будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Культура

Никакой интриги нет

Никакой интриги нет
vvys
Кадр из фильма «Высоцкий»

1 декабря в российский кинопрокат выходит художественный фильм режиссера Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо что живой». Сценарий фильма написал сын Владимира Высоцкого Никита. Дата выхода в российский прокат переносилась 4 раза. Первоначально премьера ленты была назначена на 25 июля — день 31-й годовщины со дня смерти поэта и актера. Кинокритики в свою очередь назвали «Высоцкого» главным «фильмом-событием» сезона — видимо, поэтому премьеру была решено оставить «под занавес» года. 

Сюжет фильма основан на реальных событиях из жизни Владимира Высоцкого, произошедших в июле 1979 года на гастролях в Узбекистане. Тогда в Зарафшане Высоцкому стало плохо, 25 июля у него была зафиксирована клиническая смерть.

«Полит.ру» продолжает публиковать мнения и комментарии разных интересных людей о фильме и герое фильма.

Алексей Герасименко, Одесса

Первый раз я услышал Высоцкого года в четыре, в 76-ом. Родители были инженерами и магнитофона у нас не было — это была болгарская пластинка «Балкантон», которую папа привез из командировки. Я слушал «Диалог у телевизора», и это было созвучно нашему старому двору на молдованке с туалетом на улице, цыганским свадьбам, маленьким гавкающим собачкам у бабы Фроси, зекам-соседям. Позже, в юности, я слышал и все остальное, но не фанател. Конечно, смотрел «Место встречи..», ходил смотреть в бильярдную на маркера дядю Вову «Фрица», который дублировал Высоцкого в сцене на бильярде с «Копченым». Я часто думаю — кто бы мог глядя в камеру петь песню о войне от первого лица, не бывав там? И чтобы от этого не тошнило, а хотелось встать и плакать. Сопоставляю другие факты — «Мерседес», фирменные шмотки, жена француженка, левые концерты и еще то, что он - ни разу не списался в какие-то тупые совдеповские акции. Еще интересный факт, что его любимым артистом, если верить Довлатову, был Чарльз Бронсон. Я тут посмотрел «Механика», и это просто смешно! Столько, вроде бы несочетаемых друг с другом и с его эпохой качеств. Но отходишь чуть назад и видишь абсолютно цельную личность, фигуру, душу, которой не было у нас ни до ни после. Глыба! Короче говоря, словами другого персонажа: «по замазке вроде бы фраер. Но не фраер — это точно».

Олег Попов, Москва

Владимир Высоцкий – удивительный пример приобретенной (или заработанной) харизмы. Есть примеры, когда харизма дарована, например, молодому Янковскому. А у молодого Высоцкого харизмы не было, но он изменялся и приобрел невероятную харизму, с такой харизмой люди по миру наперечет.

Это случилось от того, что так сложились элементы, невозможно разделить все по полочкам – Высоцкий-артист, Высоцкий-поэт, и т.п., для того, чтобы что-то понять в этом и разобраться, откуда что берется. Зато чувствует его харизму даже тот, кто ничего не понимает в искусстве.

 

Александр Бараш, поэт, Израиль

Начало 70-х годов, лето. Подмосковная дача. Главное счастливое событие – приезд родителей на выходные. В этот раз, кроме запаса еды на неделю (в пристанционных магазинах можно было, кроме молочного и ликеро-водочного, купить только халву и грабли – чтобы ее отлеплять от бумаги), — они привезли новую пленку Высоцкого.

С приставки «Нота», как с двухконфорочной плитки, заурчало и заухало, заворчало и загудело ощущение праздника. Развесистый «золотой налив» у распахнутой двери налился соком еще больше, вишни со стороны заката побагровели от полнокровья. А я (даром что из «детей Окуджавы», то есть, скажем так, Арбата, а не Таганки) – навеки запомнил ласточку ту: одночасье полноты мира, празничного события, благодаря харизме, артистизму и самоотдаче охрипшего баритона эпохи.


