1 декабря в российский кинопрокат выходит художественный фильм режиссера Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо что живой». Сценарий фильма написал сын Владимира Высоцкого Никита. Дата выхода в российский прокат переносилась 4 раза. Первоначально премьера ленты была назначена на 25 июля — день 31-й годовщины со дня смерти поэта и актера. Кинокритики в свою очередь назвали «Высоцкого» главным «фильмом-событием» сезона — видимо, поэтому премьеру была решено оставить «под занавес» года.
Сюжет фильма основан на реальных событиях из жизни Владимира Высоцкого, произошедших в июле 1979 года на гастролях в Узбекистане. Тогда в Зарафшане Высоцкому стало плохо, 25 июля у него была зафиксирована клиническая смерть.
«Полит.ру» продолжает публиковать мнения и комментарии разных интересных людей о фильме и герое фильма.
Алексей Герасименко, Одесса
Первый раз я услышал Высоцкого года в четыре, в 76-ом. Родители были инженерами и магнитофона у нас не было — это была болгарская пластинка «Балкантон», которую папа привез из командировки. Я слушал «Диалог у телевизора», и это было созвучно нашему старому двору на молдованке с туалетом на улице, цыганским свадьбам, маленьким гавкающим собачкам у бабы Фроси, зекам-соседям. Позже, в юности, я слышал и все остальное, но не фанател. Конечно, смотрел «Место встречи..», ходил смотреть в бильярдную на маркера дядю Вову «Фрица», который дублировал Высоцкого в сцене на бильярде с «Копченым». Я часто думаю — кто бы мог глядя в камеру петь песню о войне от первого лица, не бывав там? И чтобы от этого не тошнило, а хотелось встать и плакать. Сопоставляю другие факты — «Мерседес», фирменные шмотки, жена француженка, левые концерты и еще то, что он - ни разу не списался в какие-то тупые совдеповские акции. Еще интересный факт, что его любимым артистом, если верить Довлатову, был Чарльз Бронсон. Я тут посмотрел «Механика», и это просто смешно! Столько, вроде бы несочетаемых друг с другом и с его эпохой качеств. Но отходишь чуть назад и видишь абсолютно цельную личность, фигуру, душу, которой не было у нас ни до ни после. Глыба! Короче говоря, словами другого персонажа: «по замазке вроде бы фраер. Но не фраер — это точно».
Олег Попов, Москва
Владимир Высоцкий – удивительный пример приобретенной (или заработанной) харизмы. Есть примеры, когда харизма дарована, например, молодому Янковскому. А у молодого Высоцкого харизмы не было, но он изменялся и приобрел невероятную харизму, с такой харизмой люди по миру наперечет.
Это случилось от того, что так сложились элементы, невозможно разделить все по полочкам – Высоцкий-артист, Высоцкий-поэт, и т.п., для того, чтобы что-то понять в этом и разобраться, откуда что берется. Зато чувствует его харизму даже тот, кто ничего не понимает в искусстве.
Александр Бараш, поэт, Израиль
Начало 70-х годов, лето. Подмосковная дача. Главное счастливое событие – приезд родителей на выходные. В этот раз, кроме запаса еды на неделю (в пристанционных магазинах можно было, кроме молочного и ликеро-водочного, купить только халву и грабли – чтобы ее отлеплять от бумаги), — они привезли новую пленку Высоцкого.
С приставки «Нота», как с двухконфорочной плитки, заурчало и заухало, заворчало и загудело ощущение праздника. Развесистый «золотой налив» у распахнутой двери налился соком еще больше, вишни со стороны заката побагровели от полнокровья. А я (даром что из «детей Окуджавы», то есть, скажем так, Арбата, а не Таганки) – навеки запомнил ласточку ту: одночасье полноты мира, празничного события, благодаря харизме, артистизму и самоотдаче охрипшего баритона эпохи.
Андрей Прокофьев, Москва
Однажды Василий Красноперов поразил меня тем, что поднял на смех человека, высказавшегося о Высоцком как о поэте уровня Пушкина. Я еще спросил: «А ты что, так не думаешь?» — «Нет, конечно, Пушкин был бесспорно талантливым человеком, чего нельзя сказать о Высоцком». И я даже чуть не набросился на Красноперова. А потом еще и другой приятель Сергей Щавелев также сказал, что ему никогда не нравилась крикливая надрывная сценическая манера Высоцкого, и даже в фильме «Место встречи» он не слишком интересен, не говоря уже обо всех остальных. Так произошло в моей жизни, пожалуй, первое крушение идола в культуре. И это, я считаю, очень хорошо. Потому что от идола ничего хорошего не надо ждать. А Высоцкого я и теперь люблю, но другой уже любовью, своей, не стадной, особенно песню «Дом хрустальный» и «Затопи-ка мне баньку» спьяну приятно слушать.
