план выходит представительство, а проще – замещение; представление о предмете остается и тогда, когда сам воспринимаемый предмет перестает ощущаться как данный непосредственно, то есть как присутствующий. Это особенно верно в случае зрительных и слуховых представлений: любое виденное нами зрелище или любая мелодия способны воспроизводиться в их отсутствие.

Не так обстоит дело с запахом и вкусом, поскольку это наиболее «приватные» из человеческих чувств. Кант решает эту проблему, прибегая к помощи воображения. Именно оно преобразует отсутствующий объект в разновидность присутствия. Когда объект в определенном смысле овнутрен, я могу воспринимать его, как если бы он давался мне посредством субъективного чувства6. Этим, замечу, обеспечивается переход от вкуса как индивидуального и дискретного в своей основе ощущения к суждению вкуса как действию рефлексии, имеющей дело только с представлением.

Итак, замещающая функция представления здесь налицо. Мне может возразить переводчик, озабоченный темой присутствия: а как же передать хитроумное «ре-» из слова «репрезентация», имея в виду «запаздывание», «вторичность» репрезентации по отношению к тому объекту, который она представляет? Я не думаю, что «презентация», которую захочет акцентировать мой пытливый оппонент, вызовет мгновенные ассоциации с «присутствием». «Презентация» для русского уха – увы, очередная разновидность «представления» (представление новой книги, например). С другой стороны, производные от «репрезентации» звучат порой достаточно комично. Чего стоит одно такое разъяснение: «…существует репрезентативный мир, например языковой мир, который каким-то образом отличен от репрезентируемого мира, и существует отношение Р[епрезентации] между ними» (курсив мой. – Е.П.)7. «Репрезентативный» – как ни крути, «представительный» (так можно охарактеризовать опрос или, скажем, критерий), и от этого значения тоже трудно отмахнуться.

Иные словари намекают на то, что слово «репрезентация» «осложнено» значением «отображения» или «образного представления», включая христианское отношение первообраза и образа8. Не понимаю, почему в этом случае игнорируется такой достойный термин, как «изображение», который к тому же напрочь выпал из контекста современного искусства. Кстати, в старых переводах Канта «представление» и «изображение» фактически взаимозаменимы9. Чувственные представления, изображение (неизобразимых) идей, возвышенное изображение, негативное изображение и др. – насколько все это яснее и проще, чем, скажем, репрезентация нерепрезентируемого или негативная репрезентация (имеется в виду изображение бесконечного как что-то предельно отвлеченное).

Конечно, никаким образом «репрезентация» вкупе с «презентацией» не улавливает напряжение между немецкими Vorstellung и Darstellung (оба суть «представление»), во что я не буду вдаваться. Достаточно сказать, что переосмысление проблемы Darstellung, поставленной Кантом, приводит романтиков к созданию своей – а также современной – теории литературы и искусства. Речь идет о чувственном представлении (изображении) идей разума, что и передается термином «Darstellung». Эта проблема остается, в сущности, неразрешимой, поскольку чувственное выражение сверхчувственных идей оказывается частичным, приблизительным, условным: ни схемы, ни символы у Канта, призванные связать чувственность и разум, не могут решить задачу до конца. Романтики как раз и сосредоточивают свое внимание на понятом так изображении: как эстетическое производство и воспитание искусство открывает доступ к Абсолюту, переживаемому напрямую, без всяких опосредований. В интерпретации романтиков искусство потому способно дать нам адекватное изображение идеи, что оно добивается ее чувственной актуализации в сфере эстетического10.

Darstellung – то, что связано с самим выразительным средством и ему равнообъемно; это нечто зримое и в этом смысле «изображение», «образ» (exhibitio) . Также это и стилистическая манера, способ представления системы в целом (второе значение «Darstellung» у Канта). Феноменология тоже учитывает оппозицию между Darstellung и Vorstellung, имея в виду явление данного, наличного, с одной стороны, и мысленное представление в наиболее общем смысле – с другой. Однако когда сегодня пишутся и защищаются «репрезентативные» диссертации, их авторы редко вдаются в историю указанных понятий. Чаще всего «репрезентация» – синоним «образа», «изображения». Но такие слова могут и не увлечь диссертационный совет. Как и взыскующего сложности читателя современных текстов об арте. Противостоять потоку невозможно. Но можно сохранить вменяемость ему наперекор.

Рисунки Георгия Литичевского

P.S. Статья также публикуется во 2-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2013 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. - Е.П.

1 http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-reprezentatsiya-figurativnoy-seksualnosti-kak-osnovanie-autentichnogo-vospriyatiya-seksualnoy-chuvstvennosti#ixzz2JfZDGH7g

http://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-ideologii-potrebleniya-v-kulturnyh-proektah-sovremennosti

2http://ref.rushkolnik.ru/v28625/

http://www.refsru.com/referat-11426-1.html

3 Бовшик А.С. Аналоговая и семиотическая репрезентации в аспекте лингво-семиотического анализа: http://www.lib.csu.ru/vch/248/084.pdf

4 См., например: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/658.php

5 Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. Т. 3. М.: «Русскийязык», 1984. С. 372.

6См.: Arendt H. Lectures on Kant’s Political Philosophy / Ed. and with an Interpretive Essay by R. Beiner. Chicago: The University of Chicago Press, 1992. P. 66–67.

7 Кемеров В. Философская энциклопедия. М.: «Панпринт», 1998 (автор статьи – Т.Х. Керимов): http://terme.ru/dictionary/183/word/reprezentacija

8 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/658.php

9 См.: Кант И. Критика способности суждения / Пер. с нем. СПб.: «Наука», 1995.

10См.: Lacoue-Labarthe Ph., Nancy J.-L. The Literary Absolute. The Theory of Literature in German Romanticism / Trans. with an Intro. and Additional Notes by Ph. Barnard and Ch. Lester. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1988.

Петровская Елена
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).