Андрей Прокофьев, Москва

Однажды Василий Красноперов поразил меня тем, что поднял на смех человека, высказавшегося о Высоцком как о поэте уровня Пушкина. Я еще спросил: «А ты что, так не думаешь?» — «Нет, конечно, Пушкин был бесспорно талантливым человеком, чего нельзя сказать о Высоцком». И я даже чуть не набросился на Красноперова. А потом еще и другой приятель Сергей Щавелев также сказал, что ему никогда не нравилась крикливая надрывная сценическая манера Высоцкого, и даже в фильме «Место встречи» он не слишком интересен, не говоря уже обо всех остальных. Так произошло в моей жизни, пожалуй, первое крушение идола в культуре. И это, я считаю, очень хорошо. Потому что от идола ничего хорошего не надо ждать. А Высоцкого я и теперь люблю, но другой уже любовью, своей, не стадной, особенно песню «Дом хрустальный» и «Затопи-ка мне баньку» спьяну приятно слушать.


Константин Сутягин, художник, Москва

Что называется, повезло

Моя бабушка очень ругалась, когда я ставил Высоцкого.

- Какая-то, — говорила, — блатная музыка. Это неприлично. Нет бы Магомаева послушал.

А мне очень нравилось. Не красота голоса подкупала, не музыка, даже не тексты – а какая-то подлинность, нетеатральность. Как я сейчас понимаю, такая самая большая подлинность и нетеатральность бывает только у гениальных актеров. Высоцкий прежде всего был гениальный актер, поэтому его песни звучат только у него. в другом исполнении всегда проигрывают (читать их совсем не интересно было, я очень удивлялся и огорчался).

Или же у него были не песни, а какой-то другой жанр, не «сочинил, записал и дал другому» — а что-то более органичное, сросшееся с организмом исполнителя, вырастающее из него, что не снимешь, и не передашь другому, как кепку.

Юмористические песни его мне не очень – юмор быстро устаревает, два раза смеяться не будешь. Протестные-обличительные – тоже долго не работают. (Магомаев — мастерство — надежнее) . А вот героические песни Высоцкого будут жить и жить — тут совершенно точное попадание — в миф, от античности до наших дней. Про подвиг. Про страдание. Про войну. Про тюрьму. Это вечное.

В этом смысле Высоцкому очень повезло в жизни. Сейчас любят говорить, как он страдал, как ему всего недодали — ага. Получил больше, чем любой в то время, жил как хотел. Деньги, женщины, поклонники, заграница, слава (заслуженная), и все это было ерунда. Больше всего Высоцкому повезло именно, как художнику: у него был Большой Противник с одной стороны (позволявший точить об себя талант) — а с другой Большая Страна (с темой героизма, войны, тюрьмы, страдания), на любовь которой можно было опереться, обретая, от власти некоторую независимость.

Он был посредником между народом и властью, проводом, через который шел ток. Слишком большого напряжения для человеческого организма.

Высоцкий жил в великой стране — и это помогло ему вырасти в полный рост, даже больше. Что и убило его (лишние несколько сантиметров). Сегодня был бы что-то типа Гришковца с «Бигудями».


Алексей Кубрик, поэт, Москва

Вертинский, Анчаров, Высоцкий, Галич, Окуджава… Чтобы и слова, и музыка были конгениальны – случается редко. Музыка стирает слова, что ли. Высоцкий чаще рассказывает что-то, но и песни, а не речитативы, у него есть. «Протопи ты мне баньку по-белому…», «Там, у соседа, пир горой…», «Час зачатья я помню не точно…», «Я — "Як"-истребитель, мотор мой звенит…», «Я несла свою беду…»… Трудное равновесие. Есть у этих стихов и песен в равной степени редкое качество: они останавливают безумие времени. 

Буквально. Т.е. если тебя, повествующего о поэзии в силу вынужденных обстоятельств (преподавание), не слушают, и нет сил изобретать сильные ходы для тонких материй, то ты начинаешь читать эти стихи - и в аудитории воцаряется тишина. Гаджеты отваливаются, эросы сублимируются, пищеварение отступает. И любить, и помнить стихи Высоцкого легко, в том числе и спрятанные в его катакомбах:

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

 Чем поэт опаснее для социума, тем он нужнее для него. Всегда.

Имя артиста, исполнившего главную роль, тщательно скрывается. Автор картины заявил, что этого никто и никогда не узнает, так как имени актера не будет даже в титрах. Но эта тема активно обсуждается, и ходят слухи, что Высоцкого играет либо Сергей Безруков, либо Владимир Вдовиченков. При этом некоторые СМИ отмечают, что именно Безруков не пришел накануне на премьеру «Высоцкого» в «Октябре».

Как в свою очередь заявил журналистам гендиректор Первого канала и продюсер картины Константин Эрнст, никакой интриги нет, авторы фильма просто хотели, чтобы имя актера не отвлекало зрителей от образа.


читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).