Константин Сутягин, художник, Москва
Что называется, повезло
Моя бабушка очень ругалась, когда я ставил Высоцкого.
- Какая-то, — говорила, — блатная музыка. Это неприлично. Нет бы Магомаева послушал.
А мне очень нравилось. Не красота голоса подкупала, не музыка, даже не тексты – а какая-то подлинность, нетеатральность. Как я сейчас понимаю, такая самая большая подлинность и нетеатральность бывает только у гениальных актеров. Высоцкий прежде всего был гениальный актер, поэтому его песни звучат только у него. в другом исполнении всегда проигрывают (читать их совсем не интересно было, я очень удивлялся и огорчался).
Или же у него были не песни, а какой-то другой жанр, не «сочинил, записал и дал другому» — а что-то более органичное, сросшееся с организмом исполнителя, вырастающее из него, что не снимешь, и не передашь другому, как кепку.
Юмористические песни его мне не очень – юмор быстро устаревает, два раза смеяться не будешь. Протестные-обличительные – тоже долго не работают. (Магомаев — мастерство — надежнее) . А вот героические песни Высоцкого будут жить и жить — тут совершенно точное попадание — в миф, от античности до наших дней. Про подвиг. Про страдание. Про войну. Про тюрьму. Это вечное.
В этом смысле Высоцкому очень повезло в жизни. Сейчас любят говорить, как он страдал, как ему всего недодали — ага. Получил больше, чем любой в то время, жил как хотел. Деньги, женщины, поклонники, заграница, слава (заслуженная), и все это было ерунда. Больше всего Высоцкому повезло именно, как художнику: у него был Большой Противник с одной стороны (позволявший точить об себя талант) — а с другой Большая Страна (с темой героизма, войны, тюрьмы, страдания), на любовь которой можно было опереться, обретая, от власти некоторую независимость.
Он был посредником между народом и властью, проводом, через который шел ток. Слишком большого напряжения для человеческого организма.
Высоцкий жил в великой стране — и это помогло ему вырасти в полный рост, даже больше. Что и убило его (лишние несколько сантиметров). Сегодня был бы что-то типа Гришковца с «Бигудями».
Алексей Кубрик, поэт, Москва
Вертинский, Анчаров, Высоцкий, Галич, Окуджава… Чтобы и слова, и музыка были конгениальны – случается редко. Музыка стирает слова, что ли. Высоцкий чаще рассказывает что-то, но и песни, а не речитативы, у него есть. «Протопи ты мне баньку по-белому…», «Там, у соседа, пир горой…», «Час зачатья я помню не точно…», «Я — "Як"-истребитель, мотор мой звенит…», «Я несла свою беду…»… Трудное равновесие. Есть у этих стихов и песен в равной степени редкое качество: они останавливают безумие времени.
Буквально. Т.е. если тебя, повествующего о поэзии в силу вынужденных обстоятельств (преподавание), не слушают, и нет сил изобретать сильные ходы для тонких материй, то ты начинаешь читать эти стихи - и в аудитории воцаряется тишина. Гаджеты отваливаются, эросы сублимируются, пищеварение отступает. И любить, и помнить стихи Высоцкого легко, в том числе и спрятанные в его катакомбах:
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
Чем поэт опаснее для социума, тем он нужнее для него. Всегда.
Имя артиста, исполнившего главную роль, тщательно скрывается. Автор картины заявил, что этого никто и никогда не узнает, так как имени актера не будет даже в титрах. Но эта тема активно обсуждается, и ходят слухи, что Высоцкого играет либо Сергей Безруков, либо Владимир Вдовиченков. При этом некоторые СМИ отмечают, что именно Безруков не пришел накануне на премьеру «Высоцкого» в «Октябре».
Как в свою очередь заявил журналистам гендиректор Первого канала и продюсер картины Константин Эрнст, никакой интриги нет, авторы фильма просто хотели, чтобы имя актера не отвлекало зрителей от образа.