будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Незнакомцы.doc

23  февраля в Москве начинается новый кинофестиваль независимого кино – «Кинотеатр.doc», который пройдет на площадке Театра.doc. За пять дней (до 28 февраля) зрители смогут увидеть 50 коротких документальных и художественных фильмов. Между показами пройдут дискуссии и круглые столы с участием критиков, режиссеров и зрителей. 
Взглянув на программу и не обнаружив там ни одного знакомого имени, корреспондент «Полит.ру» Валерий Золотухин отправился на встречу с учредителями и отборщиками фестиваля – драматургом Еленой Греминой и критиком Аленой Солнцевой, а также с его директорами – Виктором Федосеевым и Михаилом Синевым, чтобы узнать, как и где им удалось найти столько новых и незнакомых режиссерских имен. 
 
Каков бюджет этого фестиваля?

Михаил Синев: Бюджет был совсем небольшой, около $1000 долларов. Мы делали всю работу бесплатно, поскольку у нас с Виктором есть основная работа в «Золотой маске». Если бы не она, то Кинотеатр.doc делать было бы намного сложнее. Деньги в основном были потрачены на рекламу. Понятно, что с таким бюджетом мы просто не могли пригласить в Москву режиссеров из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, или из Перми, хотя было бы, конечно, лучше, если бы они представляли свои фильмы сами. 

Раз они сами не приедут на фестиваль, то расскажите тогда вы о них. Кто же эти люди, которые прислали свои фильмы на фестиваль?

Виктор Федосеев: Примерно половина фильмов, вошедших в программу, пришли самотеком.

Елена Гремина: Сначала нам казалось, что все что пришло самотеком окажется ужасным, а хорошими картинами будут лишь те, которые нам рекомендовали на разных фестивалях типа Канского (от названия города Канск), Екатеринбургского или Питерского. Иначе говоря, те фильмы, которые уже прошли через региональные фестивали, но в Москве их все равно никто никогда не видел. Среди них есть и знаменитые фильмы Разбежкиной, Расторгуева, Костомарова – вы их также нигде не увидите, если не являетесь синефилом и не ездите на «Кинотавр».

Откуда режиссеры, приславшие вам свои фильмы,  узнали о фестивале?

Михаил Синев: Мы развесили объявление во всех ведущих кино-вузах, поместили объявления в Интернете, на сайте Театра.doc, то есть создали открытый конкурс. И  нас услышали  очень разные люди, например, человек из Америки, эмигрант, который сделал фильм сам про себя, как он там работает санитаром у больного старика, тоже эмигранта из России. Фильм так и называется - «Санитар». Это не история какого-нибудь гермафродита, глядя на которого зрители в зале закричат «Ах, что же это!», а рассказ простого обычного человека о самом себе.

Алена Солнцева: Я думала, что передо мной как перед отборщиком стоит задача показать театральным людям независимое кино. А сделать нужно так – собрать интересные фильмы из региональных фестивалей, посмотреть их и собрать в программу. А в результате мне приносили домой кассеты, на которые десятками загнаны присланные на конкурс фильмы, и у меня есть полный список, куда я, Хлебников (режиссер фильма "Коктебель", также один из организаторов фестиваля - В.З.) и Гремина ставим свои оценки. Спорим много из-за них, и уже как анекдот друг другу пересказываем, как Хлебников ночами звонит в Москву из разных городов Европы, куда часто ездит на фестивали с «Коктебелем», и говорит: «Я не спал всю ночь, думал и окончательно решил. Фильм N. все-таки будет включен в программу». Настоящая психическая атака. На это я отвечаю: «Включайте, пожалуйста. Фильм отвратительный, скучный ужасно!», а Хлебников говорит: «Посмотри, как тонко там то-то и то-то сделано». И вот перед вами картина «Москва-Небо».

А какие фильмы и он, и вы отсеивали из потока без спора?

Алена Солнцева: Во-первых, учебные ВГИКовские фильмы, которые явно выполняют методические задачи типа построения сюжета, пространства и т.п. Во-вторых, отсеивались фильмы малопрофессиональные, потому что многие авторы не могут выделить главного, не могут рассказать связную и эмоционально заразительную историю. Мы посмотрели огромное количество фильмов – около 400-500, и некоторые нам очень нравились, но они в последний момент так и не попали в программу. Среди них, например, фильм Александра Гутмана «Солнечная сторона дороги». Форматный, профессионально снятый фильм, в котором рассказано о последнем узнике ГУЛАГа, мы в результате не взяли, потому что решили, что историй о стариках у нас и так получилось много.

До вас в Москве не раз проходили фестивали независимого, короткометражного кино. «Стык», например, или «Синефантом» работали примерно в том же формате, – или я ошибаюсь?

Алена Солнцева: На «Синефантоме» людей интересует радикализм формы, им нравится быть разрушителями, радикалами. Они занимаются поисками нового киноязыка. К нам все-таки не зря часто приходят социологи – люди, привыкшие к нарративности. «Кинотеатр.doc» рассказывает в первую очередь истории. Мы даже отсекали те фильмы, которые слишком заняты проблемами языка искусства, формы; не потому, что эти фильмы нам не нравятся, а просто у нас программа другая. Мы не хотели никого шокировать, и перед нами не стоит задач взрывать общественное мнение, - мы хотим лишь предложить серьезный взгляд на нашу реальность и надеемся, что представленные фильмы все вместе создадут пространство, в котором будет отражена современная жизнь.

Какая судьба будет уготовлена фильмам, которые вы взяли в свой фестиваль? У них есть шанс быть показанными на телевидении?

Алена Солнцева: Сам ритм этих фильмов, вялый и слишком медленный, вряд ли может совпасть с требованиями телевидения. Мне кажется, что и не нужно эти фильмы показывать по телевидению, потому что они требуют специального пространства, некоей сакрализации, потому что когда человек идет в Театр.doc, то он совершает некое усилие. Он вынужден куда-то пойти за этим, и мне кажется важным, что театр устраивает обсуждение после спектакля или показа.

Елена Гремина: Тут важен вопрос аудитории – я знаю, что фильм «Мамочки» Александра Расторгуева, который попал в нашу программу, показали в Ростове в прайм-тайм, причем отменив футбольный матч. Естественно, там люди были в шоке, потому что как зрители они все-таки должны представлять, с чем могут столкнуться.

Какому зрителю вы адресовали фестиваль?

Елена Гремина: Нам самим очень интересно, кто к нам придет. Мы рассчитываем на аудиторию Театра.doc, хотя и она очень разная по составу. Понимаете, люди театра – ужасно консервативны. Помните «Землю Санникова», затерянный мир? Человечество шагнуло вперед, всюду прогресс, в кино, литературе, а там еще растут хвощи. И у нас появилась идея сделать что-то вроде ликбеза, чтобы воспитывать новое поколение драматургов, режиссеров, зрителей. Те, кто ходит к нам, это особенная история, которая не похожа на остальную театральную публику. Есть ведь художники, которые говорят: «Я дерево, я одинокий волк». Я же думаю, что даже в историческом опыте от Новгородской республики до каких-нибудь передвижников достаточно примеров, когда людям интересно что-то делать вместе, в команде, «сам погибай – товарища выручай»… Мне кажется, не взирая на новые времена, все это еще живо. И также с этим фестивалем – каждый внес то, что смог.

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).