будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Смолина Елена

Ни хлеба, ни зрелищ

Ни хлеба, ни зрелищ
govoruhin1

С тяжелым чувством идет среднестатистический (особенно молодой) зритель в кино «на Говорухина». Ничего хорошего не предвещает встреча с искусством, целью которого режиссер полагает поиски социальной справедливости. А Станислав Говорухин в последнее время, увы, занимался именно такого рода искусством: «Благословите женщину», до того –«Ворошиловский стрелок» (это уже совсем – ни в какие ворота). Казалось бы, депутатское кресло сегодня гораздо больше подходит Станиславу Сергеевичу, нежели режиссерское. Тем приятнее было ошибиться: вопреки всем предубеждениям, новый фильм режиссера оказался удачным.

«Не хлебом единым» – это экранизация одноименного романа советского писателя Владимира Дудинцева. Роман о том, как талантливый и «наивный» в своей порядочности изобретатель вступает в схватку с бюрократической советской системой, был написан на заре хрущевской оттепели, в 1956 г. Но было в романе добротного советского писателя Дудинцева кое-что кроме традиционного противостояния человека и системы – настоящие чувства, поломанные судьбы, искренность. «Не хлебом единым» – не столько трагическая история советского Джордано Бруно, мученика от науки, сколько история подвига самоотверженной и бескорыстной женщины, посвятившей ему свою жизнь.

Конечно, далеко не всякому режиссеру подобный сюжет показался бы заманчивым материалом для экранизации. Такой выбор очень в духе Говорухина со свойственным ему морально-социологическим уклоном в комплексе с ностальгией по советскому прошлому. В последнее время режиссер настолько явно переключился на публицистику, что все как будто и забыли о его лучших, лишенных всякого занудства картинах: «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят». А ведь славу Говорухину принесли именно эти, в высшей степени профессиональные, стильные фильмы, почти лишенные «моралите». И вот в своей последней работе режиссеру наконец-то удалось совместить практически несовместимое – мастерство одного из самых крепких советских режиссеров и оправданно высокий пафос.

Фильм «Не хлебом единым» - вовсе не ретро-фильм, как может показаться на первый взгляд. Говорухин вместе с замечательным оператором Юрием Клименко («Дневник его жены», «Космос как предчувствие») не работает «под советское кино». «Не хлебом единым» –  больше, чем внешняя стилизация, игра в прически и интерьеры, сама суть фильма сродни классике советского кино. Вспоминаются «Повесть о настоящем человеке», «Коммунист», «Разные судьбы», «Большая семья» – честные герои побеждают изворотливых, истинные вредители всегда наказаны, а настоящая любовь взаимна. Так же и у Говорухина. Несмотря на привнесенную в пространство советского фильма извне (из нашего времени), закрытую раньше тему репрессий, несмотря на более сложный психологический рисунок, суть та же: перед нами трогательное советское кино. В самом лучшем смысле слова.

К сожалению, если реально смотреть на вещи, все это не предвещает картине «Не хлебом единым» счастливой прокатной судьбы. Потенциальный зритель ее уже достиг предпенсионного возраста, а сборы в кино делают молодые. Но Станислав Говорухин, судя по всему, и не грезит прокатными успехами «Турецкого гамбита» или «Девятой роты». Его фильм ориентирован на ту часть аудитории, что в кино ходит редко, а вот по телевизору такую картину посмотрит с удовольствием. Причем рейтинги канала, купившего права на трансляцию, будут явно немаленькими, потому что «Не хлебом единым» не менее зрительское кино, чем тот же «Гамбит», просто зрители разные… Недаром на последнем кинофестивале в Выборге «Окно в Европу» фильм Говорухина получил главный приз – «Золотую ладью», а на Неделе Российского кино в Нью-Йорке зрители приняли картину очень тепло, так же, как и на премьере в Доме Кино: люди, выходившие из зала, плакали.

Картина, действительно, получилась очень трогательной; героям по-настоящему сопереживаешь, и во многом это  заслуга актеров. Яркие роли Виктора Сухорукова и Алексея Петренко очень украшают фильм. Сухоруков играет, как всегда, темпераментно, неожиданно, в его исполнении нечистый на руку чиновник и обманутый муж стал многомерным, действительно живым персонажем. Что уж говорить о безупречной работе Алексея Петренко, который не часто балует зрителя своим появлением на экране. Петренко – без преувеличения один из самых крупных артистов поколения, каждая его роль – штучное изделие, бриллиант,  и роль пожилого изобретателя в «Не хлебом единым» исключением не стала.

Главного героя сдержанно и тонко сыграл молодой артист Михаил Елисеев, но по-настоящему главной ролью в картине следует считать героиню Светланы Ходченковой. Студентка Школы-Студии МХАТ уже снималась у Говорухина в «Благословите женщину» и там была мила, но именно в «Не хлебом единым» она раскрылась как актриса. Очень красивая, киногеничная,  Ходченкова обещает стать большой артисткой и звездой. Тонкий профиль, летящие к вискам, необычного разреза глаза, светлая коса с руку – воплощенный образ русской красавицы, «подруга верная моя» и чуть-чуть ведьма, жена декабриста и Маргарита.

Впрочем, тем, кто органически не переносит слезы под финальные титры, нравственные дилеммы, возвышенные чувства – словом, все, что включает в себя понятие «старое-доброе-советское-кино», -- на этот фильм идти, конечно, не стоит. Но если вам случалось испытывать ностальгию по кино, где доброта безотчетна, помощь бескорыстна, а любовь – на всю жизнь, «Не хлебом единым» – совсем не худший вариант.

Фотография с сайта kino.kulichki.com.

Смолина Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).